Некоторые исторические аспекты борьбы с контрабандой со времен Древней Руси до наших дней | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 20.06.2014

Статья просмотрена: 7852 раза

Библиографическое описание:

Березина, О. В. Некоторые исторические аспекты борьбы с контрабандой со времен Древней Руси до наших дней / О. В. Березина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 349-353. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11676/ (дата обращения: 19.11.2024).

История развития таможенного дела всегда была связана с борьбой против таможенных преступлений, в том числе с контрабандой. Зарождение и развитие контрабанды произошло еще в древние времена, когда была введена пошлина на ввозимые вывозимые товары. Рост уровня контрабанды был пропорционален росту пошлин. Контрабанда была связана с незаконным перемещением товара помимо таможен или со скрытым провозом через таможни.

Термин «контрабанда» происходит от итальянского «против» и «правительственный указ». Контрабанда, таким образом, означает дословно нарушение нормативных актов государства.

С началом промышленной революции в Англии, Голландии, Франции и других странах огромный размах приобрела и контрабанда. Причина — введение протекционистского тарифа, а также других мер, направленных на защиту национальной экономики государств. Например, огромный размах приобрел незаконный вывоз английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой масштаб.

В Древней Руси еще в десятом веке хорошо знали о контрабанде. В древнерусском своде законов «Русская Правда» еще тогда были закреплены правила торговли, применялись санкции за контрабанду, вводился строгий порядок уплаты таможенных пошлин.

В судебнике князя Владимира говорилось, что за попытку украдкой провести товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиение плетью перевозчика.

В XII-XIII вв. в удельных княжествах в связи с тем, что были увеличены таможенные сборы, усилилось стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. Наряду с таким штрафом, как «промыт» появилась «заповедь» — т. е. пеня за неуплату пошлины; протаможи — штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, протамга — пеня за неявку в таможне. Таможенные пошлины и штрафы отличались в различных удельных княжествах.

В XVI-XVII вв. такой запрещенный промысел, как контрабанда, начал процветать. Причин тому было несколько: началось формирование внутреннего рынка — это привело к активному росту производительных сил, а также к развитию внешней торговли; выход на внешний рынок осуществлялся, как правило, через иностранцев, которые с середины XVI века получили льготные торговые грамоты.

Как российские, так и зарубежные источники свидетельствуют о том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, например, представители Ганзейского союза в Новгороде в XIII-XIV веках, а потом английские купцы в XVI-XVII веках. Несмотря на огромные дивиденды, которые они получали в результате скупки товаров в России и их вывоза в свои страны, они в результате грабили нашу страну.

Порядок уплаты таможенных пошлин и система наказаний за уклонение от их уплаты были установлены в IX главе Соборного Уложения 1649 г.

Изложенные в статье 2 Уложения положения были направлены на борьбу с попытками незаконного провоза товаров (контрабандой).

Запрещалось самовольно, без разрешения Государя, строить заставы и собирать мыто, за это следовало наказание — изъятие всей полученной прибыли в казну. Введение этой статьи объяснялось тем, что нередко лжетаможенники самочинно устанавливали заставы на путях движения товаров и собирали пошлины. Злоупотребляли своим положением и местные феодалы, воеводы и другие должностные лица.

Большого размаха достигла контрабанда после отмены льгот на торговлю и установление высоких ставок пошлин с иноземных торговцев в соответствии с Новоторговым Уставом 1667 г., который включал в себя постановления относительно видов и размеров, как внешних, так и внутренних таможенных сборов, порядка устройства таможен и т. п. Этот документ мы можем рассматривать как первый таможенный устав русского государства.

В это же время были выпущены многочисленные государственные указы и другие документы, ужесточавшие борьбу с контрабандой в России.

В целом развитие таможенного управления в XVII веке отражало основные тенденции эволюции государственного строя. Главной была тенденция к централизации. К этому времени основная масса таможенных сборов поступала в государственную казну, деятельность таможен находилась под строгим контролем государственной власти. В дальнейшем эти задачи решались в ходе преобразований Петра I.

Для того чтобы прекратился беспошлинный ввоз товаров в 1723 г. Петром I был издан указ. Этот указ предписывал конфискацию всех тайно провозимых товаров. Ужесточались меры за контрабанду на морских судах. С незаконно провозимых товаров стали брать пошлину в двойном размере. В тех случаях, когда владельцы не могли выплатить двойную пошлину, их суда подлежали конфискации.

В 1724 г. был введен протекционистский тариф. После этого наблюдался период активизации контрабандной деятельности. До этого нелегальный ввоз товаров наблюдался в основном с торговыми судами, заходившими в наши порты на границе. В этот период в России стали появляться мануфактуры для производства товаров внутреннего рынка. Было введено ограничение ввоза зарубежных товаров, ужесточился контроль. В связи с этим контрабандная деятельность активизировалась и на сухопутной границе в западных районах страны, причем вне таможенных постов.

Таможенное законодательство получило дальнейшее развитие с выходом Таможенного устава 1775 г. Для охраны западных границ России Высочайшим Указом Екатерины II в 1782 г. Создается пограничная таможенная стража. Однако эти меры только на время смогли сдержать контрабанду.

Контрабандная деятельность вновь активизировалась в начале XIX века и превратилась в бедствие для страны. В связи с этим были приняты государственные меры по ее пресечению. В 1817 г. Россия перешла на протекционистскую таможенную политику, а в 1822 г. был введен новый протекционистский тариф. Тем не менее происходило расширение контрабанды не только на границе, но и промышленных и торговых центрах страны, т. к. началось строительство железных дорого и развитие внешней торговли на юге и востоке нашей страны.

Борьба с контрабандой выходит на новый уровень и становится государственным делом. Дальнейшее развитие получило законодательство по борьбе с незаконно провозимыми товарами. В России ужесточаются меры наказания за контрабандную деятельность, осуществляется переход от административных наказаний к уголовным, привлекаются к ответственности не только контрабандисты, но и их пособники.

В Таможенном уставе 1819 г. были изложены нормы карательного характера. Эти нормы затем были перенесены в Уложение о наказаниях 1845 года. В этих документах указывалось, что тайно провозимыми товарами считались те товары, которые провозились или проносились мимо таможни за границу или из-за границы, а также те товары, которые были привезены на таможню из-за границы, но нигде в документах не были упомянуты.

Особенность контрабанды во второй половине XIX и в начале XX веков состояла в переходе от бытовой контрабанды к промышленной, а также в росте числа различных уловок и ухищрений, на которые шли контрабандисты. Постоянно расширялась география контрабандной деятельности, стали просматриваться международные связи контрабандистов.

Государственный Совет России выделял значительные средства на борьбу с контрабандой, которая стала разворачиваться не только на границе, но и на подступах к ней. В 1864 г. Созданы судебные уставы, а в 1892 г. Был принят новый Таможенный Устав. Он стал основой для последующего совершенствования нормативной базы таможенного регулирования и сыграл определенную положительную роль в укреплении таможенной системы России. В Таможенном Уставе 1892 г. были сконцентрированы все постановления о контрабанде, которые издавались ранее. Согласно Уставу контрабандой признавались: провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы товары, а равно и те, которые из-за границы привезены в таможню, но в грузовых документах и поданных объявлениях не показаны.

Производство по делам о контрабанде по подавляющему большинству статей согласно Уставу возлагалось на таможенное учреждение. По каждому факту обнаружения контрабанды в соответствии со ст.ст.1606–1610 составлялся протокол и производились оценка задержанного товара. Если контрабандист оказывался несостоятельным, то дело о контрабанде передавалось к судебному производству. Если незаконно перемещаемые товары задерживались в пограничной полосе, то согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных суд признавал такую контрабанду рецидивом. В этом случае кроме конфискации товара и денежного взыскания применялись выселение из пограничного района.

Квалифицированной контрабандой считалось выдворение контрабандных товаров «скопищем» (группой лиц), вооруженными людьми, и при сопротивлении задержателям. Средства перемещения контрабандных товаров, если они принадлежали частным лицам, — подлежали конфискации, а казенные — возвращались после уплаты их оценочной стоимости. По Уставу 1892 года взыскание за контрабанду накладывалось на хозяина, а не на лицо, провозившее его.

Первая мировая и гражданские войны привели Российское государство к социальным бедствиям: голоду, разрухе, распространению бандитизма, контрабанды. Недостаток продовольствия, промышленных товаров стал причиной того, что около 80 % населения на западной границе занимались контрабандой. Более ценная контрабанда шла из Советской России в зарубежные страны. В первую очередь — это предметы, представляющие историческую ценность, изделия из золота и серебра, антиквариат. Наибольшую опасность представлял вывоз золота, меха и расхищение водных богатств на Дальнем Востоке. В этой связи был принят ряд мер, направленных на пресечение контрабанды, что нашло отражение в законодательных документах Советского государства и в ряде правовых актов того периода (Постановление СНК РСФСР 1917 года, Декрет СНК РСФСР 1918 года, Декрет СНК РСФСР 1921). Были созданы специальные комиссии по борьбе с контрабандой при особых отделах ВЧК по охране границ. Для борьбы с контрабандой привлекалась пограничная охрана и местная милиция

В 1929 году был принят новый Таможенный кодекс. С позиций таможенного права рассматривалась и контрабанда. Согласно ст.166, квалифицированной контрабандой признавалось, в том числе и «занятие в виде промысла незаконным вывозом, пересылкой и перевозом за границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей.

Во второй половине 40-х и в 50-е годы сложился механизм борьбы с таможенными преступлениями. Закон об уголовной ответственности за государственные преступления, принятый в 1958 году предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений.

Постановлением Совета Министров СССР № 671 (1961г.) был утвержден новый Таможенный тариф. Согласно списку товаров, указанных в тарифе из СССР запрещалось вывозить- «предметы старины и искусства…; …ремесла всякого рода, другие предметы, имеющие археологическую ценность». Вышеуказанный предметы могли быть вывезены по особым разрешениям Министерства культуры СССР с уплатой Таможенной пошлины в размере 100 % с оценки, указанной в разрешении на вывоз. Более полно был изложен перечень произведений искусства и предметов старины: картины, скульптуры, рисунки, акварели, различные виды гравюр, миниатюры, изделия из фарфора, хрусталя, керамики, дерева, кожи, драгоценных и недрагоценных камней и металлов, кости, предметы народных художественных промыслов, ковры, гобелены, мебель, одежда и обувь, нумизматика, художественное оружие, книги, рукописи, грампластинки, музыкальные инструменты, почтовые марки и др., а также иные предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность.

Характерной особенностью этого периода становится широкий обмен информацией и опытом борьбы с контрабандой между таможенными и пограничными органами стран — участниц Варшавского Договора и совместными действиями по задержанию контрабанды. Опыт борьбы с контрабандой широко освещался на страницах журнала «Социалистический таможенный контроль», обсуждался на двусторонних и многосторонних встречах представителей таможенных органов, совещаниях руководителей таможенных органов всех уровней.

На основе изменений и новых подходов был подготовлен Таможенный кодекс СССР 1964 года. В нем, наряду со многими другими правовыми нормами таможенного контроля, были изложены новые нормативные акты, регулирующие борьбу с контрабандой.

В ст. 102 Кодекса указывалось, что в уголовном порядке наказывается лицо, совершившее контрабанду, выразившуюся в незаконном перемещении через границу товаров и иных ценностей, если это деяние отягчается квалифицирующими обстоятельствами.

После 1989 года таможенное законодательство претерпевало значительные изменения в связи с новыми процессами в экономике государства. В 1991 году принимается Таможенный кодекс, в котором контрабанда была исключена из числа административных правонарушений. Однако спустя непродолжительное время таможенное законодательство вновь реформируется в соответствии с требованиями рыночной экономики и 18 июня 1993 года принимается Таможенный кодекс Российской Федерации, где устанавливалась четкая грань между контрабандой и иными преступлениями, а также непреступными нарушениями таможенных правил.

Уголовное законодательство в этой части также претерпело изменения. В раздел «Иные государственные преступления» были введены нормы, предусматривающие ответственность за незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения, невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года нормы, обеспечивающие охрану общественных отношений в области таможенного дела, были в значительной степени преобразованы. В первоначальной редакции УК РФ контрабанда культурных ценностей предусматривалась в ч. 2 ст. 188 УК РФ и относилась к преступлениям в сфере экономической деятельности. Целью данной нормы являлась уголовно-правовая охрана предусмотренного законом порядка и условий перемещения через границу товаров и иных объектов, в том числе культурных ценностей и связанных с этим законных прав и интересов государства, юридических и физических лиц.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ ст. 188 УК РФ была декриминализована, однако появилась ст. 226.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду, в том числе и культурных ценностей. При этом структурно данная контрабанда была перенесена в Раздел IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности».

Диспозиция ст. 226.1 УК РФ является исключительно бланкетной, и для правильной квалификации необходимо опираться на отраслевые нормативные акты, в частности: Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27 ноября 2009 года, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ; Закон РФ от 15.04.1993 № 4804–1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и др.

Согласно ч. 1 ст. 226 УК РФ контрабандой является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС перечисленных в статье предметов.

При этом в ст. 226.1 УК РФ для культурных ценностей впервые был установлен такой обязательный признак, как крупный размер. В первоначальной редакции указанной статьи крупный размер составлял стоимость культурных ценностей, превышающую 1 млн. руб. Федеральным законом от 23.07.2013 № 245-ФЗ были внесены очередные изменения в ст. 226.1 УК РФ, в соответствии с которыми крупный размер культурных ценностей был снижен до 100 тыс. рублей.

Литература:

1.      Беспалько В. Г. Проблемы уголовно-правовой охраны культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и невозвращения из-за границы / Монография. — М., 2008.

2.      Беспалько В. Г. Доказывание по делам о контрабанде / Монография. — М., РИО РТА, 2003.

3.      Александрова Н. С., Витвицкая С. С., Витвицкий А. А. Таможенные преступления (криминологические и уголовно-правовые аспекты) / Учеб.,пособие. — С-Петербург, 2003.

4.      Кисловский Ю. Г. Контрабанда: история и современность / Под ред. А. С. Кругликова. — М.: ИПО «Автор», 1996.

5.      Медведев Е. В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей: Автореф. диссертации канд. юрид. наук. — Казань, 2003.

6.      Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ и общие вопросы оперативно-розыскной деятельности. — М.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 1999.

7.      Никольская А. Г. Преступления в сфере экономической деятельности / Учеб. Пособие. — М.: Изд. РТА, 2011.

8.      Наумов А. В. Российское уголовное право: Курс лекций. — М., 2008.

9.      Приданов С. А., Щерба С. П. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование. — М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2002.

10.  Таможенный кодекс Российской Федерации. — М., 2007.

11.  Фомичев С. А. Борьба с контрабандой культурных ценностей. — Калуга: Изд-во АКФ «Политоп», 2005.

12.  Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 2013.

13.  Таможенный кодекс таможенного союза. — М., 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): контрабанда, УК РФ, контрабандная деятельность, XVI-XVII, быль, граница, Россия, Таможенный кодекс, товар, Российская Федерация.


Задать вопрос