Воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных. Эффективность ресоциализационной деятельности исправительных учреждений во многом зависит от того, как осуществляется воспитательное воздействие на лиц, осужденных к лишению свободы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ отмечает, что воспитательная работа направлена на исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня [1]. То есть, результатом воспитательной работы должно стать формирование члена общества с социально-полезными взглядами и преставлениями.
Согласно примерному распорядку дня осужденных приложения № 6 Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях воспитательным работам в день выделяется до 1 часа [2]. На наш взгляд, для такого масштабного направления деятельности, выделено слишком мало времени. Как справедливо отметил А. С. Макаренко: «каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться плохому влиянию. Нужно не оберегать человека, а учить его сопротивляться» [3].
В. А. Уткин определяет воспитательную работу, как комплекс объективных и субъективных воздействий, направленных сотрудниками исправительных учреждений, с целью выработки у осужденных социально-полезных, уверенности в будущем [5].
К объективным воздействиям относятся условия, создаваемые государством, материальная и производственная база, социально-психологические отношения между осужденными и администрацией.
К субъективным воздействиям относятся работа сотрудников исправительных учреждений, их умение выявить особенности осужденного, выйти с ним в контакт, найти и использовать наиболее успешное средство воздействия на осужденного. То есть на сотрудника исправительного учреждения возлагается огромная ответственность. Ему необходимо в совершенстве владеть своей речью, уметь убеждать и быть авторитетом. Грамотная речь для сотрудника исправительного учреждения является главным оружием для перевоспитания осужденного и направления его на правильный путь.
При воспитательной работе лиц, осужденных к лишению свободы необходимо учесть, что изъятие человека из привычной жизни вызывает отчуждение, затрудняет усвоение позитивных социальных ценностей. Находясь в изоляции от общества, от малых социальных групп (семьи, друзей, трудового коллектива и др.), осужденные могут потерять с ними связь, что может в последующем привести негативные последствия. Чтобы этого избежать, при осуществлении воспитательной работы надо привлечь семью осужденного. Каждый человек по своей сути устроен таким образом, что доверится больше близкому человеку, чем незнакомому. Родные люди для осужденного могут стать стимулом для исправления, переосмысления своих поступков и становления законопослушного гражданина.
Л. А. Латышева подчеркивает, что особое внимание при воспитательной работе следует уделять включению осужденных в позитивно-ориентированные виды деятельности. Под этим она понимает творческую, трудовую, социальную работу, которая непосредственно способствует самосовершенствованию, всестороннему развитию активности и самостоятельности осужденных. По ее мнению, эффективность воспитательной работы зависит не только от количества проведенных мероприятий, но и от качества проделанной работы [4]. Действительно, воспитательный процесс в целом зависит не только от восприятия осужденным необходимости исправления, но и умением сотрудника исправительного учреждения правильно воздействовать на поведение осужденного.
Таким образом, воспитательный процесс в исправительных учреждениях предполагает воздействие на осужденного с основной целью — изменения личности, устранение отрицательных установок и привития положительных качеств, соответствующих социальным нормам.
Воспитательная работа должна быть направлена на исправление моральных недостатков, это позволит осужденному задуматься о совершенном преступлении, о причиненном вреде.
Воспитательная работа с осужденными требует от сотрудников исправительных учреждений многогранного, системного подхода, которая должна постоянно совершенствоваться, и отвечать требованиям действительности.
Литература:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, N 2, ст. 198, «Российская газета», N 9, 16.01.1997.
- Приказ Минюста России от 16.12.2016 N 295 (ред. от 28.12.2017) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2005 г., N 12.
- Заврина Е. Е., Чернышов Г. Н. Проблема ресоциализации осужденных // Инновационная экономика и право. 2017. № 2 (7). С. 100–103.
- Латышева Л. А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно- исполнительный и криминологический аспекты.: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.08 / Латышева Людмила Александровна. Екатеринбург, 2015.- С.113
- Степанов М. В. Воспитательная работа — ведущее средство исправления осужденных / Пробелы в российском законодательстве. № 1. 2014. С.111