Тюремное образование — это инвестиция в будущее, а не трата денег.
Джеффри Канаан, бывший директор Бюро тюрем штата Коннектикут.
Воспитательный процесс — важнейшая составляющая пенитенциарной системы. Этот аспект был и остается одним из самых основных в условиях работы школы в режиме исправительной колонии. В условиях исправительного учреждения, где перевоспитание осужденных и предотвращение рецидивов преступлений являются первостепенной задачей, именно воспитательная работа играет ключевую роль. Следует подчеркнуть, что для многих осужденных, получающих образование в школе, находящейся на территории исправительного учреждения, хорошая успеваемость становится важным мотивирующим фактором, как это предусмотрено статьей 112 УИК РФ. Успехи в учебе служат подтверждением стремлениях осужденных к исправлению. Опыт показывает, что учащиеся, достигающие успехов, становятся более уравновешенными и психологически стабильными, приобретая новые знания и навыки.
Основополагающие принципы уголовно-исполнительной системы, имеющие важное значение, закреплены в законодательстве. К ним относятся: соблюдение законности, человечное отношение, демократические нормы, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей при исполнении наказания. Уголовно-исполнительное право России, основываясь на принципах гуманизма, рассматривает уголовное наказание не только как возмездие за совершенное деяние, но и, прежде всего, как средство реабилитации осужденных, как способ предотвращения повторных преступлений.
Согласно статье 9 УИК РФ, главная и приоритетная цель исполнения наказания в виде лишения свободы — это ресоциализация осужденных, заключающаяся в воспитании у них чувства уважения к окружающим, а также развитии стремления и умения жить в соответствии с законом после выхода на свободу.
Обязательное обучение в школе при исправительном учреждении осуществляется для лиц, отбывающих наказание, в возрасте от 18 до 30 лет. Правовая основа для этого — статья 112 «Общее образование осужденных к лишению свободы» Уголовно-исполнительного кодекса РФ, статья 80 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Эти нормативные акты обеспечивают право осужденных на получение общего образования.
Важнейшая миссия ГКОУ СОШ № 2 при ИУ — создание условий для перевоспитания и самоисправления осужденных средствами гуманизации и оптимизации образовательного процесса. В этой связи важно вести воспитательную работу среди учащихся, используя наглядные примеры из повседневной жизни, демонстрировать патриотизм и гражданственность. Такое воспитание необходимо в первую очередь для того, чтобы после освобождения гражданин мог лучше социализироваться в обществе. Гражданская позиция способствует более глубокому восприятию жизни, окружающего мира и общества после отбытия наказания. Гражданско-патриотическое воспитание поможет снизить риск рецидива. Каждый человек должен чувствовать себя частью страны и общества.
Реализация данной деятельности требует от педагогов наличия специализированной подготовки, а также эффективного управления учебным процессом, включая адаптацию образовательных программ в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями учащихся. Важным аспектом является также налаженное взаимодействие между преподавательским коллективом и воспитательной службой исправительного учреждения, что позволяет интегрировать воспитательные мероприятия в общую образовательную стратегию.
Таким образом, успешная реализация воспитательной работы в исправительном учреждении обусловлена комплексом факторов, включающих в себя уровень квалификации педагогического состава, оптимизацию структуры педагогического процесса, индивидуализацию образовательных программ и координацию взаимодействия между различными подразделениями учреждения.
Также для успешной реализации воспитательного процесса в школе, необходимо учитывать влияние трех основных факторов: наследственности, социального окружения и воспитания. Формирование личности взрослого человека — сложный процесс, а в данном случае он осложняется еще и тем, что речь идет о людях со «смещёнными» социальными установками, с глубоко укоренившимися асоциальными устоями и поведением. У них, за редким исключением, отсутствует мотивация к саморазвитию в области духовно-нравственных ценностей и желание получать новые знания. Добровольно посещать занятия некоторым учащимся не позволяют субъективные факторы: глубокие пробелы в знаниях, большие длительные интервалы в обучении, возраст, отсюда — низкая самооценка, подпитанная негативным настроением окружающего преступного социума. Основная масса обучающихся имеет скромные потребности в знаниях, есть лица с крайне негативным отношением к обучению и самообразованию, но наряду с этим есть учащиеся с повышенными образовательными потребностями.
В соответствии с Порядком организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы № 274/1525 педагогические коллективы общеобразовательных учреждений уголовно-исправительной системы должны оказывать помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. Преподаватели должны учитывать специфику контингента, стимулируя учащихся к пониманию и анализу исторических и общественных процессов, подчеркивать значение политкорректности, уважения и понимания различных культур, важность гражданских ценностей и соблюдения законов, что может помочь заключенным принять ответственное поведение и пересмотреть свое отношение к обществу.
Ключевые задачи, стоящие перед педагогическим коллективом:
– стимулирование у обучающихся желания повысить свой образовательный уровень, преодолевая недостаток мотивации к учебе или её полное отсутствие;
– развитие высоконравственной личности;
– подготовка потенциального члена общества, успешно интегрированного в социальную среду.
В соответствии с Законом «Об образовании» в школе реализуется программа воспитания и план воспитательной работы. Реализация этой программы — важная составляющая общей стратегии функционирования школы. Разработанный план воспитательной работы школы полностью соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Мероприятия плана направлены на реализацию ключевых задач ФГОС, а именно:
– приобретение учащимися опыта социального взаимодействия;
– подготовка к осознанному выбору будущей профессии с учётом интересов, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, а также состояния рынка труда;
– формирование у учащихся системы знаний, убеждений и ценностей, необходимых для ведения здорового и безопасного образа жизни, направленного на поддержание физического, психологического и социального благополучия;
– формирование осознанного отношения к окружающей среде.
В условиях продолжительной социальной изоляции, оказывающей существенное влияние на психологическое состояние индивида, особое значение приобретает формирование и укрепление нравственных ценностей и моральных качеств личности. С этой целью реализуется комплекс мероприятий, направленных на нравственно-эстетическое воспитание, включающий в себя проведение лекций, тематических занятий, таких как «Разговоры о важном», классных часов, викторин, предметных недель, дискуссий и других форм образовательной и воспитательной работы.
Воспитательный результат достигается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС воспитательная деятельность является неотъемлемой частью современного образования, поэтому воспитательному процессу, в том числе реинтеграции и социальной адаптации учащихся, порой уделяется больше времени, чем учебному.
Внеурочная деятельность охватывает основные направления развития личности: духовно-нравственное, физическое, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Она реализуется в разнообразных формах, включая внеклассные мероприятия, предметные недели и олимпиады.
В рамках воспитательной работы учителя школы проводят общешкольные мероприятия, посвященные знаменательным датам, такие как: дни воинской славы России, памятные даты России, дни государственного флага и герба России, День Конституции, День Героев Отечества и многие другие. В свете недавнего юбилея завершения Великой Отечественной и Второй мировой войн, значимость данных мероприятий приобретает особую актуальность. Вклад Красной армии и героизм её военнослужащих в достижение победы являются неоценимыми. Сохранение памяти о них представляет собой важную задачу современности.
В рамках внеурочной деятельности в школе периодически проводятся социально значимые мероприятия, такие как Всероссийские и международные патриотические акции, проходящие в форме Диктантов (Диктант Победы, Информационный Диктант, Экологический Диктант, Литературный Диктант, Экономический Диктант, Исторический Диктант, Космический Диктант, Арктический Диктант, Географический Диктант, Тест по истории Великой Отечественной войны, Казачий диктант, Технологический Диктант).
Многие учащиеся школы и осужденные исправительного учреждения с большим интересом участвуют в этих мероприятиях, придавая огромное значение проявлению своей гражданской позиции, патриотизма и духовно-нравственному развитию на пути к исправлению и успешной ресоциализации. Помимо социально значимых мероприятий в школе регулярно проводятся предметные олимпиады, учащиеся принимают участие в интернет-конкурсах разного уровня. Участие в социально значимых проектах и мероприятиях, Всероссийских акциях осуществляется в онлайн или офлайн форматах.
Подобные инициативы оказывают значительное положительное воздействие на наших воспитанников. Прежде всего, это свежий и необычный опыт как для самих осужденных, так и для преподавательского состава, вовлеченного в процесс. Во-вторых, каждый участник акции получает персональный сертификат, который затем подшивается к его личному делу, а школа и педагоги отмечаются благодарственными письмами от организаторов. В-третьих, принимая участие в разного рода акциях, даже не имея предварительных знаний, участник, несомненно, проявляет интерес к теме. Даже если ему не удастся ответить на все вопросы, возможно, тема заинтересует и подтолкнет его к более глубокому изучению.
Наша многолетняя практика показывает, что особенной популярностью среди осужденных пользуются такие социально значимые акции, которые связанные с юриспруденцией, экономикой и историей, так как именно здесь участники могут проявить свой жизненный опыт.
Вся проводимая внеурочная работа направлена на раскрытие творческого потенциала обучающихся, формирование здоровой гражданской позиции, приобретение ими утраченных социально значимых навыков и гуманитарных ценностей, необходимых для ресоциализации в современном обществе.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о стабильности и высокой результативности деятельности нашей школы.
Литература:
- Вершинин В. Н. Центр образования взрослых: алгоритм становления. РАО Институт образования взрослых. Инновации в образовании и социальные перемены. Материалы к конференции. Санкт-Петербург, 1993.
- Вершинин В. Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.
- Икеда И., Садовничий В. На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании. М., 2004.
- Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: Монография / Под ред. М. В. Рыжакова, А. А. Журина. М. СПб., 2012.
- Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы от 06.12.2016 № 274/1525.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ
- Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

