Основные возможности систем управления бизнес-процессами предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (72) август-2 2014 г.

Дата публикации: 12.08.2014

Статья просмотрена: 1098 раз

Библиографическое описание:

Мухина, Ю. Р. Основные возможности систем управления бизнес-процессами предприятия / Ю. Р. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 13 (72). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/72/12292/ (дата обращения: 27.12.2024).

В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами компании, определены требования к корпоративному порталу, удовлетворяющему всем требованиям систем управления бизнес-процессами.

Ключевые слова:системы управления бизнес-процессами, корпоративный информационный портал.

Для успешной реализации бизнес-процессов любой компании они должны быть понятны для каждого сотрудника предприятия, при этом должен быть ясен не только процесс выполнения деятельности, но и конечная её цель.

Под бизнес-процессом понимают последовательность действий (подпроцессов), направленных на получение определенного результата, имеющего ценность для организации. Как правило, у бизнес-процесса есть владелец, исполнитель, результат и входы. При выполнении бизнес-процесса входящие данные или объекты преобразуются в результат (также некоторые данные или объекты).

Использование процессного подхода к организации работы предприятия на сегодняшний день является стандартом качества. Основой создания эффективной организации является:

-                   оптимизация ее внутренних бизнес-процессов;

-                   внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000;

-                   внедрение оптимальных ИТ-решений.

Обязательным требованием при этом является разработка бизнес-модели (бизнес-архитектуры) предприятия, что включает в себя моделирование и документирование всех его бизнес-процессов.

BMP-системы (или системы управления бизнес-процессами), поддерживают различные нотации моделирования бизнес-процессов:

-                   структурный анализ и проектирование SADT/IDEF0;

-                   диаграммы потоков данных DFD;

-                   нотация моделирования и стандарт документирования процессов IDEF3;

-                   моделирование потоков работ BPMN;

-                   методология ARIS и др.

Всесторонняя модель бизнес-процессов организации должна отвечать на целый ряд вопросов. В связи с этим необходимо разработать ни одну модель, а несколько. Основные типы модели для описания бизнес-процессов [1; 2]:

1.         Целеполагающая: представляет собой разработку системы целей и показателей их достижения (стратегическая карта предприятия). Данная модель отвечает на вопросы: Чего хочет достигнуть предприятие (каковы его цели)? Как будет определяться степень достижения этих целей?

2.         Функциональная: описывает состав выполняемых работ. Отвечает на вопрос: Что необходимо сделать, чтобы достигнуть цели? Как правило функциональная модель реализуется с помощью нотаций проектирования бизнес-процессов верхнего уровня.

3.         Поведенческая: очередность и правила выполнения процессов. Отвечает на вопросы: Как и когда необходимо осуществлять деятельность, чтобы достигнуть цели? В данной модели используются нотации проектирования бизнес-процессов нижнего уровня.

4.         Организационная: описывает состав исполнителей деятельности и структуру их подчинения. Данная модель представляет собой организационную структуру предприятия и отвечает на вопрос: Кто будет осуществлять деятельность?

5.         Информационная: описывает объекты предметной области процесса (ресурсы и данные), которые используются или порождаются при выполнении бизнес-процессов. Данная модель отвечает на вопрос: Что необходимо обрабатывать в ходе выполнения бизнес-процессов?

Таким образом, для разработки эффективной бизнес-архитектуры, которая реально будет использоваться на предприятии необходимо разработать все указанные модели, отражающие его деятельность. Результатами такого проектирования является разработка целого набора документов, регламентирующих деятельность предприятия:

-          стратегическая карта,

-          организационная структура,

-          регламенты бизнес-процессов,

-          методики выполнения операций,

-          должностные инструкции,

-          сбалансированная система показателей;

-          и т. д.

Мало разработать бизнес-архитектуру предприятия, необходимо также организовать деятельность сотрудников предприятия в соответствии с бизнес-правилами и осуществлять контроль ее выполнения. Кроме того, бизнес-процессы любого предприятия не являются закрытой системой, они подвержены внешним событиям, которые вызывают их изменение, и реагируют на поступление внешней информации. Внутренняя деятельность предприятия также постоянно изменяется (политика и приоритеты руководства, организационные структуры, бизнес-процессы, размер и сложность решаемых задач и т. п.), поэтому необходима возможность оперативно проводить корректировку и реинжиниринг бизнес-архитектуры предприятия с доведением информации об изменениях до сотрудников.

Таким образом, эффективность предприятия сегодня определяется организацией управления этими предприятием. А для эффективного управления бизнес-процессы должны быть явными, исполняемыми и непротиворечивыми. Под непротиворечивостью мы будем понимать использование единого описания бизнес-процессов для:

-          проектирования бизнес-архитектуры,

-          разработки технического задания на создание автоматизированных информационных систем;

-          составления документации для сопровождения исполнения и контроля этих бизнес-процессов.

С точки зрения информационных технологий, для успешного управления деятельностью компании сегодня необходимо внедрить в корпоративную систему предприятия функционал по управлению бизнес-процессами компании. А именно, корпоративная информационная система должна давать возможность выполнять следующие функции:

1.         Разрабатывать и изменять стратегии бизнес-процессов;

2.         Проектировать и осуществлять реинженеринг бизнес-процессов;

3.         Осуществлять внедрение и сопровождать исполнение бизнес-процессов;

4.         Выполнять контроллинг и анализ деятельности сотрудников и компании в целом.   

В такой системы можно выделить два основных класса пользователей — управленцы (менеджеры) и исполнители деятельности. Основными функциями для менеджеров является инжиниринг/реинжиниринг полноценной бизнес-архитектуры предприятия, включающее все типы моделей бизнес-процессов (целеполагающей, функциональной, поведенческой и т. д.). Результатом этой деятельности станет публикация документов, регламентирующих деятельность компании. Второй основной функцией управляющей системы является контроль и анализ выполнения деятельности и результатов этой деятельности. Эта функция может быть реализована через создание системы сбора контрольных показателей деятельности.

Для исполнителей бизнес-процессов основными функциями BMP-системы должны стать:

-     доступ ко всем необходимым регламентирующим документам предприятия;

-     получение оперативной информации о решениях руководства и текущем состоянии дел на предприятии;

-     взаимодействие с другими исполнителями по реализации бизнес-процессов (получение-передача документов, консультирование и т. д.);

-     внесение контрольных показателей своей деятельности, составление отчетов.

Для обеспечения целостности, непротиворечивости и доступности информации целесообразно в качестве платформы для BMP-системы использовать корпоративный портал предприятия в рамках интранет или интернет сети.

Использование корпоративного портала является одной из современных тенденций в управлении деятельностью компании, поэтому существует множество решений для разработки порталов. Все инструментальные средства для разработки порталов можно разделить на три класса:

1.         Платформы для создания корпоративных порталов;

2.         Готовые решения на базе платформ;

3.         Облачные решения для порталов.

Платформы для создания корпоративных решений используются для разработки портала «с нуля» в соответствии с техническим заданием заказчика. Данный подход используется при создании корпоративных порталов для крупных предприятий с нестандартными бизнес-процессами. Основной проблемой при разработки корпоративных порталов без использования готовых решений — это разработка проекта информационный системы портала, который будет удовлетворять все потребности компании. Примеры таких платформ — Oracle WebCenter, IBM WebSphere, Microsoft SharePoint, 1С-Битрикс.

Готовых решений для разработки порталов огромное множество. При этом выделяют решения для крупных компаний (IBM WebSphere Portal, Oracle Portal 11g, SAP NetWeaver Portal) и решения для средних и небольших компаний (1С-Битрикс, WSS Portal, Ittilan Portal, NetCat Corporate). Для средних и небольших компаний существуют также открытые решения (с бесплатной лицензией), например, Liferay Portal, Alfresco, JomPortal, Jive, Jahia. В готовых решений уже разработаны общий функционал и структура портала. Как правила код решений является открытым для доработки, настройки портала под особенности компании.

Облачные решения (Teamtools, Битрикс24, Простой бизнес) имеют схожий функционал с готовыми решениями, не требуют затрат на установку дорогостоящего аппаратного и программного обеспечения, но как правило не позволяют интегрировать портал с другими корпоративными системами предприятия.

Последние решение в связи с ограниченным функционалом не подходят для реализации задач управления бизнес-процессами компании. Большинство готовых решений направлены на организацию взаимодействия сотрудников и совместное использование ресурсов компании. Поэтому есть необходимость в разработке системы управления бизнес-процессами на базе платформ для создания корпоративных порталов. При этом основными функциями портала должны стать следующие возможности:

1.         Разработка стратегических карт, включающей совокупность целей компании и показателей их достижения.

2.         Разработка организационной структуры компании.

3.         Проектирование бизнес-процессов компании, начиная от бизнес-процессов верхнего уровня, заканчивая описанием выполнения отдельных операций.

4.         Описание документооборота компании.

5.         Публикация всех регламентирующих документов.

6.         Сбор контрольных показателей и составление отчетов.

7.         Анализа собранной информации.

8.         Взаимодействие исполнителей и менеджеров.

Таким образом, портал должен осуществлять информационную поддержку всех циклов управления бизнес-процессами, от разработки до контроля и анализа их исполнения.

Литература:

1.         Документация Business Studio [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании Business Studio. — Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/wiki/docs/current/doku.php/ru/csdesign/basic_controls, свободный. — Загл. с экрана.

2.         Федоров, И. Сравнительный анализ нотаций моделирования бизнес-процессов / И. Федоров // Открытие системы. — 2011.– № 8. — C.28.

Основные термины (генерируются автоматически): управление бизнес-процессами, IBM, решение, разработка порталов, ARIS, BPMN, DFD, верхний уровень, корпоративная система предприятия, корпоративный портал.


Ключевые слова

системы управления бизнес-процессами, корпоративный информационный портал., корпоративный информационный портал

Похожие статьи

Информационные процессы в системах управления бизнес-процессами предприятия

В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.

Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии

В статье представлены основные проблемные зоны при внедрении процессного управления на предприятиях.

Оптимизация бизнес-процессов IT-отдела на примере ЗАО «Пермская целлюлозно-бумажная компания»

В статье представлен способ оптимизации бизнес-процессов IT-отдела, на основе совместного использования концепции процессного управления и ключевых показателей эффективности.

Описание принципа построения функциональной модели основных бизнес-процессов взаимодействия пользователей и подсистем в корпоративной информационной системе ЗАО «Михайловский бройлер»

Данная работа раскрывает подход к построению функциональной модели основных бизнес-процессов взаимодействия пользователей и подсистем в корпоративной информационной системе предприятия промышленного птицеводства.

Использование автоматизированных систем для информационного обеспечения управления высшего учебного заведения

В статье раскрыто понятие современной информационной системы управления учебным процессом. Для ознакомления с принципами работы программы описан ряд функций автоматизированных систем. Как пример рассмотрена процедура расчета штатных единиц кафедры и ...

Внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами в организацию на базе облачных сервисов

Данная научная статья посвящена внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами в организацию на базе облачных сервисов. В статье рассматриваются соответствующие концепции и теории, связанные с внедрением и использованием облачных сервисов...

Внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты

В данной статье рассмотрено внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня технологии играют ведущую роль в управленческих процессах. Выявлены процессы, которые можно автоматизирова...

Анализ требований к Автоматизированной Информационной Системе оценивания знаний обучающихся

В настоящее время одной из приоритетных задач Западно-Казахстанского аграр-но-технического университета в сфере информатизации является разработка АИС для оценивания знаний обучающихся, как одного из важных компонентов корпоративной АИС. В статье рас...

Методы и программные средства поиска решения на основе аналогий в интеллектуальных системах поддержки принятия решений

В данной статье рассматривается реализация экспертной системы. В работе затронуты вопросы, связанные с моделированием бизнес-процессов деятельности ИТ-компании и построением модели информационной системы, выбором и работой с комплексом средств для пр...

Компоненты ERP-системы вуза и их роль в системе управления

В статье ставится задача определения характеристик и составных частей информационной системы управления ресурсами высшего учебного заведения. Приводится описание типовой структуры хранимых данных в базах данных университета. Определяются направления ...

Похожие статьи

Информационные процессы в системах управления бизнес-процессами предприятия

В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.

Некоторые аспекты внедрения процессного подхода к управлению на промышленном предприятии

В статье представлены основные проблемные зоны при внедрении процессного управления на предприятиях.

Оптимизация бизнес-процессов IT-отдела на примере ЗАО «Пермская целлюлозно-бумажная компания»

В статье представлен способ оптимизации бизнес-процессов IT-отдела, на основе совместного использования концепции процессного управления и ключевых показателей эффективности.

Описание принципа построения функциональной модели основных бизнес-процессов взаимодействия пользователей и подсистем в корпоративной информационной системе ЗАО «Михайловский бройлер»

Данная работа раскрывает подход к построению функциональной модели основных бизнес-процессов взаимодействия пользователей и подсистем в корпоративной информационной системе предприятия промышленного птицеводства.

Использование автоматизированных систем для информационного обеспечения управления высшего учебного заведения

В статье раскрыто понятие современной информационной системы управления учебным процессом. Для ознакомления с принципами работы программы описан ряд функций автоматизированных систем. Как пример рассмотрена процедура расчета штатных единиц кафедры и ...

Внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами в организацию на базе облачных сервисов

Данная научная статья посвящена внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами в организацию на базе облачных сервисов. В статье рассматриваются соответствующие концепции и теории, связанные с внедрением и использованием облачных сервисов...

Внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты

В данной статье рассмотрено внедрение CRM-систем в управленческие процессы салона красоты. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня технологии играют ведущую роль в управленческих процессах. Выявлены процессы, которые можно автоматизирова...

Анализ требований к Автоматизированной Информационной Системе оценивания знаний обучающихся

В настоящее время одной из приоритетных задач Западно-Казахстанского аграр-но-технического университета в сфере информатизации является разработка АИС для оценивания знаний обучающихся, как одного из важных компонентов корпоративной АИС. В статье рас...

Методы и программные средства поиска решения на основе аналогий в интеллектуальных системах поддержки принятия решений

В данной статье рассматривается реализация экспертной системы. В работе затронуты вопросы, связанные с моделированием бизнес-процессов деятельности ИТ-компании и построением модели информационной системы, выбором и работой с комплексом средств для пр...

Компоненты ERP-системы вуза и их роль в системе управления

В статье ставится задача определения характеристик и составных частей информационной системы управления ресурсами высшего учебного заведения. Приводится описание типовой структуры хранимых данных в базах данных университета. Определяются направления ...

Задать вопрос