Согласно ст.1 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство преследует следующие цели: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами [1]. При этом исправление (как понимаю, под ним подразумевается та самая ресоциализация) осужденных и предупреждение совершения новых преступлений происходит в изолированной от общества обстановке. Предчувствую, что здесь вы можете возмутиться: «А как иначе перевоспитать асоциальных «рудиментов» общества? Только изоляция, лишения и «от звонка до звонка»». Вступать в полемику я не намерен, но вот рассмотреть правовую сторону процесса ресоциализации несовершеннолетнего осужденного к лишению свободы, дабы дать субъективную характеристику нынешней ситуации — намерен, без всяких сомнений.
Согласно статистическим данным в качестве основного вида наказания для осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, суды чаще избирают условное осуждение к лишению свободы — 47,1 % или 10,2 тыс. лиц в 2014 году, 40,5 % или 7,9 тыс. лиц в 2017 году, 41,1 % или 7,2 тыс. лиц в 2018 году. Лишение свободы, назначенное реально, было определено в качестве наказания в 2018 году для 18,0 % в структуре или 3,2 тыс. осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, что на 19,4 % ниже числа осужденных лиц этой категории к лишению свободы в 2014 году — 3,9 тыс. лиц (18,2 %), и на 8,9 % ниже, чем в 2017 году, когда лишение свободы было определено в качестве наказания 3,5 тыс. лиц (17,8 %) [2].
Цифры показывают то, что наша система наказания несовершеннолетних имеет под собой карательную основу. Тем временем, как во многих прогрессивных странах мира задан вектор на ресоциализационный подход к наказанию правонарушений, совершенными несовершеннолетними. Естественно, что в ряде регионов (Красноярский край, Иркутская область, Саратовская область) имеются качественные отличия работы пенитенциарных учреждений, но в основном, наличие в сфере наказания ряда проблем, таких как:
юридические (отсутствие единой нормативно правовой базы, которая не может давать полную картину реабилитации несовершеннолетнего, что в следствии приводит к отсутствию возможности реализации её на практике);
психологические (острая необходимость в трансформации подхода к работе следующих субъектов ресоциализации: работники пенитенциарных учреждений и системы, законодателей, КДНиЗП и что не маловажно общества в целом);
социальные (фокус внимания направлен на тех, кто освобождается из мест лишения свободы и не имеет перед собой понимания в «завтрашнем дне» из — за отсутствия перспектив, кроме как совершить преступление и стать частью криминального мира вновь).
Проблема карательного подхода системы наказания по отношению к несовершеннолетнему осужденному, несёт в себе немаловажную проблему на пути здоровой ресоциализации и обретения новых социальных и жизненных установок — индивидуализации наказания.
Статья 88 УК РФ говорит нам о том, что видами наказаний, назначаемые несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
(п. «д» в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) лишение свободы на определенный срок [3]
При этом практика судебных решений показывает то, что зачастую судьи назначают условное осуждение и лишение свободы. Данный факт является показательным для того, чтобы заявить об отсутствии индивидуализации во время рассмотрения и вынесения приговора. Ведь индивидуализация наказания является первостепенным фактором в ресоциализации несовершеннолетнего, вставшего на путь правонарушения. Садовникова М.Н акцентирует внимание на том, что важно учитывать особенности жизни и воспитания, уровень психологического развития, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие наказание [4, с. 59]
Реальная же картина такова, что из шести видов наказания статьи 88 УК РФ, зачастую используется только два: условное осуждение и лишение свободы. Посудите сами: осуждены в 2018 году к штрафу, назначенному в качестве основного наказания, 10,3 % или 1,8 тыс. лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, лишение права заниматься определенной деятельностью отсутствует в статистических показателях, а это даёт право усомниться либо в необходимости данного наказания, либо подтвердить однобокость решений. За последние годы активно применяются, как вид наказания — обязательные работы. Только в 2018 году 23,9 % в общей структуре судимости несовершеннолетних или 4,2 тыс. лиц (18,4 % или 4 тыс. лиц в 2014 году, 25,1 % или 4,9 тыс. лиц в 2017 году) [2]. Тенденция на использование обязательных работ даёт надежду на то, что данный вид наказания может благоприятно повлиять на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей, потому как он реализуется без изоляции ребенка из социальной среды. Естественно при использовании обязательных работ нельзя упускать из виду характер обязанностей, возложенных на несовершеннолетнего, уровень подготовки кадров уголовно — исполнительной инспекции и, конечно же, саму организацию обязательных работ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимается «…система социальных, правовых, педагогических и иных мер…» [5]. Проблемой данного закона является отсутствие чёткой системы взаимодействующих институтов, осуществляющих профилактику несовершеннолетних преступников. К сожалению, он только перечисляет структуры, определяя их полномочия, но этого мало. Ведь система работы с несовершеннолетними правонарушителями включает в себя: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специальные училища, специальные школы для детей с девиантным поведением, социально — реабилитационные центы, подразделения по делам несовершеннолетних, органы по делам молодёжи и молодёжной политике, Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и многое другое. Возможно, что данная проблема связана с тем, что нет единого координирующего центра, где бы происходила работа по ресоциализации, в том числе, и несовершеннолетних на пенитенциарном и поспенитенциарном этапах.
Помимо выше пересиленных проблем, с которыми сталкивается несовершеннолетний осужденный к лишению свободы, существуют некоторые «недосказанности» и недочёты образования в пенитенциарных учреждениях. Несмотря на имеющееся распоряжение Правительства от 14.10.2010 «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», где предполагается развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, имеется ряд проблем, которые неблагоприятно влияют на ресоциализацию несовершеннолетнего правонарушителя [6]:
Не каждая воспитательная колония, на данный момент, имеет собственное образовательное учреждение, базирующееся на территории воспитательной колонии. Соответственно отсутствие собственной образовательной базы влечёт за собой отсутствие или крайне слабое обновление материально-технической базы, отсутствие образовательного плана адаптированного под учебное заведение и несовершеннолетних отбывающих наказание.
Но самый главный недочёт данной проблемы в том, что нет сформированного, компетентного и постоянного преподавательского состава, который бы отвечал всем требованиям среды, в которой им необходимо трудиться. Ведь не секрет, что работа с несовершеннолетними в пенитенциарном учреждении отличается, минимум тем, что здесь работают иные психолого-педагогические установки.
Так же из предыдущей проблемы вытекает следующая: отсутствие разработки нормативно-правовой базы, закрепляющей разницу в организации учебно-воспитательного процесса в школе воспитательного учреждения и обычного общеобразовательного учреждения. Ведь учебные материалы и уровень знаний и развития несовершеннолетних, должны вносить свои коррективы в научно-педагогические рекомендации для пособий и пенитенциарных педагогов.
Наличие проблем в образовательном процессе несовершеннолетних осужденных к лишению свободы, влечёт за собой затруднения в их дальнейшем профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Например, на базе исправительных учреждений несовершеннолетние правонарушители могут освоить такие профессии: «автослесарь», «повар», «пекарь», «швея», «тракторист», «сварщик», «сантехник» и т.д. [7]. Важность и надобность этих профессий аргументируется тем, что они находятся в списке 50 востребованных профессий, который утвердил Министерство труда и социальной защиты населения. Однако не стоит забывать о том, что запросы современности выходят далеко за рамки «рабочих» профессий. В том же списке востребованных профессий значатся такие специальности как: «графический дизайнер», «специалист по информационным системам и программированию», «эколог» и т. д. Данные профессии являются более востребованными на рынке труда. При должном техническом оснащении (компьютерные классы присутствуют во многих ИУ) и необходимых специалистов, несовершеннолетние могли бы получать те специальности, которые котируются в нынешний период времени.
К сожалению, вышеизложенный список проблем несовершеннолетних отбывающих наказание в виде лишения свободы в пенитенциарном учреждении, никак не урегулирован на законодательном уровне. Так же он не является исчерпывающим, ведь особо важную роль в ресоциализации несовершеннолетнего играет семья, либо лица замещающие её. В законодательстве так же имеется ряд недочётов, которые необходимо отрегулировать, дабы процесс ресоциализации несовершеннолетнего протекал успешно, и не приводил к рецидивам. О возможных путях решений проблемы мы поговорим чуть позже, а сейчас предлагаю рассмотреть вопросы семейные.
Литература:
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 31 июля 2020 года) (редакция, действующая с 29 сентября 2020 года), ст. 1
- Судебная статистика за 2018 год [Электронный ресурс]: база данных — Режим доступа: https://pravo.ru/ дата обращения: 03.11.2020 год
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020), ст. 88
- Садовникова М. Н., Сибирский юридический вестник. 2005. № 1., «Некоторые проблемы ресоциализации несовершеннолетних на пенитенциарной и постпенитенциарной стадиях» 55–59 стр.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.1
- Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»
7. Приказ Минтруда России № 831 от 2 ноября 2015 г.