Предварительное расследование по уголовным делам в отношении несовершеннолетних отличается, помимо всего вышесказанного, еще и наличием особенностей участия подростков в отдельных следственных действиях. Одна из таких особенностей связана с порядком вызова несовершеннолетнего к следователю (дознавателю) через его законных представителей. В случае нахождения несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) под стражей он вызывается через администрацию места содержания под стражей.
Еще одной особенностью является место осуществления следственного действия. По общему правилу производство следственных действий осуществляется по месту предварительного расследования. Однако, участие несовершеннолетнего придает особое значение подготовке к производству следственного действия, в рамках которой выясняются личностные особенности подростка и на их основании решается вопрос о месте осуществления следственных действий.
Если следователем получены данные о неустойчивости психики несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), его застенчивости или робости, то он вправе принять решение о проведении следственного действия в условиях, привычных для подростка (по месту его жительства или учебы). Это будет способствовать облегчению установления психологического контакта и получению развернутых показаний об обстоятельствах происшедшего. Однако, следует помнить о том, что в это же место необходимо будет пригласить защитника несовершеннолетнего, его законного представителя, а при необходимости также педагога или психолога, что может вызвать дополнительные проблемы [1].
Существенным для расследования преступления является вопрос о времени проведения следственного действия. Например, не желательно вызывать несовершеннолетнего к следователю (дознавателю) во время учебных занятий или во время обеда, прогулки в случае нахождения подростка под стражей.
Допрос несовершеннолетнего не может длиться более двух часов подряд, а в общей сложности в течение дня он не должен продолжаться более четырех часов.
В рамках подготовки к следственному действию должностное лицо, производящее предварительное расследование, должно выяснить особенности личности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, его родителей и круга его общения. Такие сведения возможно получить путем допроса педагогов того учебного заведения, в котором обучается подросток, соседей по месту жительства, путем запроса информации из подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [2]. Не лишним будет истребование и изучение медицинской карты несовершеннолетнего, так как именно в ней могут содержаться сведения об особенностях психического и физического развития несовершеннолетнего.
Перед началом осуществления допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) ему должно быть разъяснено, что данные им показания могут лечь в основу предъявляемого ему в будущем обвинения. Слова следователя не должны запугивать подростка, а должны быть направлены на разъяснение положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в том числе в части возможных санкций за совершенное деяние. В случае, если следователь будет перегибать палку, это может привести к тому, что подросток замкнется в себе и не пойдет на контакт или наоборот будет себя вести нагло и вызывающе. Только учитывая данные особенности, следователь может грамотно подготовиться к проведению следственного действии и получить необходимые доказательства, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела. Более того, налаженный с подростком контакт может сохраняться и при производстве иных следственных действий в будущем, что положительно скажется на результатах расследования.
По общему правилу при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет обязательным является участие педагога или психолога. Их участие признается обязательным и в том случае, если подозреваемый (обвиняемый) достиг шестнадцатилетнего возраста, но отстает в психическом развитии либо у него имеет психическое расстройство. Показания, полученные при допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в отсутствие педагога или психолога, если их участие в следственном действии являлось обязательным, признаются в последующим недопустимым доказательством по уголовному делу [3].
Однако стоит еще раз подчеркнуть, что для допроса обвиняемых в возрасте от 16 до 18 лет, не страдающих какими-либо расстройствами психики, участие педагога или психолога не является обязательным, что не всегда достоверно понимается судами. Так, апелляционным постановлением Московского городского суда отменено постановление Кунцевского районного суда города Москвы, которым уголовное дело в отношении несовершеннолетних было возвращено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Как указал суд первой инстанции при возвращении дела, в ходе осуществления предварительного расследования один из обвиняемых допрошен в отсутствие педагога или психолога, что является нарушением его права на защиту. Отменяя данный судебный акт, суд апелляционной инстанции учел, что на момент совершения преступления и на момент проведения допроса несовершеннолетний обвиняемый достиг 16-летнего возраста, согласно заключению эксперта психическими расстройствами и слабоумием не страдает, может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. Таким образом, присутствие педагога или психолога при допросе обвиняемого и при предъявлении ему обвинения не требовалось [4].
Основная цель участия педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) — оказание помощи следователю в получении от допрашиваемого лица правдивых показаний, а также в правильном формулировании вопросов при проведении допроса в целом. Однако, участие психолога позволяет установить с подростком психологический контакт, учесть его эмоциональное состояние, правильно оценить показания допрашиваемого с учетом его возрастных особенностей, его психологическое состояние в условиях психотравмирующей ситуации, которой является допрос [5, c. 28].
Именно участие педагога или психолога в производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) позволяет лицу, осуществляющему предварительное расследование наладить такой контакт с подростком, который будет способствовать доверительному отношению ребенка к следователю (дознавателю), что важно для установления обстоятельств совершенного преступления, роли несовершеннолетнего в его совершении, мотивов и целей [6].
Хотя некоторые авторы высказываются о том, что участие педагога при производстве допроса несовершеннолетнего является архаизмом того времени, когда в образовательных учреждениях не имелось профессиональных психологов, а потому их функции возлагались на педагогов, работающих с детьми [7]. С такой точкой зрения сложно согласиться, поскольку до настоящего времени в ряде российских школ по-прежнему отсутствует штатный психолог.
Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что у следователя (дознавателя) должно быть право выбора между педагогом и психологом, а в случае необходимости ему должно предоставлять право пользоваться помощью обоих этих сведущих лиц одновременно [8]. И хотя в последнее время отношения между учениками и преподавателями в стенах образовательных организаций существенно изменились, это не свидетельствует о невозможности участия педагога в уголовном процессе. В каждом конкретном случае следователь (дознаватель) должен оценивать возможность привлечения педагога либо психолога на основании тех сведений, которыми он обладает.
Также при осуществлении допроса несовершеннолетнего обязательным является участие защитника, который имеет право задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании следственного действия — знакомиться с протоколом и приносить на него замечания.
Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) обуславливаются своеобразием их психики и, соответственно, восприятием происходящих событий, на основании чего формируются показания подростка в целом. У несовершеннолетнего отсутствуют достаточные знания и жизненный опыт, в связи с чем, он может быть неспособен правильно оценивать ситуацию, поступки (свои и окружающих), а более того он склонен к внушению и фантазированию.
Ввиду того, что несовершеннолетний склонен фантазировать или неверно воспринимать происходящее, его показания, данные в ходе допроса, могут вступать в противоречие с показаниями иных участников процесса, а потому частым следственным действием в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является очная ставка.
До начала проведения очной ставки с участием несовершеннолетнего следователь обязательно должен разъяснить порядок ее проведения, подчеркнув недопустимость оказания давления на оппонента. Сложность проведения названного следственного действия заключается в том, что, как правило, родителям или законным представителям несовершеннолетнего небезразлична его судьба, а потому они не могут вести себя спокойно в ходе очной ставки, все время перебивают допрашиваемых, высказывая свое мнение по поводу их показаний. Следователю приходится постоянно пресекать такие действия законных представителей, делать им замечания с занесением их в протокол следственного действия с целью заставить их быть сдержаннее.
Проведение очной ставки между несовершеннолетними зачастую позволяет устранить сомнения, которые имелись ранее в материалах уголовного дела, поскольку подростки начинают вступать в спор друг с другом и давать правдивые показания. Так, например, следователем было возбуждено дело в отношении двоих несовершеннолетних, которые совершили угон транспортного средства с парковки торгово-развлекательного комплекса. При допросе оба несовершеннолетних указывали на то, что завладели автомобилем без цели хищения, чтобы просто покататься. Однако в их показаниях имелись противоречия относительно того, кто первым сел за руль и тронулся с парковки. Кроме того, противоречия в показаниях несовершеннолетних имелись и по поводу того, кто был за рулем в момент столкновения этого автомобиля со встречным автобусом. Оба подростка с места происшествия скрылись. Только в ходе проведения очной ставки следователю удалось получить от подростков показания о том, что с парковки транспортное средство угонял один, а в момент столкновения с автобусом за рулем был другой [2].
Таким образом, можно заключить, что в наибольшей степени особенностями производства следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) обладает проведение допроса, поскольку именно в этот момент обязательно участие защитника, законного представителя, а иногда педагога или психолога. Только изучив эти особенности и подготовившись к ним, следователь (дознаватель) сможет достичь положительных результатов расследования.
Литература:
- Хабарова Г. В. К вопросу об особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики РФ: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2015.
- Голубев Н. А. Некоторые особенности расследования преступлений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 1.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 (в ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 2011. № 29; 2016. № 277.
- Апелляционное постановление Московского городского суда от 9 марта 2017 г. по делу № 10–2975/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
- Анисимова Н. В. Проблемные моменты участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Миграционное право. 2014. № 3.
- Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. — М., 2010.
- Любичев С. Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: сб. науч. статей. в 2 ч. Ч. 1. — Курск, 2007.
- Тетюев С. В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: сб. науч. тр. юрид. ф-та Оренбургского гос. ун-та. — Оренбург, 2007. Вып. 5.