Ни для кого не секрет, что в настоящее время новые цифровые технологии постепенно внедряются в самые разные сферы нашей жизни. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране из-за новой коронавирусной инфекции (COVID-19) переход общества и государства к информационному этапу в последние годы стал как нельзя актуален. Сейчас мы много чего делаем «онлайн», например, заказываем еду, покупаем вещи, получаем образование, работаем и т. д. При этом система государственного управления не является исключением [1].
Для функционирования различных государственных и муниципальных органов в Российской Федерации используется особая система, которая основана на широком использовании информационных технологий с целью обеспечения возможности взаимодействовать с данными органами через специальные сервисы в сети «Интернет», которыми при необходимости могут воспользоваться как физические, так и юридические лица. Эта система называется «Электронное правительство». Благодаря этому взаимодействию мы можем получать различные государственные и муниципальные услуги без личного посещения соответствующих органов — электронным способом, узнавать о деятельности этих органов, новостях, а также оставлять свои рекомендации и пожелания [2].
Определение «Электронного правительства» в российском законодательстве отсутствует. Стоит отметить, что «Электронное правительство» не заменяет традиционное понятие Правительства. Это лишь инструмент более удобного и открытого взаимодействия с ним.
Условно можно сказать, что указанный термин («Электронное правительство») можно трактовать двояко — в узком и в широком смысле:
— согласно первому подходу под электронным правительством подразумевается использование госорганами информационных технологий в процессе своей деятельности, при котором изменению подлежит только форма взаимодействия между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и государственными и муниципальными органами, с другой. Указанный подход не предполагает качественного изменения оказываемых органами функций, что, к сожалению, не способствует увеличению эффективности государственного управления;
— согласно второму подходу под электронным правительством понимают обновленную форму взаимодействия с государственными и муниципальными органами, которая предполагает новый уровень комфорта и эффективности данного взаимодействия за счет использования информационно-коммуникационных технологий. Данный подход является, безусловно, более актуальным [1].
Что касается Российской Федерации, то у нас электронное правительство появилось в 2002 году, когда Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия» [3], целью которой являлось «повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения» [4].
В 2010 году Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 г. N1815-р также была утверждена программа «Информационное общество (2011–2020 гг.) [5]. Однако в 2014 году указанное Распоряжение Правительства РФ утратило силу, Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 была утверждена новая программа «Информационное общество» (2011–2020 годы)» [6].
Что же является главной задачей «Электронного правительства»? Исходя из изложенного ранее, можно сказать, что основная задача данной системы — это удовлетворить потребности населения, которые нуждаются в предоставлении им качественных государственных услуг с помощью информационных технологий и «Интернета» [2].
Анализ системы «Электронного правительства» в Российской Федерации позволяет выделить несколько самых распространенных моделей взаимодействия в рамках этой системы [1]:
— Модель G2C (government to citizens) — между государством и гражданами [1]. Примером данного взаимодействия является Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) [7]. Сейчас ЕПГУ доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: www.gosuslugi.ru. Почти каждый из нас хотя бы раз пользовался данной системой.
— Модель G2B (government to business) — между государством и бизнесом [1]. В качестве примера можно привести информационные интерактивные сведения, которые предлагает Федеральная налоговая служба России, например, «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Указанный интерактивный сервис позволяет избежать некоторых рисков при выборе того или иного делового партнера [8].
— G2G (government to government) — между различными ветвями государственной власти для электронного взаимодействия между различными структурами [2], например, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [9], утвержденная Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 [10].
«Электронное правительство» занимает важнейшее место в системе государственного управления РФ. Можно выделить следующие преимущества внедрения системы «Электронного правосудия»:
— внедрение информационных технологий позволяет сотрудникам госорганов более качественно оказывать услуги физическим и юридическим лицам, что непременно оказывает положительное влияние на работу данных органов в целом;
— информационный обмен информацией на межведомственном уровне позволяет снизить как финансовые затраты различных государственных органов, так и трудовые затраты сотрудников данных органов;
— «Электронное правительство» позволяет увеличить скорость обработки запросов в различные органы, а также увеличить скорость предоставления ответов на них;
— «Электронное правительство» способствует снижению административной нагрузки на органы государственного управления в связи с тем, что огромный объем данных находится в сети «Интернет», а количество личных обращений граждан значительно уменьшается;
— доверие населения к государственным органам, безусловно, повышается; наблюдается рост «прозрачности» работы данных органов;
— «Электронное правительство» положительно влияет на рост экономики страны за счет упрощения регистрационных и иных процедур, что способствует развитию бизнеса в стране;
— значительно расширяется перечень услуг, которые оказываются государственными органами в электронном виде;
— доступность электронной системы также положительно влияет на уровень коррупции в системе государственного управления, способствуя его снижению; появляется возможность своего рода гражданского контроля деятельности государственного аппарата [11].
Таким образом, «Электронное правительство» — это современный способ совершенствования государственного управления. Рассматриваемая электронная система полностью соответствует стратегии развития страны. Внедрение новых информационных технологий играет важнейшую роль в системе государственного управления: с одной стороны, повышается скорость и качество оказываемых услуг, снижается как финансовая, так и трудовая нагрузка на сотрудников соответствующих органов, а, с другой стороны, «Электронное правительство» влияет и на более масштабные вопросы, например, способствует повышению доверия между общественностью и государственным сектором, а также в целом направлено на поддержку разумной экономической политики в стране.
«Электронное правительство» в России постоянно развивается и это не может не радовать. Система «Электронного правительства» — это своего рода «открытый и прямой диалог» между государством и населением (хозяйствующими субъектами). Однако следует отметить, что для получения максимальной пользы от внедрения цифровых технологий в систему государственного управления необходимо использовать новые подходы при подготовке современного государственного служащего, ведь в противном случае это может стать серьезным барьером для повышения эффективности государственного управления.
Литература:
- Лолаева А. С. Место электронного правительства в системе государственного управления // Право и политика. 2022. № 2. С. 19–29.
- Рябинина Н. И., Винцкевич Е. В. Место и роль «Электронного правительства» в системе государственного и муниципального управления // Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-elektronnogo-pravitelstva-v-sisteme-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения: 18.11.2022).
- Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, N 5, ст. 531.
- Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/#section-targets (дата обращения: 18.11.2022).
- Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р (ред. от 26.12.2013) «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» // Собрание законодательства РФ, 15.11.2010, N 46, ст. 6026 (утратило силу).
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Информационное общество» (2011–2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2159.
- Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 17.08.2022) «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» // Собрание законодательства РФ, 31.10.2011, N 44, ст. 6274.
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. Проверь себя и контрагента. URL: https://pb.nalog.ru/ (дата обращения: 19.11.2022).
- Официальный сайт Электронного правительства: система межведомственного электронного взаимодействия. URL: https://smev.gosuslugi.ru/portal/ (дата обращения: 19.11.2022).
- Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 13.07.2022) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»)» // Собрание законодательства РФ», 20.09.2010, N 38, ст. 4823.
- Карпунина Е. К., Моисеев С. С., Сергеев Д. Р. «Электронное правительство»: быть в тренде или обеспечивать собственную экономическую безопасность» // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С.43–50.