Проблемные вопросы предоставления ИЦ МВД по Республике Крым государственных услуг в электронном виде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (251) март 2019 г.

Дата публикации: 31.03.2019

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Чипенко, И. К. Проблемные вопросы предоставления ИЦ МВД по Республике Крым государственных услуг в электронном виде / И. К. Чипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57673/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассмотрена правовая регламентация предоставления государственных услуг информационного центра МВД по Республике Крым с применением современных технологий. Проведен анализ нормативно-правовых актов.

Автором изучена практика реализации норм предоставления государственных услуг в электронном виде и выявлены проблемы по оказанию гражданам государственных услуг в электронном виде в Информационном центре МВД по Республике Крым.

Ключевые слова: информационный центр, государственная услуга, электронная форма, обращение граждан.

This article discusses the legal regulation of public services information center of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Crimea with the use of modern technology. The analysis of normative legal acts is carried out.

The author has studied the practice of implementation of the rules of rendering state services in electronic form and the identified problems on rendering state services in electronic form in the Information centre of the Ministry of interior of the Republic of Crimea.

Keywords: information center, public service, electronic form, citizens ' appeal.

В Российской Федерации, как и в других странах, сфера оказания государственных услуг всегда имела высокую значимость в обеспечении интересов общества. Учитывая современное развитие информационных технологий, государственные органы стремятся к более эффективному взаимодействию, как с обществом, так и с органами государственной власти. При этом ключевой задачей государственных органов, в нашем случае в лице Информационного центра МВД по Республике Крым, является достоверное, своевременное и гарантированное оказание государственной услуги в виде справочной помощи для граждан.

В нашей стране правовое регулирование по предоставлению государственных услуг содержится в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». [1], [3] при этом под «государственной услугой» понимается деятельность по реализации функций органов исполнительной власти всех уровней, которые осуществляют отдельные государственных полномочий в пределах своей компетенции, по запросам заявителей.

В период проведения административно-территориальной реформы тоже было определено и в Указе Президента РФ «О системе и структуре органов исполнительной власти» [2].

Следует отметить, что порядок и перечень предоставляемых услуг не должен противоречить нормам законодательства.

С 1 октября 2011 года в рамках реализации требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [1] МВД России и его территориальные подразделения приступили к предоставлению государственных услуг и функций в упрощенном порядке, в том числе в электронной форме.

Согласно Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации, [3] [4] гражданину для получения государственной услуги от Информационного центра МВД России по Республике Крым требуется предъявить минимальное количество документов, большая часть сведений о лице, подающем заявление, запрашивается через систему межведомственного электронного взаимодействия в федеральных органах исполнительной власти.

Таким образом, граждане, имеющие доступ к сети Интернет, могут воспользоваться преимуществом быстрого документооборота, которые не предполагают посещение учреждения, и получить необходимые услуги того же качества без потери времени.

Чтобы иметь возможность обращаться как в Информационный центр МВД России по Республике Крым, так и в другие органы исполнительной власти, гражданину необходимо зарегистрироваться на портале государственных услуг [8], после чего пользователю будет выдан пароль доступа к сайту.

Следует отметить, что использование Портала государственных услуг несёт в себе следующие преимущества:

− сокращаются сроки предоставления услуг;

− уменьшаются финансовые издержки граждан и юридических лиц;

− ликвидируются бюрократические проволочки вследствие внедрения электронного документооборота;

− снижаются коррупционные риски;

− уменьшаются административные барьеры, в результате чего повышается доступность получения государственных и муниципальных услуг. [7]

Рассматривая вопрос предоставления государственных услуг в электронном виде в МВД по Республике Крым необходимо остановиться на двух государственных услугах:

  1. Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования [3];
  2. Справка о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ [4];

Необходимо отметить, что для надлежащего исполнения требований Указа Президента Российской Федерации № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» по разделу 2 «Доля заявлений, поданных на получение государственных услуг в электронном виде и через МФЦ» ФКУ «ГИАЦ МВД России» проведен анализ сведений за 2018 год по территориальным органам МВД России на региональном уровне.

По результатам анализа установлено, что, несмотря на принимаемые меры, показатель «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в МВД по Республике Крым, достигнут не был. Данный показатель составил 29 %. Однако по требованиям Указа Президента Российской Федерации № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», к 2018 году данный показатель должен составлять не менее 70 %.

Достоинством Федерального закона № 210 [1] является утверждение принципа «единого окна» при получении услуги и возможность её оказания в электронной форме. Единой точкой доступа в России для физических и юридических лиц к информации о государственных услугах в электронном виде выступает «Единый портал государственных и муниципальных услуг» [8].

Осуществляя свою служебно-справочную деятельность, Информационный центр по Республике Крым, руководствуется действующим Административным регламентом МВД РФ.

Кроме предоставления государственных услуг гражданам Информационный центр реализует задачи МВД России по Республике Крым в области информации и обеспечивает правоохранительные и иные органы государственной власти справочной, оперативно-розыскной и криминалистической, а также статистической, архивной и научно-технической информацией.

Сведения о порядке предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам размещаются в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а также на официальном сайте МВД России [13] и официальных сайтах территориальных органов МВД России (в том числе и Республики Крым) [10] в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в доступных для ознакомления местах информационных стендах федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне.

В соответствии с Административным регламентом, срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в Информационном центре МВД по Республике Крым, при этом в необходимых случаях он может быть продлен начальником Информационного центра или должностным лицом, его замещающим, не более чем на 30 дней, о чем сообщается заявителю.

При поступлении заявлений, которые не соответствуют требованиям административного регламента, Информационный центр в 7-дневный срок запрашивает у заявителя необходимую информацию. При предоставлении дополнительных сведений в течение 30 дней со дня их поступления осуществляется подготовка соответствующих архивных справок, выписок, копий, которые направляются с сопроводительным письмом заявителю.

При невозможности исполнения заявления заявителю в течение 10 дней направляется мотивированное письмо с объяснением причин:

− отсутствие запрашиваемых сведений;

− необходимость предоставления дополнительных сведений для исполнения заявления;

− запрашиваемые сведения не относятся к составу хранящихся в архивных подразделениях архивных документов (непрофильные).

При этом заявителю сообщается о возможных местах хранения архивных документов, необходимых для исполнения заявления, адресах архивов соответствующих органов и организаций. [5]

Обратим внимание на имеющиеся проблемы при предоставлении государственных услуг на уровне Информационного центра МВД России по Республике Крым.

В частности, процесс предоставления электронной услуги является не до конца завершенным, при этом процесс оказания услуг в электронном виде можно условно разделить на три этапа:

  1. Обращение с заявлением.
  2. Работа с оригиналами документов, которые гражданин должен предоставить для определения права.
  3. Получение гражданином конечного результата — выдача Центром необходимого заявителю документа.

Первоочередной проблемой является факт отсутствия в нормах действующего законодательства передачи документа, удостоверяющего личность государственному органу, в связи с чем, заявитель должен для получения конечного результата явиться персонально. [6]

При этом нормы Федерального закона № 210 [1] предусматривают межведомственное электронное взаимодействие по запросу органа, предоставляющего государственную услугу, однако не каждая организация наделена такими полномочиями.

Продолжая рассматривать проблемные вопросы, обратим внимание на следующие причины:

  1. Невысокая численность зарегистрированных пользователей единого портала государственных услуг. Этому способствует наличие широкой сети функционирующих в России и в частности в Республике Крым многофункциональных центров обслуживания населения (МФЦ), при помощи которых граждане получают необходимые им справки и документы.
  2. Сложность регистрации на портале «Госуслуг». Процесс регистрации затрагивает введения в систему множества персональных данных, при этом ввод только данных паспорта сужает функциональность использования портала «Госуслуг», в результате чего полноценное использование электронных услуг возможно только после внесения всех данных необходимых документов.
  3. Низкий спрос граждан на электронные услуги, что выражается наличии документов личного хранения. Это паспорт, свидетельство о рождении и о регистрации брака, документа об образовании и многих других, которые можно предъявлять только лично в ходе персонального визита к чиновникам, поэтому сам факт получения услуг в электронном виде дискредитирует эту идею.
  4. Нежелание потребителей госуслуг изменять практику получения необходимых документов, так как подавляющее большинство заявителей — люди пенсионного возраста, которым удобней механизм персонального посещения государственных учреждений, также следует отметить невысокий уровень этой категории граждан по работе в сети Интернет.
  5. Недоверие к системе электронных услуг, которая выражается в отказе граждан доверять свои персональные данные электронной системе. Мотивы здесь различные: боязнь сохранности персональной информации, религиозные убеждения.

Самым простым и действенным способом решения данной проблемы является популяризация и разъяснение предоставление госуслуг в электронном виде гражданам [7].

По мнению автора необходимо активно внедрять в деятельность информационного центра, а также МВД по Республике Крым в целом, следующие мероприятия для популяризации предоставления государственных услуг в электронном виде:

  1. Проведение информирование граждан при личном обращении в приемную информационного центра, а также в территориальные органы на районном уровне МВД России, с помощью подключенных к сети «Интернет» компьютеров, помогать в регистрации на сайте госуслуг с параллельным подтверждением личности, тем самым регистрируя и подтверждая личность одновременно.
  2. Размещение информации на информационных стендах ИЦ МВД, а также территориальных органах на районном уровне, подробно указав различные возможности при доступе к сайту госуслуг и приведя наглядные примеры использования.
  3. Размещение разъяснительной информации на ведомственном сайте в сети «Интернет» является еще одним источником информации, где подробно будут описаны способы получения государственных услуг в электронном виде.
  4. Разработка памяток и буклетов, необходимость визуализации продукта, который описывается доступным языком и схематично поясняет все положительные стороны, также рекламные памятки и буклеты необходимо издавать не только на русском языке, а на всех региональных языках, тем самым показывая заботу государства о национальных меньшинствах. На примере МВД по Республике Крым издан рекламный буклет на трех языках: русском, украинском и крымско-татарском;
  5. Проведение встреч с представителями организаций и предприятий, учебных и медицинских учреждений, положительно и с большой отдачей произойдет внедрение госуслуг в электронном виде через студентов и трудовые коллективы, а также государственных служащих.
  6. Проведение брифингов с журналистами, распространение информации в СМИ (печатные издания, телевидение, радио, интернет-сайты), необходимо заинтересовать средства массовой информации разъяснением данной проблемы, разъяснением технологий, с помощью которых граждане смогут, минуя властные барьеры, получать государственные услуги, экономя время, а также разъяснять, что цифровые технологии и технологии электронного правительства уже вовсю работают на территории Российской Федерации;
  7. Проведение выездных акций на предприятия (организации) с целью регистрации заявителей на ЕПГУ посредством создания и подтверждения учетной записи ЕСИА — данное мероприятие приведет к решению и прохождению самого проблемного этапа при получении государственной услуги в электронном виде, так как этап подтверждения личности при регистрации на портале государственных услуг является «отпугивающим» и создающим неудобства при получении государственных услуг в первый раз.
  8. Направления информационных писем в организации, учреждения и предприятия.
  9. Раздача буклетов в школах, больницах, высших учебных заведениях, проведения разъяснительной работы с старшеклассниками и студентами, организация выступлений на родительских собраниях для разъяснения родителям о новых возможностях предоставлений государственных услуг в электронном виде для их семей, тем самым данная информация доводится до большого круга лиц и интерес вызывается у всей семьи, а не отдельных граждан;
  10. Информирование граждан в ходе ежеквартальных отчетов участковых уполномоченных полиции перед населением и на участковых пунктах полиции.
  11. Размещение рекламы на мониторах, плакатах, баннерах, в салонах автобусов и маршрутных такси, аэропортах, железнодорожных вокзалах, лифтах жилых домов, в данных мероприятиях самым эффективным, по мнению автора, является реклама в салонах автобусов, маршрутных такси и лифтах жилых домов — в данном мероприятии можно проинформировать различные слои населения.
  12. Размещение информации в социальных сетях, на данный момент одно из самых массовых технологий рекламы, так как на данный момент социальные сети не обошли ни один дом, интернет уже стал необходимым условием в жизни современного человека.
  13. Размещение информации на оборотной стороне расписки о приеме заявлений, выдаваемых справках, данное мероприятие дополняет и напоминает о возможности гражданина получить госуслугу, не являясь лично в пункт приема граждан, а заказать данную услугу в электронном виде.
  14. Обращение в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу информационного сотрудничества в сфере популяризации получения государственных услуг в электронном виде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задача привлечения новых пользователей портала госуслуг является сегодня для России наиболее актуальной. Кроме того, имеется необходимость перевода части документов в электронный вид, чтобы сделать их доступными для системы межведомственного электронного взаимодействия между государственными учреждениями.

В заключение следует отметить, что предоставление государственных услуг в целом, а также предоставление услуг Информационным центром МВД России по Республике Крым, [14] можно отнести к инновационным технологиям [8], которые реализуются при помощи информационно-технических систем. Это выгодная и удобная услуга.

Исполнительными органами власти был внедрён мониторинг качества предоставления электронных услуг с точки зрения граждан, для чего был создан Интернет-ресурс «Ваш контроль», [13] на котором можно дать свою оценку качеству предоставления оказанной услуги.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации функционирует нормативно-правовая база по оказанию информационных услуг для граждан, что положительно сказывается на взаимодействии власти и общества и оперативном предоставлении государственных услуг населению.

Литература:

  1. Федеральный Закон № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010;
  2. Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» от 09.03.2004;
  3. Мацкуляк И. Д., Веила У. Т., Клещинская Т. Н., Мацкуляк Д. И., Мисанова И. Н., Нагдалиев Н. З. О., Прутин Ю. Б., Скворцова З. И., Убушаева Б. Г., Шинкарева О. В. Обсуждение Послания резидента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (1.03.2018) Финансовая экономика. 2018. № 1. С. 7–26.
  4. Приказ МВД России № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» от 07.11.2011;
  5. Приказ МВД России № 665 от 24.10.2016г. «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ»;
  6. Давыдова И. П. Государственные (муниципальные) услуги и функции: сущность правовых категорий — «Конституционное и муниципальное право» –2013. № 9, стр.25;
  7. Хмельченко Е. Г., Убушаева Б. Г. Маркетинг территорий в эпоху развития цифрового пространства: особенности, проблемы и перспективы. Муниципальная академия. 2018. № 4. С. 17–23;
  8. Хмельченко Е. Г. Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении // Муниципальная академия. 2018. № 3. С.114–117;
  9. Убушаева Б. Г. Развитие цифровых технологий в практике наемного труда. Муниципальная академия. 2018. № 4. С. 24–29;
  10. Единый портал государственных и муниципальных услуг: https://www.gosuslugi.ru/
  11. Предоставление электронных государственных услуг: http://адмреформа.рф/
  12. Сайт Информационного центра МВД по Республике Крым: https://82.мвд.рф/мвд/структура/item/2253604
  13. Интернет-ресурс «Ваш контроль» (https://vashkontrol.ru/)
  14. Сайт МВД РФ: https://мвд.рф/
Основные термины (генерируются автоматически): электронный вид, Крым, услуга, информационный центр, Российская Федерация, государственная услуга, Республика, Информационный центр МВД, исполнительная власть, электронная форма.


Похожие статьи

Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ Республики Башкортостан в электронном виде

В статье приводится актуальность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Республики Башкортостан в электронном виде, определены критерии оценки эффективности предоставляемых услуг в электронном виде. Предста...

Проблемные аспекты организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ

В статье проведен анализ проблемных аспектов организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе оказания государственных услуг. Особо внимание уделено организации ...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ

Предметом данной работы является изучение проблем и путей совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ. В статье представлено исследование качества работы отделений МФЦ путем опроса 421 граждан...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных станда...

Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий

В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обес...

Положительные сдвиги в борьбе с безработицей в Чеченской Республике

На основе информации Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, а также по сведениям информационных и рекрутинговых агентств изучена крайне актуальная для нашего времени проблема занятости и безработицы. В статье предс...

Мониторинг работы систем электронного документооборота информационных систем в Центрах занятости населения

Статья посвящена законодательным требованиям и теоретическим аспектам разработки систем электронного документооборота в соответствии с законодательными требованиями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Проведен мониторинг инфо...

Особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

В статье автор раскрывает особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственны...

Похожие статьи

Оценка качества предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ Республики Башкортостан в электронном виде

В статье приводится актуальность предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах Республики Башкортостан в электронном виде, определены критерии оценки эффективности предоставляемых услуг в электронном виде. Предста...

Проблемные аспекты организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ

В статье проведен анализ проблемных аспектов организации предоставления государственных услуг органами исполнительной власти субъекта РФ. Рассмотрены проблемы, возникающие в процессе оказания государственных услуг. Особо внимание уделено организации ...

Предоставление государственных услуг в электронном виде: сущность, достоинства, нормативно-правовая основа

В статье рассматриваются современные способы оказания гражданам различных государственных и муниципальных услуг путем их предоставления через информационно-справочную систему «Государственные услуги». Подвергается анализу сама платформа «Госуслуги», ...

Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ

Предметом данной работы является изучение проблем и путей совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ. В статье представлено исследование качества работы отделений МФЦ путем опроса 421 граждан...

Актуальные направления административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор анализирует актуальные организационно-правовые подходы административной реформы РФ в области предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в частности, механизмы общественного контроля за деятельностью многоф...

Применение профессиональных стандартов как фактор эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере Приморского края)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся применения профессиональной стандартов как фактора эффективности социальной реабилитации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре; выявлена сущность и трудовые функции профессиональных станда...

Правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий

В данной статье акцентировано внимание на правовое регулирование предоставления государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление позволяет обес...

Положительные сдвиги в борьбе с безработицей в Чеченской Республике

На основе информации Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, а также по сведениям информационных и рекрутинговых агентств изучена крайне актуальная для нашего времени проблема занятости и безработицы. В статье предс...

Мониторинг работы систем электронного документооборота информационных систем в Центрах занятости населения

Статья посвящена законодательным требованиям и теоретическим аспектам разработки систем электронного документооборота в соответствии с законодательными требованиями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Проведен мониторинг инфо...

Особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

В статье автор раскрывает особенности правового регулирования порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственны...

Задать вопрос