Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Пути повышения эффективности воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей

Научный руководитель
Юриспруденция
Препринт статьи
23.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы повышения эффективности воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Анализируются теоретические подходы к пониманию воспитательного воздействия и его роли в ресоциализации несовершеннолетних. Обосновывается необходимость комплексного подхода к организации воспитательной работы, учитывающего индивидуальные особенности личности правонарушителя, социокультурные факторы и специфику условий отбывания наказания. Выделяются ключевые направления совершенствования воспитательного воздействия, включающие развитие системы психологической поддержки, повышение квалификации педагогического и воспитательного персонала, активизацию взаимодействия с семьей и общественными организациями, внедрение инновационных методик воспитания и социальной адаптации. На основе проведенного анализа предлагаются конкретные рекомендации по повышению эффективности воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, направленные на снижение рецидивной преступности и успешную интеграцию их в общество. Подчеркивается важность создания благоприятной воспитывающей среды, способствующей формированию у несовершеннолетних правонарушителей позитивных ценностей, социальных навыков и чувства ответственности за свои поступки.
Библиографическое описание
Драч, А. М. Пути повышения эффективности воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей / А. М. Драч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/131955.


Развитие правового регулирования воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в Российской Федерации прошло несколько ключевых этапов, начиная с 1990-х годов. Принятие Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» стало основополагающим актом, заложившим системный подход к профилактической работе [1]. Данный закон определил комплекс мер по выявлению и устранению причин безнадзорности, а также установил субъекты профилактики. Последующие изменения законодательства были направлены на усиление реабилитационной составляющей и расширение перечня мер воспитательного воздействия.

Формирование отечественной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществлялось с учетом международных правовых стандартов. Ратификация Конвенции о правах ребенка в 1990 году обусловила ориентацию на принципы приоритета воспитательных мер над карательными. Как отмечает А. В. Наумов, «включение международных норм в российское законодательство способствовало гуманизации подходов к несовершеннолетним правонарушителям» [8]. Это выразилось в развитии института примирения сторон и внедрении восстановительных технологий в работу комиссий по делам несовершеннолетних.

Практика применения мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в Российской Федерации характеризуется значительными региональными различиями. В различных субъектах РФ наблюдается неоднородность подходов к реализации профилактических программ и реабилитационных мероприятий. Данные различия обусловлены как экономическими возможностями регионов, так и спецификой местных социальных проблем. В результате эффективность воспитательного воздействия существенно варьируется в зависимости от территориального фактора.

Важным фактором, ограничивающим результативность воспитательных мер, выступает недостаточная ресурсная обеспеченность специализированных учреждений. Многие центры временного содержания и комиссии по делам несовершеннолетних сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров и материально-технической базы. Отсутствие современных методик работы и учебных материалов снижает качество проводимой профилактической работы. Вследствие этого воспитательное воздействие зачастую не достигает своих основных целей по ресоциализации подростков.

Негативное социальное окружение играет ключевую роль в формировании девиантных установок у несовершеннолетних правонарушителей. Асоциальные семьи, где распространены насилие, пренебрежение нуждами ребенка или криминальные модели поведения, создают основу для воспроизводства противоправных стереотипов. Криминогенные группы сверстников усиливают этот эффект, предлагая альтернативные системы ценностей и групповую поддержку противоправных действий. Подростки, стремясь к социальной идентификации, часто усваивают нормы таких групп как доминирующие [10].

Возрастные психологические особенности существенно снижают восприимчивость несовершеннолетних к традиционным воспитательным мерам. Характерные для подростков неустойчивость самооценки и повышенная потребность в самоутверждении приводят к сопротивлению авторитетам. Импульсивность и склонность к риску затрудняют долгосрочное прогнозирование последствий своих действий, что снижает эффективность профилактических бесед. Данные особенности развития делают стандартные методы воздействия недостаточно адаптированными к специфике подростковой психики.

Дефицит материально-технических и кадровых ресурсов в специализированных учреждениях существенно ограничивает возможность реализации индивидуального подхода к несовершеннолетним правонарушителям. Недостаточное финансирование приводит к неудовлетворительному состоянию инфраструктуры центров временного содержания и воспитательных колоний. Кадровый голод проявляется в нехватке квалифицированных психологов, социальных педагогов и других специалистов, способных разрабатывать персонифицированные программы коррекции. Как отмечается в исследовании, «неудовлетворительное материально-техническое обеспечение» и «проблемные вопросы в кадровом обеспечении» создают системные препятствия для эффективной работы уголовно-исполнительных инспекций [11].

Пробелы в правовом регулировании межведомственного взаимодействия органов профилактики приводят к дублированию функций и снижению эффективности программ ресоциализации. Отсутствие четких законодательных механизмов координации между комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, социальной защиты и образовательными учреждениями вызывает рассогласованность их действий. Это усугубляется «сложностью правового регулирования деятельности инспекций» и «несовершенством информационно-аналитического обеспечения», что отмечается в научных работах [12]. Следствием становится фрагментарность воспитательного воздействия и недостаточный контроль за динамикой поведения несовершеннолетних.

Ключевым направлением реформирования правовых механизмов воспитательного воздействия является внедрение обязательной психолого-педагогической диагностики при выборе мер. Данная процедура должна предшествовать назначению конкретной меры воздействия и включать комплексную оценку личностных особенностей несовершеннолетнего, его социальной ситуации развития и семейных условий. Результаты диагностики позволят определить индивидуальные факторы риска и ресурсы для коррекции поведения. Такой подход обеспечит научно обоснованный выбор воспитательных мер с учетом специфики каждого случая.

Законодательное закрепление дифференцированных санкций требует расширения перечня альтернативных наказаний, адаптированных под различные категории правонарушителей. Необходимо предусмотреть гибкие меры, соответствующие тяжести деяния, возрасту и индивидуальным особенностям подростка. Введение новых санкций должно сопровождаться разработкой четких критериев их применения комиссиями по делам несовершеннолетних. Как отмечают исследователи, «наибольшее влияние на исправление поведения несовершеннолетних правонарушителей способна оказать работа с психологом в рамках индивидуальной коррекционной программы (26 %), а также включение несовершеннолетних в работу кружков и секций и/или их трудоустройство в каникулярное время [2]». Данные меры должны быть законодательно закреплены как варианты альтернативного воздействия.

Повышение эффективности воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей требует создания единых межведомственных информационных платформ. Подобные системы позволяют обеспечить оперативный обмен данными между комиссиями по делам несовершеннолетних, социальными службами и образовательными организациями. Интегрированная база данных способствует своевременному выявлению проблемных ситуаций и согласованному реагированию всех заинтересованных структур. Кроме того, централизованный доступ к информации минимизирует дублирование функций и повышает качество сопровождения несовершеннолетних.

Необходимым условием для объективного анализа результативности воспитательных мер является разработка унифицированных критериев оценки. Ключевыми показателями должны выступать динамика рецидивной преступности среди несовершеннолетних и уровень их социальной адаптации после применения воспитательных воздействий. Систематический мониторинг данных параметров позволит выявлять наиболее эффективные практики и своевременно корректировать применяемые подходы. Унификация критериев также обеспечит сопоставимость результатов на различных территориях и в разных временных периодах.

Системная оптимизация воспитательного воздействия позволит преодолеть ключевую проблему недостаточной эффективности существующих мер. Данная проблема, как показал анализ, выражается в 30 %-ном уровне повторных правонарушений по данным МВД РФ.

Выявленные детерминанты неэффективности требуют комплексного преодоления. К ним относятся отсутствие персонализированного подхода и слабая межведомственная координация. Также значимыми факторами являются ресурсные дефициты и психолого-социальные барьеры ресоциализации. Преодоление этих проблем возможно через модернизацию как правовых механизмов, так и практики их применения.

Разработанные предложения по реформированию системы формируют основу для достижения качественного улучшения результатов воспитательного воздействия. Они предусматривают законодательное закрепление индивидуализированных программ реабилитации и создание единых координационных центров на региональном уровне. Важным элементом является внедрение инновационных методик с доказанной эффективностью.

Реализация предложенных мер, адаптированных к российским правовым реалиям с учетом международного опыта, способна обеспечить не только снижение рецидивов. Она будет способствовать укреплению системы защиты прав ребенка. Данное направление соответствует стратегическим ориентирам государственной политики в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Литература:

  1. Агаев Г. А. Зорина Е. А. Баженов А. В. Современное уголовное законодательство России как правовая основа борьбы с преступностью несовершеннолетних // Научная статья. — 2022 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-ugolovnoe-zakonodatelstvo-rossii-kak-pravovaya-osnova-borby-s-prestupnostyu-nesovershennoletnih
  2. Антонова А. С. Вторичная профилактика делинквентного поведения подростков: межведомственный подход // Научные результаты в социальной работе. — 2024. — № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75175552&ysclid=mjbx29nbka865504012
  3. Арпентьева М. Р. Вопросы ювенальной юстиции // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — 2016. — № 5. — С. 13–17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-yuvenalnoy-yustitsii?ysclid=mjbx0t9i1h286255301
  4. Арямов А. А., Бодаевский В. П., Саливанов А. А. Уголовное наказание: назначение и освобождение: учебник. — М.: Юрлитинформ, 2017. — 320 с.
  5. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / под общей редакцией В. В. Векленко. — 4-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–20421–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. https://urait.ru/bcode/581413
  6. Ефремова И. А. Ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация несовершеннолетних: сущность и соотношение понятий // Уголовно-исполнительное право. — 2023. — № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsiya-sotsialnaya-adaptatsiya-i-sotsialnaya-reabilitatsiya-nesovershennoletnih-suschnost-i-sootnoshenie-ponyatiy?ysclid=mjbwykg6vt276811087
  7. Казанкова О. А. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним // Эпомен. — 2021. — № 56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prinuditelnye-mery-vospitatelnogo-haraktera-primenyaemye-k-nesovershennoletnim?ysclid=mjbwxneu3q211472238
  8. Наумов А. В. Н34 Избранные труды. О реформе Уголовного кодекса Российской Федерации (публикации 2009–2019 гг.) / [сост. е.Н. Карабанова, И. А. Стаценко; вступит. ст. О. С. Капинус]; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2019. — 384 с. URL: 7 Сборник Избранные труды АВ Наумова.pdf
  9. Никишин Д. Л. К вопросу о проблемах исполнения мер уголовно-правового характера // Вестник алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 12. — С. 213–217. URL: https://vaael.ru/article/view?id=1986&ysclid=mjbwpdd2tu541723778
  10. Суслов Ю. Е., Кряжева С. Г., Новиков А. В. Особенности педагогического воздействия посредством мероприятий культурно-воспитательного характера на делинктивных несовершеннолетних в закрытом социуме // Педагогический журнал. — 2021. — № 4. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2021–4/c18-suslov-kryazheva-novikov.pdf
  11. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Психологические причины и условия отклоняющегося поведения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Пенитенциарная наука. — 2020. — № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-prichiny-i-usloviya-otklonyayuschegosya-povedeniya-podrostkov-nahodyaschihsya-v-tsentrah-vremennogo-soderzhaniya?ysclid=mjbwvxmywp169428578
  12. Чистохина В. А. Технологии социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. — 2022. — № 9. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2022–9/d9-chistokhina.pdf
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный