В статье рассматриваются особенности деятельности подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне по оказанию государственных услуг в электронной форме, а также определяются возможные направления совершенствования данного процесса.
Ключевые слова: миграция, совершенствование, территориальный орган МВД России на региональном уровне, услуга.
Информационное общество рассматривается в качестве наиболее высокоорганизованной стадии развития человеческого общества с точки зрения достижений научно-технического прогресса. Информационное общество характеризуется тем, что информационные ресурсы выступают в качестве основных, а деятельность по созданию и распространению информационных ресурсов, а также управлению ими, является основной для большинства экономически активного населения. Владение информацией представляется в качестве одной из ключевых возможностей развития личности в рамках общества.
Система МВД также не остается в стороне от современных тенденций предоставления услуг в электронной форме. Совершенствование процесса предоставления услуг в сфере миграции в электронной форме является актуальным направлением ввиду высокой степени востребованности данного вида услуг и необходимости сокращения затрат, сопряженных с процессом их предоставления.
Очевидно, что, с учетом современного ритма жизни, возможность получения государственных услуг в электронной форме является несомненным достижением, позволяющим в значительной степени экономить личное время гражданина. Оказание государственных услуг в электронной форме является в настоящее время важнейшим аспектом повышения скорости и качества их предоставления, а также усиления прозрачности и эффективности взаимодействия граждан с органами власти [4, с. 62]. Ввиду этого, ориентир на расширение объема предоставления услуг в электронной форме является в настоящее время одной из ключевых составляющих совершенствования миграционной политики РФ, о чем свидетельствуют и положения Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы.
В целях повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции территориальными органами МВД России в настоящее время реализуется следующий комплекс мер:
– на официальных сайтах территориальных органов МВД России для удобства граждан, желающих получить какую-либо государственную услугу в сфере миграции, размещается информация справочного характера о порядке, сроках, механизме предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде;
– проводится разъяснительная работа касательно предоставления государственных услуг в сфере миграции в средствах массовой информации, в местах массового пребывания и приема граждан распространяются буклеты, наглядно демонстрирующие преимущества предоставления государственных услуг в электронном виде;
– в помещениях приема заявителей оборудуются рабочие места с выходом в сеть «Интернет», на постоянной основе осуществляется трансляция видеороликов о предоставлении посредством Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) электронного вида услуг;
– в подразделениях по вопросам миграции на регулярной основе проводятся специальные акции, способствующие популяризации предоставления государственных услуг в сфере миграции, в том числе стимулированию граждан к подаче электронных заявлений;
– с целью снижения рисков образования очередей в подразделениях по вопросам миграции, в которых посещаемость превышает 50 заявителей, установлена система управления электронной очередью.
В настоящее время большинство государственных услуг в сфере миграции могут быть предоставлены гражданам в электронной форме:
– оформление и замена внутреннего паспорта гражданина РФ;
– регистрационный учет граждан РФ;
– оформление заграничных паспортов гражданина РФ нового поколения;
– оформление заграничных паспортов гражданина РФ старого образца;
– предоставление адресно-справочной информации;
– выдача приглашений иностранным гражданам на въезд в РФ.
Получение услуг в электронной форме достаточно распространено в настоящее время ввиду удобства их получения, экономии времени, а также реализации возможности равного доступа к получению услуг для всех граждан, в том числе и жителей отдаленных и труднодоступных регионов. Выдача заграничного паспорта продолжает сохранять статус наиболее востребованной услуги, получаемой электронном виде, — на сегодняшний день ее доля в структуре такого рода услуг составляет более 40 %.
Важным шагом в развитии системы предоставления услуг в сфере миграции стало создание системы многофункциональных центров, предоставляющих государственные и муниципальные услуги (МФЦ). Разветвленная сеть указанных центров позволяет гражданам оперативно получить полный спектр услуг, в том числе и в сфере миграции, а также консультацию по возникающим вопросам.
Несмотря на качественное развитие системы предоставления услуг в сфере миграции в электронной форме, данный институт все же нуждается в совершенствовании. Ввиду того, что он функционирует сравнительно недавно, многие процессы пока не являются отлаженными. В результате сложившейся ситуации возникает риск неполного и несвоевременного исполнения требований законодательства, в частности, требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210 [2] и прочих нормативных актов, регулирующих процессы разработки регламентов. Указанные регламенты, в свою очередь, направлены на регулирование процедур предоставления государственных услуг, перехода на электронный документооборот, размещения информации в сети Интернет.
Одной из фундаментальных проблем является смешение таких принципиальных правовых понятий, как «правообеспечение граждан» и «правоприменение при реализации властных функций». Одним из основополагающих различий является то, что реализация государственных функций является предметом регулирования административных регламентов, в то время как процесс предоставления государственных услуг регулируется стандартом [4, с. 74].
Рассмотренная проблема носит, скорее, теоретико-правовой характер, в то время как правовые пробелы присутствуют и в рамках практической реализации процессов предоставления государственных услуг в сфере миграции. В частности, заслуживающей внимание проблемой является отсутствие должным образом отлаженного межведомственного взаимодействия. Практика межведомственного взаимодействия, ввиду небольшого срока своего существования, не является устоявшейся; многие процессы нормативно не урегулированы, что порождает разночтения в рамках предоставления слуги, затягивание сроков ее предоставления и общее снижение эффективности данного процесса.
Одной из проблем, требующих достаточно оперативного решения, является наличие неофициальных платежей [5, с. 33]. Многие пользователи государственных услуг в сфере миграции, не имея достаточно времени и опыта для заполнения документов, обращаются к посредникам, взимающим значительное количество платежей за свои услуги. С одной стороны, взимание неофициальных платежей осуществляется на добровольной основе, поскольку это позволяет упростить процесс получения государственной услуги для конкретного индивида. Однако, с другой стороны, отсутствие официального регулирования коммерческих платежей может привести к повышению неудовлетворенности от всей системы оказания государственных услуг в сфере миграции, т. е. оказать негативное воздействие на репутацию государственного института.
Таким образом, правоприменение регламентов любого вида — как административных (касающихся вопросов удовлетворения потребностей участников рассматриваемого вида правоотношений), так и технических (направленных на регулирование процессов обеспечения безопасности), — требует от участников правоотношений принимать во внимание и соотносить между собой требования действующего законодательства, особенности проводимой государством политики, а также собственные законные потребности в рассматриваемой сфере.
Таким образом, совершенствование рассматриваемых процессов является в настоящее время важнейшей задачей миграционных подразделений МВД России.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
- Указ Президента РФ от 22.05.2015 № 260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.05.2015, № 21, ст. 3092.
- Байдаков С. Л. Многофункциональный центр предоставления государственных услуг: модель, назначение и принципы организации. Опыт Центрального административного округа г. Москвы. — М.: Олимп-Бизнес, 2013. — 188 с.
- Демидов Ю. Н. Совершенствование форм и методов оказания государственных услуг гражданам // Профессионал. 2014. № 1. С. 32–35.