На сегодняшний день, наиболее активно и динамично происходит развитие технологий управления налоговой, бюджетной систем и технологий государственно-информационных порталов, которые реализуют взаимодействие органов управления и граждан посредством использования компьютерных сетей, электронного документооборота, технологий накопления информации в единую государственную базу данных, технологий информационных муниципальных систем, а также информационных систем коммунальной и жилищной сферы (в направлении внедрения единого расчетно-кассового центра), гео-информационных систем (основное направление — образование городских и земельных кадастров).
Разработка и внедрение ИТ-технологий в государственные и муниципальные сферы управления — стратегически важная задача.
Специалистами отмечены такие проблемы, существующие в современном российском информационном обществе:
- полное отсутствие какой-либо ориентации создаваемых государственными органами информационных ресурсов на массовое обслуживание населения информацией, касающейся вопросов, связанных с деятельностью данных органов;
- полное отсутствие законодательного механизма по регулированию правовых отношений в сфере государственно-информационных ресурсов;
- полное отсутствие координации образования федеральными и региональными государственными органами власти информационных фондов, а также баз данных о юридических и физических лицах, а также о правовых отношениях между данными лицами. Это негативно сказывается на актуальности и полноте данных ресурсов, приводя существенному дублированию работ, касающихся их разработки и внедрения;
- недооценка экономической значимости образованных информационных государственных ресурсов. Как следствие этого — неполнота, а чаще всего и полное отсутствие надлежащего бухгалтерского учета данных ресурсов на предприятиях и в учреждениях. Полного реестра внедренных и действующих в государстве информационных государственных ресурсов пока не существует.
Решение вышеперечисленных проблем требует разработки согласованных общегосударственных решений в сфере управления информационными государственными ресурсами на основании четко сформулированной информационной государственной политики.
Ниже приведены все государственные функции в сфере управления информационными государственными ресурсами:
- разработка производных и первичных информационных продуктов и массивов, требуемых для выполнения всего перечня задач, касающихся государственного управления и воплощения конституционных гражданских прав для доступа к информации;
- защита и надежная охрана информационных государственных ресурсов;
- эффективное применение информационных ресурсов в рабочей деятельности, проводимой государственными учреждениями и органами власти;
- обеспечение гражданам и организациям свободного доступа к необходимым информационным ресурсам в согласии с содержанием Конституции и действующего законодательства РФ.
В согласии с общей структурой управления государством, можно отметить такие уровни управления государственными ИТ- ресурсами:
- региональный уровень;
- федеральный уровень;
- локальный уровень.
Системы ИТ-обеспечения государственных органов власти и управления можно разделить на такие основные виды:
- федеральная система ИТ-обеспечения;
- система ИТ-обеспечения, которая находится в совместном владении Российской Федерации, местных органов и субъектов РФ;
- система ИТ-обеспечения субъектов РФ;
- негосударственная система, используемая с целью предоставления информационных услуг государственным органам управления и власти.
Создаются они на федеральном уровне для решению федеральных государственных органов управления и власти. Системы совместного владения — по решению органов управления и власти субъектов РФ, систем информационного обеспечения субъектов РФ — на основании принятых решений органами управления и власти данных субъектов.
Самые актуальные направления информатизации государственных органов управления и власти:
1. Внедрение технологии «электронного правительства»
«Электронное правительство» — принципиально новая система внешних и внутренних отношений государственных учреждений на основании применения возможностей, которые предоставляет сеть Интернет, телекоммуникационных и информационных технологий с целью максимальной оптимизации предоставляемых услуг, а также повышения степени участия населения в различных вопросах, касающихся государственного управления и усовершенствования различных процессов внутреннего характера.
В инфраструктуру электронного правительства входят интегрированные информационные государственные ресурсы в комплексе с развитой системой информационных служб, которые обеспечивают гражданам полностью регламентируемый доступ к данным ресурсам.
Внедрение концепции электронного правительства подразумевает решение задач следующего характера.
1. Разработка и внедрение официальных интернет-сайтов, а также наполнение их официальной актуальной информацией. К обязательной информации следует относить (исходя из содержания аналогичных сайтов других государств) справочная, контактная и общая информация государственных учреждений, статистические данные, сообщения о важных событиях в государстве, нормативные акты и законы, правительственные отчеты, не засекреченное содержимое, находящееся в государственных архивах.
2. Разработка интерактивных служб, которые дают возможность упростить различные процедуры взаимодействия государственных органов с населением, а также обеспечить максимально удобные и комфортные условия для обращения в госучреждения. В числе таких служб, которые развиваются во многих государствах, можно выделить оплату счетов, разработку и подачу налоговых деклараций, подачу заявлений, торговые электронные площадки для осуществления государственных закупок.
3. Разработка эффективной системы обратной связи с населением. Сюда можно включить электронные почтовые ящики, созданные с целью принятия обращений от населения, а также закрытые и открытые форумы, системы соцопросов и голосования.
Наиболее первоочередной задачей в сфере информатизации госуправления является создание межведомственной структуры взаимодействия. С этой связью, исходя из содержания ФЦП «Электронной России» и проводится разработка и внедрение единой государственной системы передачи данных и управления (ЕГСУПД). Данная аббревиатура ЕГСУПД подразумевает межведомственную систему по сбору, хранению, анализу и распространению экономической, финансовой, хозяйственной и иной социально-значимой информации на основе проведения единой технической политики и достаточно строго регламентированного информационного взаимодействия. Она выступает в роли ключевого элемента электронного правительства в РФ.
Федеральные ведомства выстраивают свои информационные системы изолированно и независимо друг от друга, ориентируясь, прежде всего, на личные потребности (так наз. вертикальная интеграция). Данный подход обеспечивает защищенность всех данных систем, но, в свою очередь, делает проблематичным образование межведомственного взаимодействия (горизонтального) на любых уровнях административно-территориального государственного устройства (округ, федерация, район, регион). При этом происходит некоторое распыление большого размера материально-финансовых средств, проводится многократный ввод и процессы обработки дублирующейся информации.
Все ведомственные ИС являются изолированными от сетей общественных связей и не предусматривают конкретного информационного взаимодействия с организациями, населением и государством. К тому же, ведомства не обладают достаточным количеством ресурсов для надлежащего технического сопровождения и полноценного развития собственных ИС. Существующий недостаток финансирования заставляет разработчиков региональных ИС применять простейшие технологии, что негативно сказывается на их производительности, защищенности и масштабах.
Содержание ЕГСУПД и его техническое обслуживание должно проводиться централизованно с использованием финансирования из федерального бюджета. В таком случае, для ведомств и министерств, как и для территориальных администраций отпадет необходимость выстраивать собственные сети телекоммуникационного назначения, поддерживать их в работоспособном состоянии, отрабатывать различные вопросы, касающиеся информационного обмена с аналогичными структурами, что способно существенно сэкономить время, деньги и иные ресурсы.
ЕГСУПД, являясь единой информационно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляет абсолютно для каждого участника взаимодействия перечень стандартных, типичных сетевых сервисов и услуг. Среди них такие: частные виртуальные сети для возможности безопасной передачи данных, услуги электронной почты, межведомственная и внутренняя телефонная и факсимильная связь, потоковые аудио и видеовещание, и иные мультимедийные услуги, которые обеспечивают работу современных инновационных приложений, к примеру таких, как телемедицина и дистанционное обучение.
2. Информатизация регионов страны. В данном случае, заключаются соглашения, касающиеся сотрудничества Минтранса и связи РФ с региональными администрациями и подключение администраций МО к компьютерным сетям.
Самыми популярными и востребованными направлениями автоматизации в регионах выступают такие:
- внедрение БД по земельным ресурсам;
- образование БД по недвижимым объектам;
- разработка БД различной документации.
Достаточно активно в регионах действует процесс по перемещению всей тяжести деятельности, связанной с информатизацией с региональных уровней на муниципальные. Данные процесс вполне объясним, так как практически все ИТ-ресурсы разрабатываются именно на муниципальных уровнях и только после разработки применяются и на федеральных и на региональных уровнях.
Самыми острыми проблемами в региональной информатизации являются:
- полное либо частичное отсутствие единого государственного подхода при использовании ИТ-ресурсов государственными органами управления и власти любого уровня;
- полное отсутствие единой системы регистров, классификаторови кадастров;
- неоправданно повышенные требования, касающиеся закрытия информации;
- присутствие несовместимости информационных ресурсов;
- повышенная стоимость программных и технических средств, а также доступа к ИТ-системам;
- недостаточность методического и правового обеспечения информатизации регионов;
- наличие проблем и нерешенных вопросов, касающихся информационного взаимодействия между населением, хозяйствующими субъектами и государственными и муниципальными органами власти.
3. Разработка автоматизированной системы «Государственного регистра населения» (сокр. АС ГРН) Полное отсутствие единой эффективной базы данных по населению, как правило приводит к сложностям в сборе налогов и к необоснованным выплатам разного рода пособий, затратам на социальные и демографические исследования, а также к неоправданным трудностям в процессе обслуживании граждан в учреждениях госвласти и в органах местного самоуправления.
4. Внедрение эффективной электронной системы государственных закупок на основании технологий электронно-цифровой подписи. Повышение размера информационных потоков между поставщиками и государственными заказчиками приводит, как правило, к необходимости образования электронной системы для обеспечения государственных закупок. В нынешних условиях применение традиционных способов взаимодействия участников чаще всего приводит к потере информации, что негативно отображается на сроках и качестве выполнения государственного заказа.
5. Разработка ИТ-систем для возможности предоставления гарантированного пакета электронных услуг населению и деловым кругам. Проводится развитие ИТ-поддержки бизнеса и предпринимателей.
Литература:
1. Эскиев М. А. Уянаева Х. Б. Гиш Б. А. Формирование институциональных условий конкурентоспособности регионов как основа социально-экономического развития субъекта РФ. ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова» Актуальные проблемы региона на современном этапе развития г. Нальчик
2. Ялмаев Р. А. Федеральные целевые программы в стратегии развития регионов. Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 17–23 апреля, 2006 г. — Вып. 4: Мировая экономика и финансы/ВолГУ; редкол.: Б. Н. Сипливый (отв. ред) и др. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. -390с.
3. Ялмаев Р. А. Саидов З. А. Динамика и специфика развития торговли и сферы услуг в ЧР. Научный журнал факультета госуправления «ФГУ Science» № 3, 2014
4. Эскиев М. А. Социально-Экономическое развития Чеченской Республики ГГНТУ, Грозный, 2014
5. Эскиев М. А. Чажаев М. И. Проблемы в сфере развития инновационной деятельности регионов России. Экономика и предпринимательство № 6 (ч.2) (59–2) 2015 г.
6. Чажаев М. И. Эскиев М. А. Современные проблемы государственного управления. Современные проблемы науки и образования
7. Эскиев М. А. Чажаев М. И. Приоритеты социально-экономического развития горных территорий Чеченской Республики. Современные проблемы науки и образования