Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система
Автор: Шанц Евгения Альфридовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3823 раза
Библиографическое описание:
Шанц, Е. А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система / Е. А. Шанц. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 383-386. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1857/ (дата обращения: 17.12.2024).
Успешное развитие туристской индустрии определяется качеством профессиональной подготовки специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынках труда в сфере туристско-экскурсионной деятельности.
В современной науке понятие «профессиональная готовность» связывается с профессиональным обучением и отражает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности. Однако необходимо отметить, что подготовка к профессиональной деятельности не может ограничиваться только овладением будущими специалистами туристской индустрии процессуальной стороной профессиональной деятельности. Необходима также целенаправленная деятельность по формированию и развитию профессионально - и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность избранной деятельности. Поэтому мы рассматриваем профессиональную подготовку студентов вуза как целостную педагогическую систему, функционирование которой предполагает создание условий для развития личности будущего специалиста в сфере туристско-экскурсионной деятельности.
Педагогическая система понимается как «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами»[3, с.341]. К основным характеристикам любой системы относят: оптимальность (выбор наилучшего, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам варианта построения и функционирования системы); структурность (выделение компонентов системы, их упорядочение и классификацию); функциональность (выделение в качестве компонентов функций, регулирующих отношения и связи в системе); интегративность (результат объединения компонентов системы в целостность на основе выделения системообразующих компонентов, способствующих сохранению и функционированию целого).
В качестве необходимых и достаточных компонентов системы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере туристской индустрии можно выделить структурные и функциональные компоненты.
Системообразующим компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов выступает цель подготовки – формирование готовности к профессиональной деятельности. При этом готовность рассматривается как сложное интегративное личностное качество, характеризующее активно-действенное субъективное состояние личности и мобилизованность сил для выполнения поставленной профессиональной задачи. Данная цель реализуется в целостном образовательном процессе вуза, направленном на решение задач профессионального развития будущих специалистов в сфере туристско-экскурсионной деятельности и отражающем различные аспекты их профессионального становления.
Большинство авторов включают в состав готовности к профессиональной деятельности такие компоненты, как знания, умения и навыки, а также личностные характеристики специалиста. С учетом этого мы выделяем в составе готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности три взаимосвязанных аспекта: личностный; когнитивный и праксикологический, характеризующие соответственно нравственно-психологическую, теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности. Обобщение выделенных положений дает возможность выделить структурные компоненты системы профессиональной подготовки студентов вуза: когнитивный, деятельностный и личностный.
Когнитивный компонент отражает информированность студента о сущности и содержании избранной профессии, о требованиях к личности специалиста данного профиля, а также уровень знаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Личностный компонент характеризует степень нравственно-психологической готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. Он отражает степень сформированности ценностных ориентаций, интереса к избранной специальности, удовлетворенности ее результатами, уровень развития мотивации профессиональной деятельности и участия в деятельности по самосовершенствованию. Деятельностный компонент готовности отражает степень практической готовности будущего специалиста в сфере туризма к профессиональной деятельности.
Данные компоненты отражают целостный характер феномена готовности к профессиональной деятельности и диалектическую взаимосвязь его составляющих, что дает основание рассматривать их как необходимые и достаточные для сохранения и развития системы профессиональной подготовки будущих специалистов к избранной специальности. Интеграция данных компонентов способствует достижению поставленной цели – обеспечению качественной подготовки специалистов, формированию у них готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в сфере туристско-экскурсионной деятельности.
Профессионализм туристского менеджера оценивается двумя составляющими: способностью руководить и владением общими данными о предлагаемых услугах. Ведущими специалистами туристского бизнеса отмечается, что менеджеры и сотрудники туристских компаний владеют теоретическими знаниями, но в тоже время недостаточный уровень практического опыта работы в условиях реальной туристской структуры увеличивает время адаптации специалиста к практической деятельности. Отсюда следует, что эффективное решение указанной проблемы возможно на базе студенческого экскурсионного бюро (СЭБ). При этом определяющим является обеспечение практической направленности деятельности бюро и устойчивая мотивация обучающихся в вузе по выбранной специальности. Для достижения этой цели необходима систематизация форм и методов деятельности СЭБ в условиях вуза, ключевыми элементами которой являются: менеджмент, делопроизводство, работа с клиентами, работа с кадрами, маркетинг, реклама, анализ финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет. Это обеспечит развитие у студентов организационных способностей, гибкости мышления, способности руководить, инициативности, склонности к творчеству, корректности, коммуникабельности.
Нами выявлены принципы организации практической деятельности студентов в условиях экскурсионного бюро, сущность которых сводится к следующему: принцип интеграции и дифференциации, предусматривающий включение студентов в различные виды деятельности, формирующие общие профессиональные знания и последующий выбор узконаправленного вида деятельности в соответствии с конкретными функциями реально занимаемой должности; принцип преемственности, непрерывности и последовательности, предусматривающий реализацию деятельности студентов, как старших, так и младших курсов вуза, включающий иерархию должностей и профессиональных видов труда; принцип самостоятельности принятия решений и деятельности внутри бюро при методическом и деловом взаимодействии с администрацией вуза и ее подразделениями.
Разрабатывая модель деятельности студенческого экскурсионного бюро, мы старались усилить практическую направленность содержания работы на формирование готовности будущего специалиста туристского бизнеса, включать студентов в более активную профессиональную деятельность.
Студенческое экскурсионное бюро возникло в 2009 г. на базе факультета социального образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».
Студенческое экскурсионное бюро – это не только учебная фирма, это реальная организационная структура, призванная оказывать туристские услуги, охватывающая все аспекты туристского бизнеса, это реальный процесс создания турпродукта в условиях существующего рынка спроса и предложения.
СЭБ имеет цели:
содействие в социализации, адаптации и включении в общественную и социальную жизнь школьников, студентов вуза;
формирование профессиональных умений и навыков в области туристско-экскурсионной деятельности;
формирование профессионально важных качеств личности будущих специалистов в области туриндустрии;
взаимодействие школ города и района с вузом, при котором реализуется экскурсионная деятельность в рамках изучения соответствующих предметов, например, таких как: краеведение, история, география и т.д;
осуществление и организация культурного досуга студентов, расширение их знаний в области истории и культуры города, района, области, истории вуза;
организация взаимодействия с отделом образования города с целью расширения базы реализации дополнительной специализации «Образовательный сервис» студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».
Содержание студенческого экскурсионного бюро представляет систему выработки профессиональных знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует лучшему усвоению теоретического материала, формированию профессионально-значимых качеств, развитию интереса к конкретному виду профессиональной деятельности. Содержание работы СЭБ нашло свое выражение в различных учебно-методических документах.
Преподаватели института активно участвуют в работе бюро. Это участие заключается, в основном, в чтении лекций, проведении практических занятий, в организационно-методических мероприятиях. Такое непосредственное участие преподавателей в деятельности СЭБ, на наш взгляд, существенно повышает профессионально-образовательный и методический уровень деятельности бюро.
В результате анализа имеющегося опыта (Апакова Ю.П., Красюк Е.Р.) и выполненных нами исследований выявлены основные направления деятельности учебной фирмы в условиях вуза, отвечающие требованиям эффективной адаптации студентов к практической деятельности:
организация и проведение бесплатных экскурсий для школьников города и района, студентов вуза, клиентов комплексного центра социального обслуживания населения города;
организация и проведение бесплатных анимационных программ для школьников города и района, студентов вуза, клиентов комплексного центра социального обслуживания населения города;
организация и проведение платных туристских маршрутов для всех желающих;
ответственность за организацию, качество подготовки и проведения экскурсий, анимационных программ, туристских маршрутов, обслуживание туристов и экскурсантов;
использование автотранспорта вуза, а в случае необходимости аренда автотранспорта в других транспортных предприятиях;
систематическое обновление портфеля экскурсовода: разработка тематики экскурсий, туров, анимационных программ; путевой информации, методических разработок, подготовка индивидуальных текстов;
разработка рекламной продукции;
проведение маркетинговых исследований спроса населения на турпродукт;
работа в тесном контакте с культурно-просветительными учреждениями, музеями, архивами, учебными заведениями;
участие в научно-практических студенческих конференциях, совещаниях по вопросам туристско-экскурсионной деятельности;
ведение необходимой финансовой деятельности в соответствии с Положением о студенческом экскурсионном бюро.
Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет собой сложное целостное образование, ядром которого является понимание значимости субъект-субъектных отношений в профессиональной туристской деятельности, сформированность профессионально-значимых качеств личности, а также определенная совокупность специальных знаний и умений, определенный опыт их использования на практике.
-
- Литература:
Апакова Ю.П. учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого туристско-экскурсионного бюро : дисс….канд.пед.наук. – Сходня : РМАТ, 2002.
Красюк Е.Р. профессиональная подготовка студентов туристского вуза в условиях экскурсионного бюро : дисс…….канд.пед.наук : Москва, 2002.
Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А.Мижериков; под общ. ред.П.И.Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2004.