Активное распространение наказаний и мер уголовно-правового характера, которые не связаны с изоляцией от общества, делает особенно актуальными разнообразные исследования в данной сфере. В частности, требуется подробно проанализировать нормы, которые используются для регламентирования подобных наказаний, а также непосредственно для обеспечения основных условий исполнения и отбывания назначенных наказаний в рамках этого института.
Согласно ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами [1]. При этом исправление осужденных не может быть осуществлено без необходимых воспитательных средств. Понимаемые в самом широком смысле слова, именно они выступают наиболее эффективными способами достижения предупредительной цели уголовно-исполнительного закона.
Отсюда следует, что сами нормы уголовно-исполнительного закона (их содержание) должны быть наполнены огромным по своей воспитательной силе потенциалом, способным сформировать у любой личности в период отбывания уголовного наказания твердые установки на отказ от противоправных, главным образом преступных, намерений в будущем.
Прежде чем приступить к рассмотрению воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ), представляется необходимым определить содержание таких терминов, как «воспитание» и «воспитательная работа с осужденными».
Воспитание всегда осуществляется через воспитательный процесс —целенаправленный процесс взаимодействия сотрудника и осужденного, сущностью которого является создание условий для самореализации участников этого процесса. Следовательно, процесс воспитания может быть индивидуальным или коллективным, но обязательно должен быть двусторонним. Такая точка зрения согласуется с мнением А. Л. Ременсона, который отмечает, что процесс воспитания — всегда есть процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых, поэтому восприятие осужденными оказываемых на них воздействий — неотъемлемый элемент содержания карательно-воспитательного процесса [2].
Как уточняет Н. А. Стручков, «воспитательный процесс при исполнении наказания предполагает не просто воспитание человека, а исправление отдельных его взглядов и даже переделку всей его психологии, воспитание нового сознания в процессе изжития порочных антиобщественных взглядов и представлений» [3, с. 115–116]. Этот процесс предопределяется многообразием межличностных отношений осужденных, их характеристик и конкретно складывающейся обстановкой [3].
Согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ, воспитательная работа относится к основным средствам исправления осужденных. Между тем закон не содержит определения воспитательной работы.
В соответствии с приказом Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» начальным моментом проведения воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказания в виде обязательных работ и исправительных работ, считается день их явки в инспекцию с целью постановки на учет [4]. Инспектор, изучив личное дело и имеющуюся дополнительную информацию, устанавливает характер взаимодействия с осужденным. Воспитательная работа организуется по следующим основным направлениям: нравственное, правовое и трудовое воспитание.
Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Оно неразрывно связано с духовной жизнью общества. Беседа с осужденным должна быть направлена на развитие нравственных качеств, что позволит личности задуматься о совершенном преступлении, о вреде, который был причинен другой личности, собственности и обществу в целом.
Правовое воспитание призвано обеспечить формирование установки на законопослушное поведение осужденных, осознание неотвратимости и справедливости назначенного наказания за совершенное преступление. Для этого проводятся правовые ликбезы по вопросам осужденных, создаются и заполняются информационные стенды, содержащие соответствующую информацию.
Трудовое воспитание предполагает понимание осужденными необходимости работать, соблюдать трудовую дисциплину и повышать свою квалификацию.
Важным субъектом в воспитательной работе с осужденными без изоляции от общества является психолог. Необходимость в данной должности продиктована Минимальными стандартными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийскими правилами), которые были приняты в 1990 г.: «правонарушителям должна в случае необходимости оказываться психологическая… помощь» [5]. Таким образом, психолог — обязательный элемент структуры уголовно-исполнительной инспекции, а полученные им данные могут фиксироваться в личном деле и предоставляться инспектору. В личном деле осужденного отражаются его индивидуально-психологические свойства и качества, которые являются продуктом предшествующего социального опыта, процесса воспитания и самовоспитания личности, усвоенных ранее убеждений, мировоззрения, идеалов, привычек, системы отношений с окружающими. Иными словами, в характеристике содержится информация об уровне развития индивида, его поведении, эмоциональном отношении к действительности. Полученные данные служат основанием для разработки программы исправления и воспитания осужденного.
В заключение можно сделать вывод о том, что воспитательная работа проводится с осужденным при первичной постановке на учет, а также в случае дальнейших явок в УИИ по каким-либо причинам. В то же время сотрудники УИИ имеют право на проведение дополнительной воспитательной работы при наличии оснований полагать, что это необходимо. Субъектами воспитательного воздействия являются сотрудники и психологи УИИ, родственники осужденного, его ближайшее окружение, а также различные службы и ведомства, которые оказывают содействие. Выделяют две основные формы воспитательной работы — индивидуальную и групповую. С учетом особенностей функционирования УИИ предпочтение отдается индивидуальной работе, поскольку именно в такой форме преимущественно взаимодействует сотрудник УИИ с осужденным. Главными направлениями воспитательного воздействия являются нравственное, трудовое и правовое воспитание, так как они приоритетны при нахождении человека на свободе.
Литература:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/
- Ременсон, А. Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных : автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Ременсон Александр Львович. — Томск, 1965. — 63 с.
- Стручков, Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью / Н. А. Стручков. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1978. — 288 с.
- Приказ Минюста РФ от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89167/
- Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением [Токийские правила] // Организация Объединенных Наций : офиц. сайт. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml

