Электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления и новый способ предоставления государственных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2020

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Трякина, О. И. Электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления и новый способ предоставления государственных услуг / О. И. Трякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76841/ (дата обращения: 18.11.2024).



На современном этапе информационные технологии способствуют активному развитию различных секторов экономики, а также улучшению жизни общества в целом. Сегодня государственное управление неразрывно связано с социальными процессами и отношениями между субъектами. Основная задача государственного управления заключается в координации эффективного взаимодействия населения и государства, но для этого необходимы инновации.

Вышесказанное позволяет сформулировать основной тезис о концепции электронного правительства, который выступает наиболее актуальным вопросом сегодня. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы добиться положительных изменений в системе органов власти, с целью повышения эффективности их функционирования, информационной открытости, а также оптимального оказания государственных услуг населению.

На сегодняшний день отсутствует единое определение категории «электронное правительство», однако современные исследователи чаще всего используют этот термин в двух смыслах: в узком и широком [3, с. 70].

В первом случае электронное правительство выступает в качестве информационно-коммуникационной технологии, способствующей эффективному функционированию органов государственной власти. Например, оказание услуг населению и бизнесу, организация государственных закупок, осуществление различных финансовых операций, получение и предоставление информации.

В широком смысле электронное правительство выступает в качестве процесса трансформации внутренних и внешних взаимодействий в общей системе государственного управления посредством использования информационных средств. Данные мероприятия способствуют улучшению качества обслуживания граждан, обеспечению их конституционных прав и, как следствие, оптимизации государственного управления.

Внедрение электронного правительство требует как участия со стороны государства, так и общественных организаций, предпринимателей, населения. Результатом данного взаимодействия должно стать повышение качества принимаемых решений, работы государственного аппарата в целом, создание новой культуры взаимодействия, основанной на поиске компромиссов на взаимовыгодных условиях. Таким образом, введение электронного правительства позволит государственному аппарату осуществлять свою деятельность более прозрачно и эффективно, а граждане, в свою очередь смогут увидеть реальный результат, соответствующий их ожиданиям.

Были определены черты, характерные для электронного правительства [1, с. 200]:

− наличие и обеспечение доступа к правительственной информации для граждан: одна из наиболее распространённых форм цифровой деятельности;

− стимулирование соблюдения правовых норм: электронное правительство может предоставлять доступ к услугам, позволяющим выполнять определённые правила и требования;

− наличие дистанционного доступа для населения к услугам, связанным со льготами и пособиям, например, к денежным перечислениям (возможность оформления заявления на социальную помощь или компенсацию в режиме онлайн);

− осуществление закупок (в том числе учитывается предложение цены, покупки и оплаты). Таким образом, государственные учреждения получают выгоду, поскольку реализуют товар в частный сектор посредством приложения (электронная коммерция). Наличие электронных каталогов, а также совершение покупки и оплаты, позволяет осуществлять сделки внутри правительства, а также между государственными органами и частным сектором. В итоге удовлетворяются потребности как государственных учреждений, так и частных торговых партнёров;

− происходит объединение межправительственной информации и сервисов (речь идёт о программах по предоставлению услуг государственными учреждениями различным уровням государственной власти). В результате реализуется процесс совместного использования электронной информации;

− политическая вовлечённость населения. Возможен доступ к выборным должностным лицам, дискуссионным форумам, избирательной регистрации и, в итоге, дистанционному голосованию. Данное направление ориентировано на граждан.

Существует несколько предпосылок возникновения электронного правительства. Они перечислены в таблице 1 [2, с. 69].

Таблица 1

Предпосылки возникновения электронного правительства

Группы

Описание причин

Экономические

Увеличение спроса на услуги, которые предоставляет государство. Наличие значительного количества проблем при их выполнении.

Ограниченность ресурсов (материальных и трудовых), что выступает причиной отсутствия решения управленческих проблем имеющимися способами.

Социальные

Совершенствование и развитие гражданского и информационного общества. Присутствие демократических преобразований.

Неудовлетворённость населения результатами действий государственных структур, предъявление постоянных требований к повышению результативности и эффективности выполняемой работы.

Технологические

Постоянное развитие информационных и коммуникационных технологий

Вышесказанные аспекты позволяют сформулировать основные задачи электронного правительства:

− улучшение и совершенствование работы органов государственной власти;

− усиление подотчетности и ответственности органов государственной власти;

− повышение эффективности управления государственными ресурсами;

− создание более безопасного общества;

− улучшение корпоративной отчётности.

Таким образом, электронное правительство модернизирует государство в открытую систему, активно использующую информационно-коммуникационные технологии. Она является противоположной традиционной структуре, которая включает в себя иерархическую бюрократическую систему. Кроме того, государство становится катализатором происходящих изменений и теряет свои лидирующие позиции, поскольку влияние населения на политический процесс, становится возможным и на негосударственных ресурсах.

Подводя итоги, необходимо отметить, что создание и реализация электронного правительства является существенным шагом в развитии демократического общества. Это безусловно важный критерий для России. Данный процесс выступает как современный инструмент совершенствования государственного управления, взаимодействия государства и населения. Однако для эффективного внедрения данного направления необходимо также учесть технологические и финансовые возможности общества на современном этапе, характер политической системы, уровень политической культуры населения, доступности информации и образования.

Литература:

  1. Киселёв, А. С. Электронное правительство в Российской Федерации: генезис и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. — Т. 10, № 10, 2015. — С. 199–204
  2. Черемных В. Ю., Яковлев Л. С. Электронное правительство: модели и перспективы // Вестник Поволжского института управления. — 2017. Том 17. № 1. — С. 68–74.
  3. Чумаков, Д. В. Электронное правительство как новый способ предоставления государственных услуг // Международный журнал «Science Time». № 3. — 2019. — С. 69–71.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, государственное управление, государственная власть, государственный аппарат, население, предпосылка возникновения, современный этап, частный сектор.


Похожие статьи

Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Нормы финансового права как инструмент механизма борьбы с коррупцией

Пути и средства повышения качества образования через использование инновационных технологий

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Социальные инновации как инструмент рационализации системы антикризисного управления

Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения практического применения технологии социального консультирования

Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса

Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования

Аттестация государственных служащих как эффективный способ повышения профессионализма и ответственности кадров

Похожие статьи

Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества

Компетентностный подход как ключевое направление реформирования высшего профессионального образования

Нормы финансового права как инструмент механизма борьбы с коррупцией

Пути и средства повышения качества образования через использование инновационных технологий

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Социальные инновации как инструмент рационализации системы антикризисного управления

Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения практического применения технологии социального консультирования

Новое качество образования как результат технологизации образовательного процесса

Внутрифирменная модель повышения квалификации педагогов как инструмент управления качеством образования

Аттестация государственных служащих как эффективный способ повышения профессионализма и ответственности кадров

Задать вопрос