Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 11.07.2022

Статья просмотрена: 1223 раза

Библиографическое описание:

Василенко, И. Б. Способы профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания населения / И. Б. Василенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 127-128. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93867/ (дата обращения: 16.12.2024).



Специалистам организации социального обслуживания, в первую очередь, работающим с «тяжелыми» получателями социальных услуг, необходимо обладать профессиональными умениями и навыками восстановления своего эмоционального и профессионального состояния.

Для обеспечения качественного социального обслуживания получателей социальных услуг и личного благополучия специалиста важно научиться оберегать себя от постоянных перегрузок, выработать профессиональный иммунитет к усталости от непростых профессиональных задач, научиться рациональному использованию времени и сил.

В целях совершенствования профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов, необходимо:

— внести организационные изменения (коррективы в организации труда специалистов), проводимые руководством социальных служб;

— повысить индивидуальную устойчивость к стрессу;

— применять «Копинг-стратегии».

Рассмотрим более подробно.

При внесении организационных изменений и некоторых корректив в организации труда подчиненных, руководителю организации социального обслуживании необходимо руководствоваться следующим:

— вести работу по снижению интенсивности труда работников, в случаях многозадачности;

— не допускать подчиненным выполнять чужие обязанности, и перекладывать свои, четко определив зону индивидуальной ответственности;

— к организации труда работников подходить индивидуально, учитывая личные ресурсы каждого, вводя разнообразие в труд работников, путем делегирования своих полномочий на кратковременный срок;

— вводить кратковременные перерывы, с возможными физическими нагрузками в целях переключения внимания и восстановления сил.

Уже эти некоторые коррективы в организации труда специалистов позволят несколько снизить стрессовую нагрузку и главное почувствовать, что специалист самостоятельно может контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать состояние равновесия между внешними требованиями и внутренними ресурсами специалиста.

Второй подход к снижению вероятности развития состояния дистресса состоит в повышении индивидуальной устойчивости к стрессу. Здесь специалист также может предпринять некоторые меры самостоятельно. Речь идёт об умении восстанавливать свои силы, то есть умении отдыхать и переключаться на другие сферы деятельности [2]. Существует довольно значительное количество относительно не сложных способов регулировать своё состояние. К ним относятся:

— методы релаксации (дыхательные упражнения, расслабляющие травяные ванны и успокоительные травяные чаи, медитация, созерцание приятного ландшафта или произведение искусств, просто хороший глубокий сон);

— ведение здорового образа жизни (отказ от вредных превычек, поддержание хорошей физической формы);

— соблюдение семейных традиций, праздников, встреч с друзьями в целях компенсации недостатков общения;

— учиться разделять эмоции с близкими людьми, входящих в доверительный круг общения;

— проведение досуга с использованием музыкотерапии, библиотерапии, трудотерапии Чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов.

Выполнение этих нехитрых правил позволит избежать психологической перегрузки рабочими проблемами, восстановить силы и, соответственно повысить свою стрессоустойчивость. К сожалению, данные меры эффективны только на первой стадии профессионального выгорания. И в меньшей степени они помогают, когда процесс зашел слишком далеко.

Одной из эффективных форм профилактики эмоционального выгорания является активный и осознанный поиск способов совладения с трудной ситуацией, возникающей в процессе профессиональной деятельности специалистов. Данные способы преодоления негативных ситуаций и снижение уровня их отрицательного влияния называются «копинг-стратегии» [1].

Применение копинговых стратегий направлены на устранение самой стрессовой ситуации и с негативными эмоциями, появляющиеся в возникновении подобных ситуаций. Данные стратегии условно можно разделить на два типа или класса: преимущественно фокусированные на регулировании соответствующих этой проблеме эмоций и преимущественно фокусированные на разрешении самой проблемы.

Считается, что специалисты «помогающих профессий» склонны использовать в работе с травмированными клиентами две одинаково нежелательных защитные психологические стратегии: обесценивание ситуации и сверхидентификация. При обесценивании ситуации специалист дистанцируется от тяжелых травмирующих переживаний клиента, следовательно, и от его личности в целом. Из сферы сознания вытесняются опасные впечатления, а также страх, что такое может произойти и со мной. Процесс оказания помощи происходит формально, по принципу деперсонализации клиента. Данная стратегия не способствует терапии травматизированного клиента. При стратегии «сверхидентификация» происходит эмоциональное перенапряжение специалиста, он слишком сильно включен в негативные переживания клиента, психологически заряжается его состоянием, что в конечном итоге приводит к эмоциональному истощению.

Таким образом, одним из условий эффективности профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов организаций социального обслуживания является ее системность, тогда данная работа будет универсальной и не потребует применение мер по восстановлению эмоционального и профессионального выгорания работников. Многие методы профилактической работы имеют отставленный эффект воздействия, то есть ожидать положительный результат можно только после серии занятий.

Литература:

  1. Болдина, М. А. Технологии здоровьесбережения в деятельности специалиста социальной работы как основа для решения проблем здоровья населения // М. А. Болдина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-zdoroviesberezheniya-v-deyatelnosti-spetsialista-sotsialnoy-raboty-kak-osnova-dlya-resheniya-problem-zdorovya-naseleniya
  2. Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики / Е. Лешукова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eltransteh.ru/leshukova-e-sindrom-sgoranija-zashhitnye-mehanizmy-mery-profilaktiki/
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, индивидуальная устойчивость, обесценивание ситуации, организация труда специалистов, профессиональная деятельность специалистов, социальное обслуживание, стратегия.


Похожие статьи

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности эмоционального состояния специалистов с экстремальными видами деятельности

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Похожие статьи

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре

Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Особенности организации воспитательной работы в Центре дистанционного образования детей-инвалидов

Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений

Роль педагога в формировании представлений о ценности здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности эмоционального состояния специалистов с экстремальными видами деятельности

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Задать вопрос