Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы
Авторы: Хрущев Ярослав Владиславович, Новикова Виктория Дмитриевна
Рубрика: 19. Уголовно-исполнительное право, пенитенциария
Опубликовано в
Дата публикации: 28.12.2018
Статья просмотрена: 2872 раза
Библиографическое описание:
Хрущев, Я. В. Социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы / Я. В. Хрущев, В. Д. Новикова. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/319/14747/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: социализация, несовершеннолетние, социальная реабилитация, технологии.
Дестабилизация российской экономики, разрушение старой системы ценностей, кризис института семьи, духовности негативно отражается на социальном самочувствии общества в целом. Прежде всего, происходящие процессы оказывают значительное влияние на неокрепшую психику несовершеннолетних, тем самым затрудняя процесс их социализации и усвоения ими социальных норм. Все это не может не указывать на существование в современном обществе факта социально-психологической и экономической депривации детей и подростков.
Рост числа несовершеннолетних лиц с девиантным и делинквентным поведением, проявляющийся в озлобленности, жестокости, асоциальных действиях продолжают вызывать серьезную озабоченность со стороны общественности и сегодня. Так, удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в 2017 году составил 4,1 % от всех предварительно расследованных преступлений (45288) [1, с. 9], из них порядка 23 % (10238) относятся к категории тяжких и особо тяжких [1, с. 44].
И итоге, несовершеннолетний, попав в уголовную среду и заключение, проходит через ломку своей привычной жизни. Вследствие чего происходит, во-первых, разрушение системы социальных связей и утрата привычного социального статуса; во-вторых, нарушение привычной системы социальной ориентации; в-третьих, снижение способности адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих и возможность принимать самостоятельные решения [2, с. 35]. Результатом этих негативных процессов после освобождения из мест лишения свободы является формирование у молодого человека чувства растерянности и «ненужности», то есть складывается ситуация «социальной или личностной недостаточности» [2, с. 35], которая может привести в дальнейшем к «разрушению» маленькой человеческой личности.
В таких обстоятельствах, российский законодатель, следуя международной традиции о помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, в частности Минимальным стандартным правилам Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. последовательно проводит процесс гуманизации уголовной политики России в отношении несовершеннолетних, направленный на необходимость расширения оснований для применения уголовных наказаний альтернативных лишению свободы [3], а также поиска современных адекватных мер оказания социальной помощи, которые должны носить не карательный, а прежде всего воспитательный, реабилитационный характер, так как подрастающее поколение это будущий потенциал развития страны.
Поэтому, проблема социальной реабилитации несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы имеет, прежде всего, огромное общественное значение, так как способствует не только снижению числа рецидивов преступлений, а в первую очередь помогает молодым людям вернуться в общество, восстановить «утраченные социальные связи и функции» [4, ст.26], свой правовой статус.
Так, к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, термин «социальная реабилитация» применяется двояко. По мнению О. Б. Белых, «социальная реабилитация» в узком понимании — «это восстановление или компенсация нарушенных социальных функций несовершеннолетнего, иначе говоря, его социального статуса и выполняемых им социальных ролей» [5, с. 170], в широком — это комбинационное применение медико-психолого-педагогических и социально-правовых мер, направленных «на компенсацию дефекта социального отклонения» [5, с. 170].
Иными словами, процесс социальной реабилитации несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы представляет собой комплексный процесс взаимодействия подростка и общества, который включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта через включение его в систему общественных отношений, а с другой стороны, процесс индивидуально-личностных изменений. В целом, социальная реабилитация, проводимая государственными, частными и общественными организациями направлена на выход молодого человека в режим самообеспечения и самостоятельной организации своей жизни.
В процессе ее организации подростку необходимо продемонстрировать определённый уровень социальной стабильности, «возможные жизненные перспективы внутри нового социального статуса» [2, с. 36], попытаться сформировать ощущение собственной значимости и ответственности за свою будущую жизнь, стимулировать активную жизненную позицию. Однако, реализовать это не так просто, не только в силу недостаточно развитой системы учреждений социальной реабилитации для лиц, освобожденных после отбывания наказания, недостатка финансирования и профессиональных кадров, а прежде всего в силу специфических особенностей реабилитации несовершеннолетнего, связанных с внутренней незавершенностью процесса его личностного развития; интенсивностью психо-эмоциональных переживаний; недостаточным желанием и возможностями личного участия в реабилитации, связанным в частности с особенностями подросткового поведения: негативизмом, внушаемостью, обостренным чувством независимости; сложными материально-бытовыми проблемами современной семьи и иными факторами [6, с. 16].
Тем не менее, несовершеннолетний после своего освобождения из мест лишения свободы остро нуждается в поддержке и помощи. Проблема вернуться в нормальное жизненное пространство по мнению социальных реабилитологов возникает даже у тех лиц, которые совершили преступление неумышленно.
Психолог О. Ф. Дубова указывает, что социальная реабилитация несовершеннолетних после освобождения из мест лишения свободы сегодня осуществляется, прежде всего, в форме социальной и психологической адаптации. [7, с. 48]. Российский законодатель в ст.24 ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»указывает на социальную адаптацию как на комплекс мероприятий по содействию в реализации конституционных прав, свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. [4].
Несовершеннолетний после освобождения чаще всего ставит перед собой следующие приоритетные задачи собственной адаптации: переосмысление собственной жизни; попытка претворения нового жизненного сценария; стремление приспособиться к изменившимся условиям жизни; изменение привычных стереотипов поведения, сформированных в местах лишения свободы. Однако, при этом он сталкивается и с рядом адаптационных проблем. В обобщенном виде, это проблемы, связанные с созданием внешних условий своей жизнедеятельности, то есть с удовлетворением потребностей в пище, жилье, заработке, так и проблемы, связанные с вхождением в новую микросреду: семью и иные социальные группы.
Как правило, все это все это вызывает у несовершеннолетнего нервозность, замкнутость, повышает степень духовной изоляции, влечет за собой отчуждение от общества. Воспитательное воздействие на них отбытого наказания незначительно, нормы закона и социальные нормы не становятся регуляторами поведения для освобожденных. И как следствие, устойчивое негативное отношение к социальным ценностям, ощущение враждебности окружающего мира, вероятность рецидива преступлений.
В общем виде, ученые выделяют три периода (этапа) социальной реабилитации:
– адаптационный период, который связан, прежде всего, с решением семейно-бытовых вопросов. Этот этап признается решающим, и это очевидно, так как от него зависит возможность дальнейшей жизни несовершеннолетнего в рамках закона;
– период вхождения в обновленную социально-позитивную роль, связан с освоением нового социального приемлемого поведения. Это требует новых взглядов, знаний, навыков, и может породить стрессовые ситуации у несовершеннолетнего;
– период завершения правовой ресоциализации связан с утверждением в психике бывшего заключенного позитивных навыков, взглядов, желания жить в раках законодательного и морально-нравственных поля.
Однако, к сожалению, не все бывшие заключенные достигают последнего этапа социальной реабилитации, о чем говорят данные уголовной статистики.
Таким образом, многолетние исследования позволяют выделить следующие факторы, влияющие на процесс социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы: социальная среда, в которую попадает после освобождения подросток (индивид принимает нормы той микросреды, к которой он пытается примкнуть); личностные особенности освобожденного; индивидуально-психологические свойства освобожденного (темперамент, характер, жизненная позиция); характер прошлой преступной деятельности и ряд других факторов.
В зависимости от характера личностных или социальных проблем данной категории несовершеннолетних и определённых задач, применяются следующие виды социальной реабилитации:
– социально-медицинская реабилитация — направлена на сохранение и укрепление здоровья, «восстановление физиологических функций, …активизацию компенсаторных возможностей организма» [5, с. 170] с целью возвращения к самостоятельной жизни (лечение, организация комфортной среды жизнедеятельности и т. п.);
– социально-психологическая реабилитация — комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня психологического и психического здоровья несовершеннолетнего, выявления внутренних возможностей личности, оптимизации межгрупповых связей и отношений, психологическая коррекция;
– социально-педагогическая реабилитация — направлена на решение задач «педагогической запущенности» лиц и связана с повышением образовательного и интеллектуального уровня ребенка, формирования системы ценностных ориентаций (индивидуальные занятия, организация специализированных классов, дополнительное образование и т. п.);
– социально-трудовая реабилитация — направлена на формирование новых и восстановление утраченных трудовых навыков и умений, необходимых как в настоящей жизни, так и для будущей профессиональной деятельности (эффективность технологий связана с соблюдением ряда требований к труду подростков: разнообразие, доступность, посильность, целенаправленность, результативность и систематичность) [8, с. 61];
– социально-средовая реабилитация — направлена на восстановление у несовершеннолетнего чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды (знакомство с основными характеристиками новой среды, коррекция системы средовых отношений; помощь в организации повседневной жизни);
– социально-правовая реабилитация — направлена на приведение процессов жизнедеятельности молодого человека в соответствии с нормами права (юридическая защита интересов ребенка, правовое просвещение и контроль).
Каждый указанный вид социальной реабилитации определяет порядок и меры практической реализации, которые, однако, подчиняются единому ряду основополагающих принципов: своевременность и поэтапность, системность и комплексность, последовательность и непрерывность; индивидуальность и конфиденциальность; личная ответственность и доступность.
Повышение эффективности процессов социальной реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, достигается посредством ее технологизации, направленной, прежде всего, на создание условий по раскрытию и реализации способностей детей и подростков, социальную адаптацию к существующим условиям жизнедеятельности, гармонизацию отношений с социальным окружением, оказание экстренной психолого-педагогической и правовой помощи.
Так, сегодня, в практике социальной реабилитации несовершеннолетних применяют следующие технологии: психолого-педагогическая коррекция, обучение навыкам самообслуживания, здоровьесберегающие технологии, интенсивная семейная терапия, социально-правовое сопровождение, профилактика употребления психоактивных веществ, оздоровление и отдых, стабилизация межличностных отношений, профориентация и трудовая реабилитация. Высокую эффективность показали и такие технологии социального воздействия, как оценочные, релаксационные, тренинговые, коммуникативные, тьюторские и патронажные и др. [8, с. 59].
Из всего представленного операционного разнообразия социальной реабилитации детей и подростков особое место, на наш взгляд, занимают программно-целевые технологии, позволяющие расширить реабилитационное пространство. Так, применение технологии государственного софинансирования программ и проектов субъектов РФ по программе Фонда «Не оступись» и «Дружественное детям правосудие» по направлению деятельности «Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом, профилактика преступности несовершеннолетних, в том числе повторной» способствует как активизации работы по социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом, так и развитию региональной политики защиты прав детей [9].
Заслуживает внимание и опыт ряда регионов в аспекте оказания помощи несовершеннолетним, освобожденным из мест лишения свободы. Так, например, в Амурской области функционируют межведомственные консилиумы специалистов по работе с обозначенной категорией несовершеннолетних, закреплена технология «Куратор случая», создана «Служба пробации»; в Волгоградской области — Служба социально-психологического сопровождения освобождающихся и освобожденных несовершеннолетних «Отражение»; Омская область — реализуется проект «Социальная гостиница» для несовершеннолетних в возрасте 14–17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Башкортостан — функционирует для несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы «Мобильный центр занятости», Саратовская область — созданы «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение», ООО «Свободные люди» и т.п [9].
В заключении хочется отметить, что социальная реабилитация несовершеннолетних в постпенитенциарный период в современном российском обществе приобретает все большую актуальность и становится одним из условий социальной безопасности страны. Основной целью обозначенного процесса является содействие в формировании и развитии субъектных способностей молодого человека для преодоления им личной пограничной ситуации, а также достижения независимого образа жизни. Однако, решение данной задачи возможно только при условии комплексных преобразований современного общества, связанных с укреплением правопорядка, выхода страны из социально-экономического кризиса, а также реализации законодательных и практических рекомендаций, направленных на обеспечение реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы.
Литература:
1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 г. [Электронный ресурс] // Статистический сборник. — М., 2017. — 52 с. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1328502 (дата обращения 15.12.2018).
2. Кузнецова, Л. П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. / Л. П. Кузнецова. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.
3. Антонян, Е. А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Е. А. Антонян // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2006. — № 6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 26. — Ст. 3851.
5. Белых, О. Б. Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних [Электронный ресурс] / О. Б. Белых // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 37. — С. 165–172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnyy-analiz-sotsialnoy-reabilitatsii-nesovershennoletnih (дата обращения 17.12.2018).
6. Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в учреждениях системы социальной защиты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / авт.сост: А. В. Сутула, Л. Я. Мавлютова. — Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Методический центр развития социального обслуживания, 2013. — 78 с.
7. Дубова, О. Ф. Адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы / О. Ф. Дубова // Социальная работа. — 2007. — № 1. — С.48–53.
8. Белых, О. Б. Технологии социальной работы / О. Б. Белых // Омский научный вестник. — 2008. — N 67. — С. 59–62.
9. О направлении методических рекомендаций: письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 28.07.2016 — № 07–3188 [Электронный ресурс] // Администратор образования. — 2016. — № 20, 21. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Похожие статьи
Социальная адаптация лиц, освобождённых из мест лишения свободы актом об амнистии
Авторы рассматривают проблемные вопросы социализации лиц, освобождённых из мест лишения свободы актом об амнистии.
Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью
В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность
Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных
В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...
Программа социально-психологической адаптации бывших заключенных к условиям пребывания на свободе
В статье рассматриваются процессы адаптации бывших заключенных к пребываниям на свободе, причины вхождения индивида в криминальное общество, представлены результаты опроса бывших заключенных, анализируется работа пенитенциарной системы РФ.
Проблемы адаптации социальных сирот
В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.
Совершенствование социальной защиты малоимущего населения
В статье проанализированы проблемы развития социальной защиты малоимущего населения. Рассматриваются трудности бывших осужденных в поиске работы. Затрагивается помощь государства для оказания социальной реабилитации бывших осужденных.
Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования
В статье описана работа детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге
В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.
Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).
Похожие статьи
Социальная адаптация лиц, освобождённых из мест лишения свободы актом об амнистии
Авторы рассматривают проблемные вопросы социализации лиц, освобождённых из мест лишения свободы актом об амнистии.
Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью
В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность
Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных
В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...
Программа социально-психологической адаптации бывших заключенных к условиям пребывания на свободе
В статье рассматриваются процессы адаптации бывших заключенных к пребываниям на свободе, причины вхождения индивида в криминальное общество, представлены результаты опроса бывших заключенных, анализируется работа пенитенциарной системы РФ.
Проблемы адаптации социальных сирот
В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.
Совершенствование социальной защиты малоимущего населения
В статье проанализированы проблемы развития социальной защиты малоимущего населения. Рассматриваются трудности бывших осужденных в поиске работы. Затрагивается помощь государства для оказания социальной реабилитации бывших осужденных.
Социализация личности ребенка с ОВЗ в условиях модернизации системы образования
В статье описана работа детского сада с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ.
Опыт организации социально-трудового реабилитационного отделения для инвалидов в Санкт-Петербурге
В статье рассмотрены понятие «инвалид» как социально-демографической группы населения, основные направления комплексной реабилитации инвалидов, особенности социальной реабилитации и опыт применения её элемента, социально-трудовой реабилитации.
Социальная реабилитация детей, находящихся на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
В статье автор рассматривает социальную реабилитацию, как средство профилактики и коррекции поведения детей и подростков стоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП).