Данная статья представляет собой небольшой обзор истории возникновения трамвайного движения в городе Салават. Дается краткая информация о возникновении города и развитии его промышленности. Статья будет интересна как представителям науки, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей города.
Ключевые слова: трамвай, электрический транспорт, Башкирия, наземный транспорт.
В современных условиях жизни общества время является его неотъемлемой частью. Ни для кого не секрет, что темпы жизни нашего общества вынуждают людей ценить буквально каждую минуту и не терять ни секунды. В таких условиях нашим незаменимым спутником становится транспорт, так как он является одним из наиболее эффективных способов экономии времени. Однако если в настоящем нас все больше окружает личный транспорт, то в недалеком прошлом дело обстояло иначе. На улицах города встречался лишь общественный транспорт, а личные автомобили являлись очень редким исключением. В связи с этим, особенно интересными для изучения становятся темы относительно возникновения и развития общественного транспорта как одного из способов экономии времени и ускорения темпа жизни. В частности в данной статье хотелось бы представить краткий обзор процесса возникновения в городе Салават такого экологически чистого вида общественного транспорта, как трамвай.
Прежде чем начать непосредственное описание процесса возникновения и развития трамвайного сообщения в городе Салават, было бы логично немного рассказать о самом городе и его появлении.
На современном этапе Салават является третьим по величине городом Республики Башкортостан. Он расположен в южной части республики, в 150 км от ее столицы — Уфы. Неподалеку находятся такие города, как Стерлитамак и Ишимбай. Салават является одним их крупных промышленных центров Башкортостана, известного своим нефтехимическим и нефтеперерабатывающим производством. Как известно, город был назван в честь национального героя Республики Башкортостан — Салавата Юлаева [4].
История этого города началась в 1948 году. Это было связано с началом строительства нефтехимического Комбината № 18, который не раз менял свое название и до недавнего времени назывался «Салаватнефтеоргсинтез». Однако теперь известен под названием ОАО «Газпром нефтехим Салават». В своей статье Петр Журавлев пишет о городе Салават так: «По первоначальному проекту планировалось построить поселок на 25 тысяч жителей. В мае 1948 года прибыл Черногорский десант, и уже в конце июня в пойме появился первый дом. Тогда же от колхоза «Красный герой» было отчуждено 18,2 гектара земли для железнодорожного полотна «Ишимбай — Тюльган», и сразу приступили к строительству насыпи» [2, стр. 121].
Хотелось бы сказать о том, что место для строительства было выбрано не случайно. Как пишут авторы книги «Салават: люди, события, годы», руководители БАССР и СССР не оставили без внимания «близость нефтяных промыслов Ишимбая, угольных разрезов Кумертау и энергобазы Стерлитамака» [6, с. 10]. Также были учтены и благоприятные естественно-географические условия расположения города и наличие удобных транспортных связей с другими важными промышленными центрами [6, с. 10].
Вместе со строительством комбината отстраивался и сам город Салават, хотя непосредственный статус города республиканского подчинения он получил только 12 июня 1954 году по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР [6, с. 11–12]. Количество жителей города к этому году составило 50 тысяч человек [6, с. 12].
В дальнейшем город также продолжал очень быстро развиваться. В связи с тем, что весной 1958 года стройку города и Комбината № 18 объявили Всесоюзной ударной комсомольской, жизнь в городе била ключом.
Вот как пишут об этом времени авторы книги «Салават: люди, события, годы»: «На промышленной карте города появились новые заводы — авторемонтный, минераловатных изделий, железобетонный, крупнопанельного домостроения. Работали ТЭЦ и Ново-Салаватская ТЭЦ, ДОК, предприятия местной промышленности, быта, торговли, обслуживания. В начале 60-х годов стал строиться завод технического стекла» [6, с. 13].
Но такое быстрое развитие промышленности не могло не привести и к негативным последствиям, таким как неблагоприятная экологическая обстановка. В связи с этим руководство города при принятии решения о расширении сети общественного транспорта было вынуждено отдать предпочтение такому экологически чистому виду транспорта, как трамвай.
Как сообщает сайт Городского электротранспорта, трамвайное движение в городе Салават было открыто 29 июля 1957 года [1]. По данным того же сайта в то время была только одна трамвайная линия, которая проходила от Комбината № 18 (современное «Управление Газпром нефтехим Салават») до Колхозного рынка (современный Городской рынок); далее от кольца «Колхозный рынок» шла однопутка до трамвайного депо, которая использовалась лишь для заезда и выезда вагонов [1].
Рис. 1. Красная лента перед первым трамвайным вагоном [5].
Более подробное описание процесса открытия трамвайного движения представлено на сайте Трамвайного управления г. Салават:
«Во второй половине дня 29 июля 1957 года на площади около здания управления комбината начали готовиться к торжественному митингу, по случаю открытия трамвайного движения в городе Салават. Установили столы и стулья, громкоговорящие устройства, повесили красные флаги. Ближе к 16.00 на площади собралось очень много народа: работники комбината, трамвайного управления и других предприятий. Трамвайные вагоны установили по порядковым номерам от кольца в сторону города, и они подъехали ближе к месту торжества. Митинг открыл начальник КЖАТ В. Н. Лабза. Выступили начальник комбината И. А. Березовский, председатель исполкома горсовета Р. Г. Ишмухаметов, начальник трамвайного цеха В. П. Сидоров. Также дали слово молодому водителю трамвая Лиде Абдуллиной.
Ровно в 17.00 начал играть духовой оркестр и под музыку председатель исполкома горсовета Р. Г. Ишмухаметов разрезал красную ленту, протянутую перед трамвайным вагоном № 1. Трамвайный вагон № 1 под управлением водителя М. М. Ганичкиной (Касьяновой) подошёл к остановке и произвел посадку первых пассажиров. Остальные трамваи тоже открыли двери и начали сажать пассажиров. После этого все трамваи с 3–4-минутным интервалом начали движение. Трамваем № 2 управлял Г. Ганюпов, № 3 — Л. Абдуллина, № 4 — Ф. Х. Ахметзянова (Ширгалеева), № 5 — К. Набиуллииа и т. д. Пассажиры радовались, пели песни почти до самого города. Так открылось движение трамваев по нашему городу» [3].
Рис. 2. Пуск трамвая в Салавате [5].
Подводя итоги, можно сказать о том, что данный вид транспорта до сих пор курсирует по городу Салавату. Хотя конечно имеются и проблемы. Среди них можно выделить такие как большая популярность маршрутных такси, изношенность вагонов, отсутствие поставок новых видов вагонов с 2009 г., а также закрытие движения по одной из улиц (ул. Молодогвардейцев) [1]. Однако хочется надеяться на то, что этот экологически чистый вид транспорта все-таки возобладает над другими и будет в дальнейшем процветать и развиваться.
Литература:
1. Городской электротранспорт. Совмещенный трамвайно-троллейбусный сайт, 2002- 2013 г. URL: http://transphoto.ru/city/265/ (дата обращения: 24. 05. 2013 г.).
2. Журавлев П. Салават: как все начиналось / П. Журавлев // Бельские просторы. — 2011. — № 11.
3. МУП Трамвайное управление г. Салават, 2009 г. URL: http://slvtu.narod.ru/history.htm (дата обращения: 24.05.2013 г.)
4. Официальный информационный сайт Администрации городского округа город Салават. URL: http://salavat.ru/gorod/o-gorode (дата обращения: 26.04.2013 г.)
5. МУП ТУ г. Салават. Трамвайное управление. URL: http://tramvayslv.ru/index.php/o-nas/istoriya/1-istoriya-salavatskogo-tramvaya (дата обращения: 11.08.2014 г.)
6. Салават: люди, события, годы. — Уфа: Скиф, 2008. — 152 с., илл.