Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание

Научный руководитель
Юриспруденция
22.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в воспитательных колониях. Особое внимание уделяется недостаточной индивидуализации воспитательных программ, что снижает их эффективность из-за игнорирования специфических потребностей и психологических особенностей каждого подростка. Также анализируется проблема слабого межведомственного взаимодействия между учреждениями ФСИН и органами профилактики, включая правовые и организационные барьеры в координации действий с органами опеки и попечительства. Акцентируется внимание на проблемах преемственности профилактической работы и разрозненности усилий различных ведомств, что препятствует эффективной ресоциализации несовершеннолетних осужденных после освобождения. В заключение подчеркивается необходимость совершенствования межведомственного сотрудничества и разработки индивидуализированных подходов для повышения эффективности воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Библиографическое описание
Драч, А. М. Современные проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание / А. М. Драч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131779.


Актуальность настоящего исследования подчеркивается тревожной статистикой роста рецидивной преступности среди несовершеннолетних осужденных в России. За период 2023–2024 годов, по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), отмечается увеличение числа повторных правонарушений на 12 %. Данная динамика актуализирует необходимость пересмотра подходов к воспитательной работе в исправительных учреждениях в свете последних изменений уголовно-исполнительного законодательства, в частности, Федерального закона № 239-ФЗ от 08.08.2024, который направлен на усиление профилактики рецидивной преступности среди несовершеннолетних.

Ключевая проблема заключается в системной неэффективности воспитательных программ для несовершеннолетних осужденных, что обусловлено отсутствием законодательно закрепленных механизмов индивидуализации ресоциализации, предусмотренных статьей 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ). Недостаточное взаимодействие между учреждениями ФСИН и органами опеки и попечительства, как показывают судебная практика и ведомственные отчеты, также в значительной мере препятствует успешной реинтеграции несовершеннолетних в общество после освобождения.

Целью данного исследования является проведение комплексного анализа правовых и организационных проблем воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в рамках российской пенитенциарной системы. На основе выявленных проблем планируется разработать конкретные предложения по совершенствованию норм УИК РФ и Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», что позволит повысить эффективность ресоциализации и снизить уровень рецидивной преступности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: во-первых, осуществляется систематизация нормативно-правовой базы, регулирующей воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными; во-вторых, анализируются практические проблемы реализации воспитательных мер на основе изучения пенитенциарной практики в Российской Федерации; в-третьих, разрабатываются рекомендации по устранению выявленных законодательных пробелов, особенно в части индивидуализации мер воздействия и улучшения межведомственной координации.

В контексте правовых основ воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в Российской Федерации ключевую роль играют конституционные нормы, направленные на защиту прав ребенка. Статья 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это положение формирует фундаментальную основу для всех последующих законодательных актов, регулирующих воспитательную работу.

Соотношение международных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями и российских конституционных положений является важным аспектом формирования правовой базы воспитательной работы. Российская Федерация, как участник международных договоров, признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, что отражено в части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Это обязывает государство учитывать такие документы, как Конвенция ООН о правах ребенка, при формировании национального законодательства в сфере воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее — УИК РФ) определяет основные направления воспитательной работы с осужденными, включая несовершеннолетних. В частности, статья 109 УИК РФ устанавливает, что «воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения». Эти положения подчеркивают комплексный характер воспитательного воздействия, ориентированного на ресоциализацию и адаптацию несовершеннолетних к жизни в обществе. При этом специфика работы с несовершеннолетними осужденными обусловлена их возрастными и психофизиологическими особенностями, требующими применения особых подходов и методик.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — ФЗ № 120-ФЗ) также играет ключевую роль в правовом регулировании воспитательного воздействия. Данный закон определяет систему органов и учреждений профилактики, их компетенцию и порядок взаимодействия, направленные на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних. Важно отметить, что положения ФЗ № 120-ФЗ распространяются и на несовершеннолетних, отбывающих наказание, обеспечивая преемственность профилактических мер на всех этапах их социального становления. Таким образом, законодательство формирует правовую основу для комплексного воздействия на личность несовершеннолетнего осужденного, способствуя его исправлению и дальнейшей интеграции в общество.

Одной из ключевых проблем в системе воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными является отсутствие индивидуализации программ, что существенно снижает эффективность коррекционного воздействия. Стандартизированные подходы не учитывают специфические потребности, психологические особенности и жизненный опыт каждого подростка, что препятствует формированию устойчивых позитивных изменений. Несмотря на то, что «незначительная численность несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях позволяет создание индивидуального, комплексного и адресного воздействия на них», на практике это реализуется не в полной мере.

Формальный подход к разработке и реализации реабилитационных мероприятий приводит к тому, что несовершеннолетние не получают адекватной поддержки для изменения девиантных моделей поведения. Это способствует воспроизводству противоправных действий после освобождения, поскольку не происходит глубокой проработки причин их отклоняющегося поведения. Как отмечается, «невысокая, подчас, эффективность при проведении коррекционной работы с несовершеннолетними в воспитательных колониях является следствием применения сотрудниками техник и методов, ориентированных на взрослую аудиторию, не адаптированных к специфическим ювенальным особенностям» [8, c.132].

Недостаточное взаимодействие между учреждениями ФСИН и органами профилактики является одной из ключевых проблем в системе ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Существующие правовые пробелы в регулировании межведомственного сотрудничества значительно затрудняют эффективную передачу данных о несовершеннолетних после их освобождения. Это создает сложности для своевременного включения бывших осужденных в систему социальной адаптации и поддержки.

Организационные барьеры в координации действий учреждений исполнения наказаний и органов опеки и попечительства существенно ограничивают преемственность профилактической работы. Отсутствие четких механизмов обмена информацией и совместного планирования мероприятий приводит к разрозненности усилий различных ведомств. «Данное обстоятельство иллюстрирует недостаточную координацию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в совместной работе несмотря на то, что все субъекты функционируют в единой системе межведомственного взаимодействия [9, c.149]».

Кадровый дефицит в воспитательных учреждениях ФСИН России представляет собой серьезное препятствие для реализации эффективной ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Острая нехватка психологов и социальных работников приводит к чрезмерной нагрузке на имеющихся специалистов. Как отмечают эксперты, «численность психологов и социальных работников в воспитательных колониях не соответствует установленным нормативам». Это негативно сказывается на качестве психолого-педагогического сопровождения, что затрудняет процесс коррекции поведения подростков.

Финансовая ограниченность материально-технической базы воспитательных центров существенно сдерживает применение инновационных воспитательных методик. Отсутствие необходимого оборудования и современных обучающих материалов препятствует полноценной организации образовательного и досугового процессов. Данная проблема усугубляется моральным и физическим износом существующей инфраструктуры, что дополнительно снижает эффективность реабилитационных программ.

Для усиления индивидуального подхода в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными необходимо ввести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) нормы, обязывающие учитывать возрастные и психологические особенности каждого подростка при разработке индивидуальных воспитательных программ. Это позволит адаптировать методы и формы воспитательного воздействия к конкретным потребностям и уровню развития несовершеннолетнего, повышая эффективность ресоциализации. Применение комплексных индивидуальных программ ресоциализации является ключевым элементом в данном процессе. Как отмечают исследователи, «Одной из приоритетных задач упомянутой программы является «совершенствование уголовно-исполнительного законодательства в части организации воспитательной и социальной работы с осужденными». Исходя из поставленной задачи и основываясь на анализе проблем в организации и проведении социально-педагогической работы с лицами, отбывающими уголовные наказания, предлагаем на ведомственном уровне разработать и принять следующие нормативные акты: о применении комплексных индивидуальных программ ресоциализации в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания [1, c.47]».

Важным шагом является закрепление в УИК РФ требований к проведению комплексной психолого-педагогической диагностики как основы для формирования персонифицированных планов воспитательной работы. Такая диагностика должна предшествовать разработке любой воспитательной программы, предоставляя полную картину личностных характеристик, девиантного поведения и образовательных потребностей несовершеннолетнего. Результаты диагностики позволят формировать не только общие, но и специализированные коррекционные программы, нацеленные на устранение конкретных проблем и развитие необходимых навыков для успешной адаптации в обществе. Это обеспечит более глубокое понимание причин совершения правонарушений и выбор адекватных методов воздействия.

В контексте совершенствования законодательства и практики воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, одним из ключевых направлений является развитие механизмов межведомственного взаимодействия. Эффективность профилактики правонарушений напрямую зависит от скоординированных действий различных структур. В этой связи, создание единой информационной платформы для оперативного взаимодействия между учреждениями ФСИН, комиссиями по делам несовершеннолетних и органами опеки представляется крайне актуальным.

Для реализации полноценного межведомственного взаимодействия необходимо разработать и внедрить правовые механизмы оперативного обмена персональными данными несовершеннолетних, осуждённых между ведомствами. При этом крайне важно обеспечить строгое соблюдение требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. Только при условии надежной защиты информации и четкого регламента ее использования возможно построение эффективной системы профилактики правонарушений среди данной категории лиц.

Для повышения эффективности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными необходимо внедрение обязательных курсов повышения квалификации для сотрудников воспитательных служб. Эти курсы должны быть ориентированы на освоение современных методик ресоциализации подростков, учитывающих их возрастные и психологические особенности. Особое внимание следует уделить формированию навыков работы с трудными подростками и применению индивидуального подхода в воспитательном процессе. Важно, чтобы программы обучения включали практические занятия и обмен опытом между специалистами.

Оптимизация бюджетного финансирования является ключевым аспектом для обеспечения качественной реализации воспитательных программ. Целевое выделение средств на материально-техническое обеспечение учреждений ФСИН позволит обновить оборудование, создать современные образовательные и досуговые пространства. При этом «немаловажное значение приобретает и роль руководителя учреждения, его заместителей и непосредственных начальников отделов и служб, сотрудники которых принимают участие в обучении». Положительное отношение руководства к таким мероприятиям способствует повышению их субъективной значимости, что, в свою очередь, положительно влияет на посещаемость занятий сотрудниками и на эффективность обучения [6, c.43].

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными в России сохраняет свою высокую актуальность, особенно в свете роста рецидивной преступности среди подростков и недавних законодательных изменений. Увеличение числа осужденных несовершеннолетних на 12 % за последние два года подчеркивает остроту проблемы. Поправки в УИК РФ, введенные в 2023 году, направлены на усиление профилактики рецидива, что требует глубокого анализа эффективности существующих мер воспитательного воздействия.

Исследование правовых основ выявило существенные пробелы в регулировании воспитательной работы, несмотря на наличие УИК РФ и Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Отсутствие четких критериев индивидуализации мер ресоциализации и недостаточное межведомственное взаимодействие между учреждениями ФСИН и органами опеки снижают эффективность программ. Это приводит к формальному выполнению воспитательных функций без достижения поставленных целей.

Для устранения выявленных проблем предложены конкретные меры, включая корректировку норм УИК РФ для усиления индивидуального подхода в воспитательных программах. Развитие механизмов координации между ФСИН и органами профилактики позволит обеспечить комплексное решение проблем несовершеннолетних осужденных. Кроме того, необходимо улучшение кадрового обеспечения и материально-технической базы для повышения качества воспитательной работы.

Реализация разработанных рекомендаций направлена на повышение эффективности воспитательной работы и ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Это будет способствовать снижению уровня рецидивной преступности среди подростков, что полностью соответствует целям современной уголовно-исполнительной политики России. Проведенное исследование подтверждает необходимость системных изменений в законодательстве и практике для достижения устойчивых результатов.

Литература:

  1. Ананьев О. Г., Кузнецов М. И. Оказание социально-педагогической помощи лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы // Психология и педагогика в уголовно-исполнительной системе. Вопросы современной науки и практики. — 2021. — № 1. — С. 45–48. URL: https://vestnik43.ru/assets/mgr/docs/ВСНиП %202021/ВСНиП %201(4)_2021/ananievkuznecov.pdf
  2. Викторов В. Ю., Матвеев П. А., Шумаков С. А. Проблемы усиления уголовной ответственности за изнасилование и другие преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Право». — 2022. — № 2. — С. 94–98. URL: https://eprints.tversu.ru/id/eprint/11364/1/Право %202022–2–94–101.pdf
  3. Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Пути коррекции детско-родительских отношений в семье несовершеннолетних осужденных // Психология и педагогика в уголовно-исполнительной системе. — 2021. — № 2. — С. 77–81. URL: https://vestnik43.ru/assets/mgr/docs/ВСНиП %202021/ВСНиП %202(5)_2021/zautrova-kevlya.pdf
  4. Зеленская О. О., Демьянов В. В. Отдельные аспекты комплектования кадрового состава уголовно-исполнительной системы // Вопросы российского и международного права. — 2020. — № 10. — С. 85–91. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44718582
  5. Кириллова Т. В., Пашукова А. Д. Профессиональная компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов // Психология и право. — 2023. — № 1. — С. 64–76. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2023_n1/Kirillova_Pashukova
  6. Кряжева С. Г. Оценка эффективности программы формирования профессионально-педагогической готовности сотрудников УИС к воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями // Научный поиск: личность, образование, культура. — 2024. — № 4. — С. 38–44. URL: https://sspu.ru/pages/journal/doi/2024–4/6
  7. Кунц Е. В. Научное обоснование проблемы несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях. // Научная статья — 2023. — № 2. — С. 86–93. [электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-obosnovanie-problemy-nesovershennoletnih-osuzhdennyh-otbyvayuschih-nakazanie-v-vospitatelnyh-koloniyah
  8. Новиков А. В., Кулакова С. В., Кротова Д. Н. Психолого-педагогические и гендерные особенности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2019. — № 2. — С. 130–138. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2019–2/16-novikov-kulakova-krotova.pdf
  9. Середа В. М., Сагитова Г. Р., Даниленко Л. А. и др. Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как системообразующий фактор эффективной медико-социальной помощи семье и детям // Проблемы городского здравоохранения. — 2023. — С. 147–151. URL: https://pureportal.spbu.ru/ru/publications/(628e235b-f3f4–44f2–8375-bb45295aa40f)/export.html
  10. Суслов Ю. Е., Кряжева С. Г., Новиков А. В. Особенности педагогического воздействия посредством мероприятий культурно-воспитательного характера на делинктивных несовершеннолетних в закрытом социуме // Педагогический журнал. — 2021. — № 4. — С. 456–468. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2021–4/c18-suslov-kryazheva-novikov.pdf
  11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный