Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шанц, Е. А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система / Е. А. Шанц. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 383-386. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1857/ (дата обращения: 17.12.2024).

Успешное развитие туристской индустрии определяется качеством профессиональной подготовки специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынках труда в сфере туристско-экскурсионной деятельности.

В современной науке понятие «профессиональная готовность» связывается с профессиональным обучением и отражает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности. Однако необходимо отметить, что подготовка к профессиональной деятельности не может ограничиваться только овладением будущими специалистами туристской индустрии процессуальной стороной профессиональной деятельности. Необходима также целенаправленная деятельность по формированию и развитию профессионально - и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность избранной деятельности. Поэтому мы рассматриваем профессиональную подготовку студентов вуза как целостную педагогическую систему, функционирование которой предполагает создание условий для развития личности будущего специалиста в сфере туристско-экскурсионной деятельности.

Педагогическая система понимается как «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами»[3, с.341]. К основным характеристикам любой системы относят: оптимальность (выбор наилучшего, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам варианта построения и функционирования системы); структурность (выделение компонентов системы, их упорядочение и классификацию); функциональность (выделение в качестве компонентов функций, регулирующих отношения и связи в системе); интегративность (результат объединения компонентов системы в целостность на основе выделения системообразующих компонентов, способствующих сохранению и функционированию целого).

В качестве необходимых и достаточных компонентов системы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере туристской индустрии можно выделить структурные и функциональные компоненты.

Системообразующим компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов выступает цель подготовки – формирование готовности к профессиональной деятельности. При этом готовность рассматривается как сложное интегративное личностное качество, характеризующее активно-действенное субъективное состояние личности и мобилизованность сил для выполнения поставленной профессиональной задачи. Данная цель реализуется в целостном образовательном процессе вуза, направленном на решение задач профессионального развития будущих специалистов в сфере туристско-экскурсионной деятельности и отражающем различные аспекты их профессионального становления.

Большинство авторов включают в состав готовности к профессиональной деятельности такие компоненты, как знания, умения и навыки, а также личностные характеристики специалиста. С учетом этого мы выделяем в составе готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности три взаимосвязанных аспекта: личностный; когнитивный и праксикологический, характеризующие соответственно нравственно-психологическую, теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности. Обобщение выделенных положений дает возможность выделить структурные компоненты системы профессиональной подготовки студентов вуза: когнитивный, деятельностный и личностный.

Когнитивный компонент отражает информированность студента о сущности и содержании избранной профессии, о требованиях к личности специалиста данного профиля, а также уровень знаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Личностный компонент характеризует степень нравственно-психологической готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. Он отражает степень сформированности ценностных ориентаций, интереса к избранной специальности, удовлетворенности ее результатами, уровень развития мотивации профессиональной деятельности и участия в деятельности по самосовершенствованию. Деятельностный компонент готовности отражает степень практической готовности будущего специалиста в сфере туризма к профессиональной деятельности.

Данные компоненты отражают целостный характер феномена готовности к профессиональной деятельности и диалектическую взаимосвязь его составляющих, что дает основание рассматривать их как необходимые и достаточные для сохранения и развития системы профессиональной подготовки будущих специалистов к избранной специальности. Интеграция данных компонентов способствует достижению поставленной цели – обеспечению качественной подготовки специалистов, формированию у них готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в сфере туристско-экскурсионной деятельности.

Профессионализм туристского менеджера оценивается двумя составляющими: способностью руководить и владением общими данными о предлагаемых услугах. Ведущими специалистами туристского бизнеса отмечается, что менеджеры и сотрудники туристских компаний владеют теоретическими знаниями, но в тоже время недостаточный уровень практического опыта работы в условиях реальной туристской структуры увеличивает время адаптации специалиста к практической деятельности. Отсюда следует, что эффективное решение указанной проблемы возможно на базе студенческого экскурсионного бюро (СЭБ). При этом определяющим является обеспечение практической направленности деятельности бюро и устойчивая мотивация обучающихся в вузе по выбранной специальности. Для достижения этой цели необходима систематизация форм и методов деятельности СЭБ в условиях вуза, ключевыми элементами которой являются: менеджмент, делопроизводство, работа с клиентами, работа с кадрами, маркетинг, реклама, анализ финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет. Это обеспечит развитие у студентов организационных способностей, гибкости мышления, способности руководить, инициативности, склонности к творчеству, корректности, коммуникабельности.

Нами выявлены принципы организации практической деятельности студентов в условиях экскурсионного бюро, сущность которых сводится к следующему: принцип интеграции и дифференциации, предусматривающий включение студентов в различные виды деятельности, формирующие общие профессиональные знания и последующий выбор узконаправленного вида деятельности в соответствии с конкретными функциями реально занимаемой должности; принцип преемственности, непрерывности и последовательности, предусматривающий реализацию деятельности студентов, как старших, так и младших курсов вуза, включающий иерархию должностей и профессиональных видов труда; принцип самостоятельности принятия решений и деятельности внутри бюро при методическом и деловом взаимодействии с администрацией вуза и ее подразделениями.

Разрабатывая модель деятельности студенческого экскурсионного бюро, мы старались усилить практическую направленность содержания работы на формирование готовности будущего специалиста туристского бизнеса, включать студентов в более активную профессиональную деятельность.

Студенческое экскурсионное бюро возникло в 2009 г. на базе факультета социального образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».

Студенческое экскурсионное бюро – это не только учебная фирма, это реальная организационная структура, призванная оказывать туристские услуги, охватывающая все аспекты туристского бизнеса, это реальный процесс создания турпродукта в условиях существующего рынка спроса и предложения.

СЭБ имеет цели:

  • содействие в социализации, адаптации и включении в общественную и социальную жизнь школьников, студентов вуза;

  • формирование профессиональных умений и навыков в области туристско-экскурсионной деятельности;

  • формирование профессионально важных качеств личности будущих специалистов в области туриндустрии;

  • взаимодействие школ города и района с вузом, при котором реализуется экскурсионная деятельность в рамках изучения соответствующих предметов, например, таких как: краеведение, история, география и т.д;

  • осуществление и организация культурного досуга студентов, расширение их знаний в области истории и культуры города, района, области, истории вуза;

  • организация взаимодействия с отделом образования города с целью расширения базы реализации дополнительной специализации «Образовательный сервис» студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

Содержание студенческого экскурсионного бюро представляет систему выработки профессиональных знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует лучшему усвоению теоретического материала, формированию профессионально-значимых качеств, развитию интереса к конкретному виду профессиональной деятельности. Содержание работы СЭБ нашло свое выражение в различных учебно-методических документах.

Преподаватели института активно участвуют в работе бюро. Это участие заключается, в основном, в чтении лекций, проведении практических занятий, в организационно-методических мероприятиях. Такое непосредственное участие преподавателей в деятельности СЭБ, на наш взгляд, существенно повышает профессионально-образовательный и методический уровень деятельности бюро.

В результате анализа имеющегося опыта (Апакова Ю.П., Красюк Е.Р.) и выполненных нами исследований выявлены основные направления деятельности учебной фирмы в условиях вуза, отвечающие требованиям эффективной адаптации студентов к практической деятельности:

  1. организация и проведение бесплатных экскурсий для школьников города и района, студентов вуза, клиентов комплексного центра социального обслуживания населения города;

  2. организация и проведение бесплатных анимационных программ для школьников города и района, студентов вуза, клиентов комплексного центра социального обслуживания населения города;

  3. организация и проведение платных туристских маршрутов для всех желающих;

  4. ответственность за организацию, качество подготовки и проведения экскурсий, анимационных программ, туристских маршрутов, обслуживание туристов и экскурсантов;

  5. использование автотранспорта вуза, а в случае необходимости аренда автотранспорта в других транспортных предприятиях;

  6. систематическое обновление портфеля экскурсовода: разработка тематики экскурсий, туров, анимационных программ; путевой информации, методических разработок, подготовка индивидуальных текстов;

  7. разработка рекламной продукции;

  8. проведение маркетинговых исследований спроса населения на турпродукт;

  9. работа в тесном контакте с культурно-просветительными учреждениями, музеями, архивами, учебными заведениями;

  10. участие в научно-практических студенческих конференциях, совещаниях по вопросам туристско-экскурсионной деятельности;

  11. ведение необходимой финансовой деятельности в соответствии с Положением о студенческом экскурсионном бюро.

Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет собой сложное целостное образование, ядром которого является понимание значимости субъект-субъектных отношений в профессиональной туристской деятельности, сформированность профессионально-значимых качеств личности, а также определенная совокупность специальных знаний и умений, определенный опыт их использования на практике.


Литература:
  1. Апакова Ю.П. учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого туристско-экскурсионного бюро : дисс….канд.пед.наук. – Сходня : РМАТ, 2002.

  2. Красюк Е.Р. профессиональная подготовка студентов туристского вуза в условиях экскурсионного бюро : дисс…….канд.пед.наук : Москва, 2002.

  3. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А.Мижериков; под общ. ред.П.И.Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, будущий специалист, студенческое экскурсионное бюро, туристско-экскурсионная деятельность, профессиональная подготовка будущих специалистов, туристская индустрия, туристский бизнес, практическая готовность, практическая деятельность, учебная фирма.

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Методическая система подготовки учителя в постдипломный период как фактор повышения качества образования

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе