Калининградский трамвай как историческое наследие Кёнигсберга | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Исследование о родном крае

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 21.02.2023

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Моргачева, Ю. О. Калининградский трамвай как историческое наследие Кёнигсберга / Ю. О. Моргачева, А. Т. Джабиев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3488/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассмотрено текущее состояние трамвайной системы Калининграда и становление трамвайного дела в Кёнигсберге. Также рассмотрены особенности и интересные факты Калининградского и Кёнигсбергского трамвая.

Ключевые слова: Калининград, Кёнигсберг, трамваи.

В памяти многих калининградцев, живущих в городе с 90-х годов прошлого века, сохранились теплые воспоминания о трамваях, которые являлись ключевым составляющим городского транспортного движения того времени. Трамваи были настолько популярны, что к 1987 году доля перевозки пассажиров данным транспортным средством среди всего общественного транспорта доходила до 70 %, а на маршрутные линии выходило около 90 трамвайных поездов. Основные линии трамвайной системы были заложены примерно 130 лет назад, когда Калининград назывался Кёнигсбергом, поэтому они являются историческим наследием города. Однако, несмотря на то что на сегодняшний день она потеряла всю свою былую мощь и величие, но не прекращает развиваться.

Становление трамвайной системы в Кёнисберге

Многие знают, что прежнее государство, которое располагалось на современной территории Калининградской области называлось Восточная Пруссия, и до июля 1946 года город Калининград носил название Кёнигсберг (в переводе с немецкого «Королевский город»). История Кёнигсбергского трамвая начинается в 1880-е года. Это время, когда город активно развивался и число жителей в нем стремительно увеличивалось. В этот момент, перед властями встал вопрос о создании первого общественного транспорта в Кёнигсберге. Им стала конка (конно-железная городская дорога).

Конка. Кёнигсберг 1885 год

Рис. 1. Конка. Кёнигсберг 1885 год

Первый вагон прошелся 3 марта 1881 года. Через пять лет конная железная дорога состояла уже из семи разных маршрутов. В Кёнигсберге первое время трамвайным обществом владел железнодорожный предприниматель Бетель Генри Штроусберг, благодаря которому в Восточной Пруссии появилась целая серия железных дорог. Этот транспорт достаточно сильно полюбился горожанами прекрасно справлялся со своей транспортной функцией. Так продолжалось до 1890-х годов, когда в мире началась «эра электричества» и конка была не в силах справляться с возрастающим населением. Тогда городское управление принимает решение создать первую городскую электростанцию, которая снабжала бы электричеством не только дома, но и будущую систему электрических трамваев. Уже 1894 году началась прокладка новых трамвайных линий метровой ширины (ширина колеи конки составляла 1435 мм) для электрического трамвая. Датой официального открытия движения электрического трамвая в Кёнигсберге считается 31 мая 1895 года. Новые вагоны сильно отличались от конки: они стали более вместительными по числу пассажиров, имели широкие оконные проемы, электрические фары и звонок. У каждого вагона был свой цвет огней, для того, чтобы их лучше распознавали пассажиры. Палитра состояла из 5 основных цветов: зеленый, белый, голубой, красный, желтый и их сочетания. К концу 1937-го года трамвайная сеть города была полностью сформирована и составляла 15 маршрутов с полной загруженностью.

Электрический трамвай. Кёнигсберг 1937 год

Рис. 2. Электрический трамвай. Кёнигсберг 1937 год

Текущее состояние трамвайной системы в Калининграде

Бомбардировки британской авиации и штурм Кёнисберга в 1945 году почти полностью разрушил транспортную сеть в городе. Однако в первые послевоенные годы жители советского Калининграда смогли восстановить все трамвайные пути. Вплоть до 2000-х годов все 15 маршрутов активно курсировали по улицам города. Сегодня в центре Калининграда изредка можно увидеть несколько трамваев, которые пытаются пробиться через постоянные автомобильные пробки на главных улицах города. Маршрут № 5 и № 3 — единственное, что осталось от обширной транспортной системы Кёнигсберга. Пока что не известно, планируется ли восстановление некоторых маршрутов: правительство города не дает никаких комментариев на этот счет. Сейчас трамваями владеет компания «Калиниград-ГорТранс» и в основном на улицах можно увидеть чешские вагоны Tatra KT4SU, средний возраст которых составляет 35 лет.

Калининградский трамвай

Рис. 3. Калининградский трамвай

Особенности Калининградского трамвая и интересные факты о Кёнигсбергском трамвае

  1. Колея Калининградского трамвая составляет 1 метр (1000 мм), в то время как почти во всех городах России колея равна 1524 мм.
  2. Калининградская система трамваев считается самой старой в России.
  3. В 2015 году компания «Калининград — ГорТранс» отпраздновала 120-летие Кёнигсбергского трамвая.
  4. В Кёнигсберге среди 15 маршрутов, отсутствовал № 13, так как считалось, что это число является несчастливым.
  5. Во время первой мировой войны, трамваи осуществляли перевозки раненных в госпитали, что помогло спасти не одну человеческую жизнь.

Литература:

  1. http://eastprussia.ru/koenigsberg-tramway/
  2. https://ivanskobey.livejournal.com/598.html
  3. https://rumyantsevphoto.livejournal.com/207132.html


Ключевые слова

Кенигсберг, Калининград, трамваи

Похожие статьи

Некоторые вопросы совершенствования городского пассажирского транспорта Калининграда

В статье автор пытается определить особенности и проблемы транспортной пассажирской системы города Калининграда. Особое внимание уделяется целесообразности выделения специальных полос для общественного транспорта, закупке современного подвижного сост...

Сохранение немецкой истории Калининградской области на примере посёлка Взморье

В статье авторы исследуют немецкую история поселка Взморье, сравнивают новый и старый поселки и исследуют то, что осталось от немцев.

Роль железнодорожного транспорта в экономике регионов Германии

В статье автор исследует региональные особенности развития железнодорожного транспорта в Германии.

Особенности развития и функционирования транспортной системы России в Арктике

В статье рассказывается о транспортной системе в Арктике. Также излагаются мифы различных уровней и функционирование с успешным развитием инфраструктуры.

Перспективы развития янтарной отрасли Калининградской области

В данной статье рассматривается янтарная отрасль Калининградской области. На основе анализа показателей работы янтарной промышленности определяются основные проблемы и разрабатываются предложения по её развитию.

Из истории железнодорожной почты дореволюционной России

В статье рассматривается история возникновения и развития железнодорожной почты дореволюционной России. Особое внимание уделяется ее функционированию и эволюции.

Современные проблемы развития городских поселений

В рамках данной статьи автором были рассмотрены сущностные аспекты понятия «городское поселения», кроме того, были выявлены ключевые проблемы их развития. Так же, автором было рассмотрено значение стратегического управления в развитии городских посел...

Становление и развитие побратимских связей Петрозаводска в 1960–1970 гг.

Статья посвящена вопросам развития побратимских связей Петрозаводска в 1960–1970 гг. Автор рассматривает особенности становления и направления развития первых побратимских связей города Петрозаводска.

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла в России

В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.

Эксплуатация электробусов в России

В статье представлена характеристика электробусов, эксплуатируемых в России — конструкция электрического силового агрегата, производительность, история появления и особенности разработок, экологическая безопасность и перспективы внедрения электротран...

Похожие статьи

Некоторые вопросы совершенствования городского пассажирского транспорта Калининграда

В статье автор пытается определить особенности и проблемы транспортной пассажирской системы города Калининграда. Особое внимание уделяется целесообразности выделения специальных полос для общественного транспорта, закупке современного подвижного сост...

Сохранение немецкой истории Калининградской области на примере посёлка Взморье

В статье авторы исследуют немецкую история поселка Взморье, сравнивают новый и старый поселки и исследуют то, что осталось от немцев.

Роль железнодорожного транспорта в экономике регионов Германии

В статье автор исследует региональные особенности развития железнодорожного транспорта в Германии.

Особенности развития и функционирования транспортной системы России в Арктике

В статье рассказывается о транспортной системе в Арктике. Также излагаются мифы различных уровней и функционирование с успешным развитием инфраструктуры.

Перспективы развития янтарной отрасли Калининградской области

В данной статье рассматривается янтарная отрасль Калининградской области. На основе анализа показателей работы янтарной промышленности определяются основные проблемы и разрабатываются предложения по её развитию.

Из истории железнодорожной почты дореволюционной России

В статье рассматривается история возникновения и развития железнодорожной почты дореволюционной России. Особое внимание уделяется ее функционированию и эволюции.

Современные проблемы развития городских поселений

В рамках данной статьи автором были рассмотрены сущностные аспекты понятия «городское поселения», кроме того, были выявлены ключевые проблемы их развития. Так же, автором было рассмотрено значение стратегического управления в развитии городских посел...

Становление и развитие побратимских связей Петрозаводска в 1960–1970 гг.

Статья посвящена вопросам развития побратимских связей Петрозаводска в 1960–1970 гг. Автор рассматривает особенности становления и направления развития первых побратимских связей города Петрозаводска.

Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла в России

В статье авторы рассматривают основные проекты и этапы развития центрального транспортного узла.

Эксплуатация электробусов в России

В статье представлена характеристика электробусов, эксплуатируемых в России — конструкция электрического силового агрегата, производительность, история появления и особенности разработок, экологическая безопасность и перспективы внедрения электротран...

Задать вопрос