Система профессионального становления курсантов летного вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ваулин, В. И. Система профессионального становления курсантов летного вуза / В. И. Ваулин, П. В. Васильев, А. А. Сафонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 276-279. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12455/ (дата обращения: 16.11.2024).

Боеготовность войск в современных условиях, во многом определяется профессиональной подготовкой военных кадров, основы которой закладываются в военных вузах. Как свидетельствует анализ научных исследований и практики подготовки летных кадров, одним из направлений повышения качества военно-профессиональной подготовки летных кадров в вузах является процесс становления курсанта-летчика.

Многообразие подход в определении становления курсанта-летчика позволяет рассматривать его как систему, включающую различные уровни: личностном уровне — развития курсанта-летчика, как форму развития личности [1. С.66]; процессуальном уровне — процесса обучения и военно-профессиональной подготовки, как... «динамический и непрерывный процесс развития личности в системе взаимосвязанных профессионально значимых видов деятельности»[4] в условиях летного вуза; системном уровне — как компонента «системы военного образования» [5. С.10].

Описание любой системы должно определить: ее место в системе более высокого уровня, частью которой она является; связи и важнейшие отношения данной системы со средой; факторы и условия, детерминирующие поведение системы; ее важнейшие интегративные свойства; структуру, связи элементов и особенности функционирования системы; перспективы ее развития [2].

«Высшее военно-учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации является государственным военным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим в соответствии с лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования» [9], что отдает приоритеты ведущего элемента системы становления курсанта-летчика — военно-профессиональной подготовке, которая и является системой высшего уровня. Становление «представляет собой динамический и непрерывный процесс развития личности в системе взаимосвязанных профессионально значимых видов деятельности и предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального воздействия на личность, включение в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и т. д.)» [4]. Учитывая, что выполнение государственного заказа подразумевает подготовку не одного летчика, то целью системы становления курсантов-летчиков является «... обеспечении военно-профессиональной направленности обучения и воспитания курсантов; в формировании у курсантов профессионально-важных качеств, необходимых офицеру Вооруженных Сил РФ; в приобретении курсантами военно-профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), необходимых для успешного исполнения обязанностей по первичным офицерским должностям» [5. С.11]. Так как офицер-выпускник предназначен для прохождения службы в подразделениях и частях... министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих государственную авиацию, в должностях, связанных с пилотированием самолета (вертолета) — летчика-оператора или летчика-штурмана, летчика то именно эти должности являются важными в системе становления курсанта-летчика.

Становление — «это процесс взаимосогласования требований военной профессии к человеку и человека к военной профессии» [8], то требования образования (ГОСа), подготовки военного специалиста (квалификационных требований, компетенций офицера и военного летчика) и профессии летчика (наличие профессионально важных качеств), являются составными элементами системы становления.

Важным элементом системы становления является результат, который возможно оценить по критериям и показателям. Так «... ядром профессиональной подготовки летчика является личность человека во всей ее взаимосвязи с социальной и учебной обстановкой. Ведущим профессиональным качеством является интеллект» [7. С.129–130], что позволяет видеть в приоритетах перспективного развития системы становления современные методы и технологии, которые позволяют достичь эффективных результатов. Проведенные исследования и практические результаты позволяют предложить технология задачного подхода, как перспективное решение в обеспечении успешного становления курсанта-летчика в ходе изучения профессиональных дисциплин.

«Система профессионального становления офицеров является частью системы военного образования и обеспечивает: 1) формирование мировоззрения офицера, понимающего социальную обусловленность воинской службы, обладающего развитой культурой мышления, умеющего выявлять тенденции и прогнозировать перспективы развития своей военно-профессиональной деятельности, как в социальном, так и военном плане; 2) воспитание вполне определенных профессиональных и морально-боевых качеств, обеспечивающих готовность офицеров к принятию обоснованных решений, преодолению тягот и лишений военной службы, к самопожертвованию ради выполнения боевой задачи; 3) обучение офицеров приемам, умениям и навыкам выполнения функциональных обязанностей как в мирных, так и в боевых условиях с использованием современного вооружения и военной техники» [5, С. 68]. Анализ практически становления курсанта-летчика в условиях летного вуза позволяют считать воспитательное сопровождение эффективным решением в формировании мировоззрения и направленности летчика в ходе изучения профессиональных дисциплин.

«... каждый военный вуз обладает индивидуальной спецификой. Она существует реально и оказывает особое влияние на всех участников адаптационного и образовательного процессов. Под ее воздействием оказываются как переменный, так и постоянный составы военного вуза, и, в первую очередь, курсант и педагог» [6], что определяет важный фактора влияния на систему становления курсанта-летчика. Анализ руководящих документов и деятельности летного вуза позволяют включить в основные элементы образовательной среды: виды деятельности высшего военно-учебного заведения, которые включают в себя «организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы» [9. Ст.14]. Военно-научная работа слушателей и курсантов осуществляется в общей системе научной работы высшего военно-учебного заведения и должна быть тесно увязана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями» [9. Ст.78], то научную работу также целесообразно отнести к образовательной среде вуза. «Образовательная среда в авиационных высших военных училищах по подготовке летного состава представляет собой единое теоретическое образовательное пространство и непосредственно практику летной подготовки. Специфика опасной профессии такова, что человек не в отставленном будущем, а тут же сам проверяет степень усвоенности теоретических знаний в интересах сохранения собственной жизни» [7. С. 81]. Летная подготовка — это комплекс мероприятий, проводимых руководящим и летно-инструкторским составом с курсантами (слушателями) на земле, в воздухе и направленный на усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для успешной эксплуатации авиационной техники, освоения воздушной навигации, боевого применения и элементов летно–тактической подготовки. Имеет целью подготовить курсанта — выпускника к исполнению обязанностей в качестве военного летчика (штурмана) и является основой профессиональной подготовки курсантов летных ВУЗов и наиболее сложным видом обучения, что позволяет считать летную подготовку главным элементом образовательной среды становления курсанта-летчика. Учитывая исследования становления курсантов [3] в вузах, позволяет нам рассматривать в качестве элементов образовательной среды элементы деятельность «боевой и мобилизационной готовности, гарнизонной и караульной служб, внутреннего порядка, строительства и бытового устройства личного состава высшее военно-учебное заведение.».. [9. Ст.2]. Исследование системы воспитания в вузах [10], научных трудов по вопросам воспитания [11] позволяет включить эту деятельность в воспитательную среду летного ввуза. Таким образом, данные виды деятельности летного вуза создают образовательную среду и являются элементами системы становления курсанта-летчика.

Высшее военно-учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, руководствуется приказами и директивами..., приказами и указаниями начальников, которым они подчинены,... рекомендациями... управления кадров... и своим уставом [9. Ст.2]. Поэтому руководящие документы определяют основы функционирования системы военно-профессиональной подготовки и становления курсанта-летчика, а также является условием функционирования. В тоже время не исключает деятельность руководителей различного уровня по управлению качеством системы военно-профессиональной подготовки и становления курсантов-летчиков в условиях летного вуза, как эффективного направления деятельности в современных условиях.

Становление «... представляет собой сложный, динамичный процесс, обусловленный значительным количеством факторов (политических, социальных, материально-финансовых, психологических, педагогических и т. д.) и описываемый в виде взаимодействия множества элементов, интегрированных в единое целое» [5. С.67], которые оказывают влияние на систему становления курсанта-летчика.

Очевидно, что описание системы становления курсанта-летчика и ее реализация в практике летного вуза не возможно без теоретического основания, что является с одной стороны необходимым условием описания системы, с другой основание ее функционирования в условиях летного вуза. В этом плане, возможно включить в теоретические основы: законы военного строительства и закономерности педагогического процесса, принципы, категории и понятия, взгляды на перспективы развития, психолого-педагогические теории и концепции обучения, педагогические системы и технологии обучения и воспитания и др. Профессиональное становление будущих офицеров в военных вузах как системная категория происходит в определенных условиях и имеет свои этапы, принципы, функции и методы [5. С.15], которые являются элементами системы становления.

Как свидетельствует практика, реализация системного подхода, позволяет иметь инструмент, обеспечивающий результативность качественной подготовки курсантов-летчиков в современных условиях.

Литература:

1.         Бобков О. Б. Учебно-профессиональная мотивация курсантов на разных этапах профессионального становления: учебно-методическое пособие. — Сызрань: ВУНЦ ВВС, 2011.

2.         Волкова В. Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. — Спб.: Издательство СпбГТУ, 1999.; Проектирование систем внутришкольного управления. / Под ред. А. М. Моисеева. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

3.         Жданов Р. П. Профессиональное становление специалиста среднего звена в системе непрерывного образования. Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Спб.: СпбГУ, 1994.; Шатух В. М. Педагогические условия и средства оптимизации процесса профессионально-личностного становления будущего офицера-летчика: Автореф.... канд.пед.наук. — Саратов, 2000; Алексеенко М. С. Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Москва, 2011 и др.

4.         Железняк Л. Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. — М.: ВПА, 1976.

5.         Коровин В. М. Вистема профессионального становления офицеров в военных ВУЗах: Дис.... д-ра пед. наук. — Воронеж, 2002.

6.         Лазукин В. Ф. Развитие теоретических положений и обоснование рациональной системы профессиональной подготовки офицерских кадров в инженерных ВУЗАХ ВВС: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. — Воронеж, 2007.

7.         Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. — М., 1997.

8.         Попов М. Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — М.: ВУ, 1998.

9.         Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения. — М.: МО РФ, 2003.

10.     Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. — Москва: МО РФ, 2004.

11.     Суслов Н. В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений внутренних войск МВД России: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Москва: ВУ, 2001.; АНАШКИН О. А. Совершенствование содержания воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. пед. наук.- Москва: ВУ, 2004.; Соколенко В. Н. Формирование волевых качеств в личности будущего военного летчика: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Саратов, 2002.; Аношкин А. Ю. Педагогическая технология формирования профессиональной направленности курсантов военного авиационного ВУЗа: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Саратов, 2001. и др.

Основные термины (генерируются автоматически): летный вуз, военно-профессиональная подготовка, высшее военно-учебное заведение, образовательная среда, летная подготовка, Российская Федерация, система, система становления курсанта-летчика, становление курсанта-летчика, военная профессия.


Задать вопрос