Специалистам организации социального обслуживания, в первую очередь, работающим с «тяжелыми» получателями социальных услуг, необходимо обладать профессиональными умениями и навыками восстановления своего эмоционального и профессионального состояния.
Для обеспечения качественного социального обслуживания получателей социальных услуг и личного благополучия специалиста важно научиться оберегать себя от постоянных перегрузок, выработать профессиональный иммунитет к усталости от непростых профессиональных задач, научиться рациональному использованию времени и сил.
В целях совершенствования профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов, необходимо:
— внести организационные изменения (коррективы в организации труда специалистов), проводимые руководством социальных служб;
— повысить индивидуальную устойчивость к стрессу;
— применять «Копинг-стратегии».
Рассмотрим более подробно.
При внесении организационных изменений и некоторых корректив в организации труда подчиненных, руководителю организации социального обслуживании необходимо руководствоваться следующим:
— вести работу по снижению интенсивности труда работников, в случаях многозадачности;
— не допускать подчиненным выполнять чужие обязанности, и перекладывать свои, четко определив зону индивидуальной ответственности;
— к организации труда работников подходить индивидуально, учитывая личные ресурсы каждого, вводя разнообразие в труд работников, путем делегирования своих полномочий на кратковременный срок;
— вводить кратковременные перерывы, с возможными физическими нагрузками в целях переключения внимания и восстановления сил.
Уже эти некоторые коррективы в организации труда специалистов позволят несколько снизить стрессовую нагрузку и главное почувствовать, что специалист самостоятельно может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать состояние равновесия между внешними требованиями и внутренними ресурсами специалиста.
Второй подход к снижению вероятности развития состояния дистресса состоит в повышении индивидуальной устойчивости к стрессу. Здесь специалист также может предпринять некоторые меры самостоятельно. Речь идёт об умении восстанавливать свои силы, то есть умении отдыхать и переключаться на другие сферы деятельности [2]. Существует довольно значительное количество относительно не сложных способов регулировать своё состояние. К ним относятся:
— методы релаксации (дыхательные упражнения, расслабляющие травяные ванны и успокоительные травяные чаи, медитация, созерцание приятного ландшафта или произведение искусств, просто хороший глубокий сон);
— ведение здорового образа жизни (отказ от вредных превычек, поддержание хорошей физической формы);
— соблюдение семейных традиций, праздников, встреч с друзьями в целях компенсации недостатков общения;
— учиться разделять эмоции с близкими людьми, входящих в доверительный круг общения;
— проведение досуга с использованием музыкотерапии, библиотерапии, трудотерапии Чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов.
Выполнение этих нехитрых правил позволит избежать психологической перегрузки рабочими проблемами, восстановить силы и, соответственно повысить свою стрессоустойчивость. К сожалению, данные меры эффективны только на первой стадии профессионального выгорания. И в меньшей степени они помогают, когда процесс зашел слишком далеко.
Одной из эффективных форм профилактики эмоционального выгорания является активный и осознанный поиск способов совладения с трудной ситуацией, возникающей в процессе профессиональной деятельности специалистов. Данные способы преодоления негативных ситуаций и снижение уровня их отрицательного влияния называются «копинг-стратегии» [1].
Применение копинговых стратегий направлены на устранение самой стрессовой ситуации и с негативными эмоциями, появляющиеся в возникновении подобных ситуаций. Данные стратегии условно можно разделить на два типа или класса: преимущественно фокусированные на регулировании соответствующих этой проблеме эмоций и преимущественно фокусированные на разрешении самой проблемы.
Считается, что специалисты «помогающих профессий» склонны использовать в работе с травмированными клиентами две одинаково нежелательных защитные психологические стратегии: обесценивание ситуации и сверхидентификация. При обесценивании ситуации специалист дистанцируется от тяжелых травмирующих переживаний клиента, следовательно, и от его личности в целом. Из сферы сознания вытесняются опасные впечатления, а также страх, что такое может произойти и со мной. Процесс оказания помощи происходит формально, по принципу деперсонализации клиента. Данная стратегия не способствует терапии травматизированного клиента. При стратегии «сверхидентификация» происходит эмоциональное перенапряжение специалиста, он слишком сильно включен в негативные переживания клиента, психологически заряжается его состоянием, что в конечном итоге приводит к эмоциональному истощению.
Таким образом, одним из условий эффективности профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания является ее системность, тогда данная работа будет универсальной и не потребует применение мер по восстановлению эмоционального и профессионального выгорания работников. Многие методы профилактической работы имеют отставленный эффект воздействия, то есть ожидать положительный результат можно только после серии занятий.
Литература:
- Болдина, М. А. Технологии здоровьесбережения в деятельности специалиста социальной работы как основа для решения проблем здоровья населения // М. А. Болдина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-zdoroviesberezheniya-v-deyatelnosti-spetsialista-sotsialnoy-raboty-kak-osnova-dlya-resheniya-problem-zdorovya-naseleniya
- Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики / Е. Лешукова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eltransteh.ru/leshukova-e-sindrom-sgoranija-zashhitnye-mehanizmy-mery-profilaktiki/