Система межведомственного электронного взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 23.08.2014

Статья просмотрена: 3294 раза

Библиографическое описание:

Жарков, А. А. Система межведомственного электронного взаимодействия / А. А. Жарков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12406/ (дата обращения: 26.04.2024).

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через СМЭВ к электронным сервисам, сведения об истории движения в СМЭВ электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Целью создания СМЭВ является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Система межведомственного электронного взаимодействия предназначена для решения следующих задач:

-          обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

-          обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

-          обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Проблемы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде

210-ФЗ устанавливает (ст. 7):

Требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1)                 предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;

2)                 предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

3)                 осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Регулирование критериев отказа

В 210-ФЗ устанавливается следующая норма (ст. 7.1.):

Неполучение (несвоевременное получение) документов и информации без участия заявителя не может являться основанием для отказа в предоставлении лицу государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо, виновное в непредставлении (несвоевременном представлении) документа или информации, подлежит административной, дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Условная либерализация режима персональных данных

В 210-ФЗ устанавливаются следующие нормы (ч. 2 ст. 7):

Для предоставления документа и (или) информации о заявителе в целях оказания ему государственной или муниципальной услуги не требуется отдельно оформленное письменное согласие заявителя на обработку его персональных данных. К такому согласию приравнивается запрос заявителя об оказании ему услуги.

Доверенность лиц, не являющихся заявителями, приравнивается к согласию таких лиц на обработку их персональных данных согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Доверенность (согласие) выдается в простой письменной форме.

Сохранение режима защиты информации ограниченного доступа

В 210-ФЗ устанавливаются следующие нормы (ч. 3 ст. 7):

-          Для обработки информации о лице, доступ к которой ограничен федеральными законами, требуется согласие заявителя, которое представляется в виде бумажного или электронного документа.

-          Данное правило не распространяется на обработку персональных данных, имеющихся в распоряжении органа или организации, предоставляющих услугу.

Полагается, что межведомственное взаимодействие должно не только упростить государственные процедуры для заявителей, сократив длительность и количество их обращений в государственные и муниципальные органы, но и эффективно сказаться на работе государственных регистраторов, помогая в кратчайшие сроки получать документы, ответы на вопросы для решения конкретного регистрационного дела, исключив лишние звонки, дополнительное общение с заявителем, результатом чего явилась бы государственная регистрация заявленных прав и удовлетворение заявителя от полученной государственной услуги.

Но, тем не менее, и по настоящее время процесс организации межведомственного взаимодействия всё ещё находится на промежуточном этапе своего развития. Отметим, что система СМЭВ, которая должна объединить в единое целое всех участников процесса оказания государственных и муниципальных услуг, еще несовершенна.

В числе причин, по которым государственным регистраторам невозможно в полной мере работать с использованием электронных сервисов присутствуют технические проблемы, среди которых:

-          отсутствие защищённых каналов связи между задействованными во взаимодействии сторонами. Нормы Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных" предъявляют жёсткие требования к соблюдению конфиденциальности персональных данных, поэтому успешность реализации СМЭВ напрямую связана с возможностью обеспечения зашифрованных каналов связи между ЦОДами (центры общественного доступа), на которых располагаются сервисы СМЭВ, а также (что является гораздо сложным) обеспечение защиты на всём протяжении за пределами контура сети ЦОДов. Как правило, на реализацию столь масштабных мероприятий требуется выделение большого количества средств, которых не всегда хватает;

-          нестабильная работа электронных сервисов, дающих корректный ответ.

Однако кроме технических причин затягивания сроков разворачивания полнофункционального СМЭВ не менее остро стоят организационные проблемы, среди которых можно выделить:

-          проблемы с нормативно-правовым регулированием на федеральном уровне, несвоевременный выпуск подзаконных актов, постоянные изменения НПА и отсутствие скоординированного плана их выпуска;

-          неполнота планов внесения изменений в НПА, отсутствие координации между органами власти при организации исполнения планов;

-          предположительная неполнота перечня выявленных получателями информации межведомственных документов, в том числе признание избыточными документов, подлежащих получению по каналам межведомственного взаимодействия (далее — МВ). Данная проблема образовалась из-за низкого качества разработанных административных регламентов по предоставлению услуг (функций) либо их отсутствия (подробнее Распространенные ошибки при разработке административных регламентов необходимых для автоматизации процессов предоставления услуг (исполнения функций);

-          необходимость тиражирования электронных сервисов по предоставлению сведений от РОИВ и ОМСУ. Потребность в проведении тиражирования присутствует из-за того, что муниципальные услуги в субъектах РФ и стране в целом до сих пор не прошли процедуры стандартизации и унификации, с приведением к единообразию регламентов их предоставления населению;

-          несоответствие уже разработанных сервисов требованиям актуальных версий методических рекомендаций. В целом частая смена версий методических рекомендаций приводит к постоянной несогласованности между сервисами в СМЭВ от чего страдает работоспособность системы в целом;

В связи с наличием вышеперечисленных проблем, на сегодняшний день документы, которые могут быть получены по каналам СМЭВ, зачастую получаются путем отправки бумажных запросов в органы власти или организации, в распоряжении которых находятся необходимые сведения.

Очевидно, что бумажный документооборот в межведомственном взаимодействии неэффективен как в части сроков оказания государственных услуг, так и увеличения нагрузки на специалистов, постоянного роста почтовой корреспонденции.

Для скорейшего внедрения СМЭВ в целях оказания государственных услуг в электронном виде всем сопричастным сторонам необходимо значительно ускорить работу и повысить её качество, для этого есть база регламентации действий по получению доступа к сервисам федеральных органов власти, высокая оперативность реагирования и действий при работе с федеральными органами власти по вопросам тестирования работы сервисов, высокая компетентность и достаточная информированность сотрудников органов власти, предоставляющих услуги.

Литература:

1.                  Система межведомственного электронного взаимодействия [Электронный ресурс] // URL: http://smev.gosuslugi.ru/portal/

2.                  Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года. Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года (в ред. Федеральных законов от 06.04.2011 N 65-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.12.2013 N 359-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 444-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ).

Основные термины (генерируются автоматически): электронная форма, межведомственное взаимодействие, услуга, сервис, информационное взаимодействие, межведомственное электронное взаимодействие, муниципальная услуга, орган власти, федеральный орган власти, электронный вид.


Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Освобождение заявителей от необходимости неоднократного посещения органов власти происходит благодаря внутренней информатизации ведомств и развитию инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия.

Инновации в сфере предоставления государственных...

 единая система межведомственного электронного взаимодействия

В цепочке поставки услуг «Электронного правительства» принимают участие различные ИТ-компании.

Структура механизмов электронного правительства России

‒ Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, электронное правительство, госуслуг, услуга, система, портал, межведомственное взаимодействие, единый портал, Информационное...

Оптимизация процесса разработки картотечных...

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая включает в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых в различных органах государственной и муниципальной власти программных и технических средствах...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

В настоящее время актуальной является проблема повышения качества государственного администрирования. Решение данной проблемы напрямую зависит от введения в работу органов власти эффективных и современных методик управления.

Информационные системы электронного документооборота

При осуществлении этой деятельности осуществляется межведомственное взаимодействие [2] посредством электронного

+ Обеспечение информационного взаимодействия с региональными порталами государственных услуг в соответствии с требованиями СМЭВ.

Многофункциональные центры государственных...

а) взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, региональной системой межведомственного электронного взаимодействия, а также с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

− повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти...

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

электронное правительство, электронный вид, Российская Федерация, орган, исполнительная власть, услуга, местное самоуправление, Россия, государственная власть, информационное общество.

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Освобождение заявителей от необходимости неоднократного посещения органов власти происходит благодаря внутренней информатизации ведомств и развитию инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия.

Инновации в сфере предоставления государственных...

 единая система межведомственного электронного взаимодействия

В цепочке поставки услуг «Электронного правительства» принимают участие различные ИТ-компании.

Структура механизмов электронного правительства России

‒ Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, электронное правительство, госуслуг, услуга, система, портал, межведомственное взаимодействие, единый портал, Информационное...

Оптимизация процесса разработки картотечных...

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая включает в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых в различных органах государственной и муниципальной власти программных и технических средствах...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

В настоящее время актуальной является проблема повышения качества государственного администрирования. Решение данной проблемы напрямую зависит от введения в работу органов власти эффективных и современных методик управления.

Информационные системы электронного документооборота

При осуществлении этой деятельности осуществляется межведомственное взаимодействие [2] посредством электронного

+ Обеспечение информационного взаимодействия с региональными порталами государственных услуг в соответствии с требованиями СМЭВ.

Многофункциональные центры государственных...

а) взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, региональной системой межведомственного электронного взаимодействия, а также с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации...

Электронное правительство: его перспективы, возможности...

− повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти...

Задать вопрос