В данной статье рассматривается основная цель отбывания наказания, которой является исправление осужденных. В данной работе мы рассмотрим основные методы исправления осужденных и то, как они применяются во время отбывания наказания. Проанализируем статью 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ, в которой даётся понятие исправления осужденных. Также рассмотрим деятельность исправительных учреждений.
Ключевые слова: средства исправления, осужденный, режим, исправительные учреждения, общественное воздействие.
This article discusses the main purpose of serving a sentence, which is the correction of convicts. In this paper, we will consider the main methods of correction of convicts and how they are used during the serving of punishment. Let's analyze Article 9 of the Penal Enforcement Code of the Russian Federation No. 1-FZ dated 08.01.1997, which gives the concept of correction of convicts. Also consider the activities of correctional institutions.
Keywords: means of correction, convict, regime, correctional institutions, public impact.
Одной из главных задач нашей страны является уменьшение преступности в обществе.
Исправление осужденного — значит сделать его лучше, устранить недостатки.
Основной целью отбывания наказания является исправление осужденных. В ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дается понятие исправления осужденных как формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования право послушного поведения.
Главными средствами исправления являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. (ч. 2 ст. 9 УИК РФ)
Одной из основных форм исправления осужденных является режим. Режим — установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных. То есть при проживании в исправительных учреждениях, осужденный находится под наблюдением и выполняет все требования учреждения.
Следующим видом исправления является воспитательная работа. Она помогает понять осужденным, что такое мораль, что такое уважительное отношение к другим гражданам, труду, традициям. Воспитательными мероприятиями в исправительных учреждениях занимается воспитательный отдел или непосредственно сам начальник. Воспитательная работа с осужденными должна быть произведена каждый день, чтобы понять личность каждого осужденного. Такая работа может включать в себя различные беседы с осужденными, какое-либо воздействие на них.
Воспитательные мероприятия должны оказывать на них только хорошее воздействие, у них должны появляться позитивные взгляды на жизнь. Они должны быть направлены на нравственное воспитание осужденных.
Администрация каждого исправительного учреждения должна определять осужденных к лишению свободы на работу. Каждый из них должен иметь свое трудовое место. Но осужденные мужчины старше 60 и женщины старше 55 лет, инвалиды 1 и 2 группы, привлекаются по желанию.
С помощью труда у осужденных должно возникать чувство ответственности. В трудовых условиях они учатся работать в коллективе, уважать друг друга, развивают свои физические способности. Также они имеют возможность обучаться профессиям и обеспечивать себя.
Так, например, в ИК-15 города Ангарск, осужденные работают в швейных мастерских, автомастерских, выполняют различные работы по дереву и металлу. А также осужденные к лишению свободы держат там различных животных (свиньи, куры, кони, гуси). Они ухаживают за ними. Что также немаловажно учит их ответственности и заботе о ближних, что ведет к их исправлению.
В связи с этим нам необходимо задать вопрос организации сотрудничества учреждений, которые могут предоставить рабочие места осужденным для помощи в их исправлении.
Большинство регионов нашей страны имеют положительный опыт в части привлечения бизнес-сообщества в исправительном учреждении в достижении общих целей. Так, на территории Самарской области в ФКУ ИК-3 налажено производство по выпуску строительных керамзитобетонных блоков ООО «Самара блокстрой». В производственном процессе задействовано 18 осужденных. [1, с. 64]
Большое значение в исправлении осужденных имеет образование. Оно имеет огромный эффект в исправлении осужденных и поощряется. Образование помогает осужденным устранять противоправное поведение. В ст. 108 и 112 УИК РФ описаны условия получения профессионального и общего образования осужденных к лишению свободы.
Также одним из основных условий исправления осужденных является общественное воздействие. Понятие «общественное воздействие на осужденных» закреплено в ч. 1 ст. 31. Под ним следует понимать основанную на законодательстве Российской Федерации социально полезную деятельность институтов гражданского общества и граждан, осуществляемую субъектами общественного воздействия совместно с учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, и направленную на обеспечение достижения цели исправления осужденных.
Общественное воздействие могут оказывать различные организации, общественные объединения, средства массовой информации, близкие родственники осужденных и другие граждане.
Цель исправления осужденных предполагает различные способы влияния на личность преступника и исходить необходимо из индивидуальных условий каждого и обращать внимание на обстоятельства совершённого деяния. Нужно комплексно действовать всеми средствами исправления на осужденного к лишению свободы.
Также стоит отметить, что существует проблема определения степени исправления осужденных и многие из них получают досрочное освобождение так и не получив должного исправления. Нужно объективно устанавливать степень и стадию исправления осужденных. Отсутствие четких, достаточно понятных для практических работников критериев определения степеней исправления, осужденных существенно сдерживает все направления воспитательной, трудовой деятельности и снижает эффективность работы системы исправительных учреждений России в целом [2, с. 223].
Чтобы объективно оценить, исправился тот или иной осужденный, нужно принимать во внимание критерии: отсутствие взысканий, добросовестное отношение к труду, активное участие в проводимых воспитательных мероприятиях, добросовестное отношение к получению общего образования и профессиональной подготовки, активное участие в работе самодеятельных организаций. [3, с. 58].
Мы должны понимать, что осужденный, попадая в места лишения свободы уходит из своей привычной среды обитания. Поэтому сотрудники исправительных учреждений должны принимать большие усилия для помощи в исправлении осужденного. Нужно найти к нему подход, помочь адаптироваться в нынешних условиях, понять и изучить его личность. Сотрудники должны мотивировать осужденного к законопослушному образу жизни. И также помочь встать им на правильный жизненный путь.
Контроль со стороны администрации исправительных учреждений усиливает культурное поведение осужденных и своевременно предотвращает их девиантное поведение.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на наличие некоторых проблем, основные средства исправления осужденных используются в исправительных учреждениях грамотно, четко и в полном объеме.
Литература:
- Малолеткина Н. С. Применение основных средств исправления осужденных в уголовно-исполнительной системе России// Журнал вестник Самарского Юридического института. 2019. № 5. С. 60–65.
- Нечаева Е. В. О критериях определения степени исправления осужденных к уголовным наказаниям // Уголовно-исполнительное право. 2019. Т. 14 (1–4). № 3. С. 222–227.
- Янчук И. А. Критерии оценки степени исправления осужденных: какими им быть? // Журнал вестник института. № 4. С. 56–58.