Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.06.2014

Статья просмотрена: 14503 раза

Библиографическое описание:

Гуляев, А. С. Кино как средство патриотического воспитания / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 749-751. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11451/ (дата обращения: 19.11.2024).

Ключевые слова: кинематограф, патриотизм, патриотическое воспитание, российское и отечественное кино.

«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» — это цитата Владимира Ильича Ленина, которая была опубликована в журнале «Советское кино» за 1933 год. Именно поэтому Владимир Ильич использовал кино, как средство пропаганды советских идеалов и принципов.

В советское время все фильмы финансировались из бюджета, а сценарии утверждались специальным комитетом. Советская власть понимала, что кино можно сравнить со «средствами массового поражения», т. к. кино — это самое доступное широким слоям населения зрелище. Но в период перестройки, а также долгое время после него идея госзаказа считалась устаревшей, вплоть до недавнего времени. Сейчас государство пытается восстановить эту традицию, что можно считать абсолютно правильным, т. к. во все времена во всех странах кино имело не только развлекательный характер, но и воспитательный [1].

Если проанализировать фильмы различных стран, то можно заметить тенденцию в схожести героев фильмов. Так в Советском Союзе государство делало упор на детских и молодежных фильмах, героями которых были честные трудолюбивые люди из обычных рабочих семей. Герои таких фильмов всегда были добрыми и принципиальными. Также выпускалось много кинокартин о спорте и о военных летчиках, чтобы привить молодёжи стремление достигать успехов в спорте и в освоении лётной профессии. Лучшие голливудские фильмы также пропагандируют сильного и нравственно стойкого человека, которого невозможно подкупить, нравственно сломать и превратить в послушного раба. Как правило, в таких фильмах герой-одиночка восстает против мира коррупции, лжи и предательства. И побеждает его любой ценой. Самоутверждение является главным воспитательным аспектом таких фильмов. Герои индийских фильмов — это хранители национальных традиций, а во Франции главным героем часто выступает человек из народа, который побеждает зло при помощи единения с обществом. Таким образом, можно сказать, что в разных культурах разные герои кинофильмов, но всех их объединяет доброта и стремление сделать что-то хорошее и светлое [2].

В наши дни фильмы получили ещё большую популярность и более широкий охват зрителей. Это можно объяснить появлением огромного количества кинотеатров, а также доступностью фильмов в сети Интернет, именно поэтому кино можно считать одним из самых эффективных средств влияния на людей и одним из самых лучших способов формирования каких-либо идеалов и принципов. Темой данной статьи был выбран патриотизм вследствие ряда причин, таких как:

-                 высокая миграция;

-                 нарушение преемственности культурно-исторических ценностей;

-                 насаждение средствами массовой информации низкопробной продукции, деформирующей ценностные ориентации молодёжи;

-                 отсутствие целенаправленного формирования патриотических чувств;

-                 снижение социальной активности подростков;

-                 тенденция снижения популярности военных, а также государственных профессий в целом.

Именно эти проблемы объясняют актуальность выбранной темы.

Обычно под патриотическим кино большинство людей понимают фильмы о войне и военные драмы, но можно смотреть на патриотические фильмы шире. Патриотические фильмы — это фильмы, освещающие граждан страны в хорошем свете, пропагандирующие любовь к родине.

Говоря о военных фильмах, большинству моих сверстников придут на ум такие фильмы, как «Кандагар», «9 рота», «Офицеры», «Обратный отсчет», отдельно можно выделить фильмы о Великой Отечественной Войне — «В августе 44», «Мы из будущего», «Диверсант», и, конечно же, нашумевший «Сталинград». Да, возможно, с исторической точки зрения в них много недочетов и «ляпов», за которые их так не любят критики, но ведь они и не претендуют на документалистику. Это художественные фильмы, посвященные войне и нацеленные на то, чтобы привлечь интерес массового зрителя к той эпохе, показать, как и чем жили обычные люди того времени, которые по воле судьбы оказались вовлечены в войну и просто следовали зову сердца. И они смогли достичь своей цели, несмотря на все недовольства историков.

Собирая материалы для написания данной статьи, я, в частности, искал отзывы на выше обозначенные фильмы. И среди множества рецензий, в большинстве своем положительных, я наткнулся на следующую, относящуюся к сериалу «Диверсант»: «Этот сериал, один из тех немногих, каждую серию которого я пересматривал не один раз. Когда он вышел на ТВ, я с недоверием отнесся к нему и даже не стал обращать внимание, потом мне как-то попался диск и по совету знакомых я решил посмотреть его. Я смотрел его «взахлеб» серию за серией, был так поражен тем, как красиво сняли, как воссоздали атмосферу Великой Отечественной войны, как лихо наши разведчики вербовали «языков», совершали рейды по вражеским тылам. В фильме очень много динамических сцен, а также напряженных моментов. Очень понравился персонаж майора Калтыгина, сыгранный Владиславом Галкиным. Советую всем! Особенно понравится парням моего возраста» [3]. Разумеется, сразу возник вопрос о возрасте автора рецензии. Оказалось, что на момент написания ему было 18 лет, а в своей анкете он указал, что кумиры его детства — Терминатор и Джим Керри. И заметьте, в своей статье он говорит не об исторической достоверности, а о том, что зацепило его и о том, что может понравиться таким же, как он. И это, на мой взгляд, самое главное. Умение привлечь зрителя, заставить его сопереживать героям, проникнуться духом и идеей фильма — вот к чему должны стремиться производители фильмов.

Вообще, понятие «патриотизм» очень многогранно. Традиционно под ним подразумевается чувство гордости за свою страну, нацию, культуру, литературу, искусство, армию, спортсменов, врачей, талантливых ученых и педагогов, выдающихся соотечественников. Однако не стоит забывать, что это еще и уважение к российскому кино. Ведь ни для кого не секрет, что у современного зрителя существует стойкое убеждение, что настоящее кино можно снять только в Голливуде, а российский фильм не может быть сделан так же хорошо.

Впрочем, укоренению в сознании масс этого постулата предшествовал долгий путь. Послевоенные годы охарактеризованы фильмами, которые направляли людей в то или иное «нужное» русло. «В 6 часов вечера после войны» И. Пырьева (1944), «Весна» Г. Александрова (1947), «Иван Бровкин на целине» И. Лукинского (1958), «Коммунист» Ю. Райзмана (1958), «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1961) Ю. Чулюкина — нет особого смысла пересказывать сюжеты этих кинолент, составляющих Золотой фонд отечественного кинематографа. А чего только стоит «Летят журавли» Михаила Колотозова, ведь этот фильм стал достоянием не только советского кино, но и мирового, он удостоился важнейшей награды, о которой может мечтать любой режиссер, относящий себя к таковым по призванию, удостоился «Золотой пальмовой ветви» «Канского кинофестиваля» в 1958 году. Но все они были инструментом отображения тех идей, которые проводила в жизнь Партия.

Следующий этап развития отечественного кинематографа связан с эпохой перестройки, ознаменовавшейся кризисом индустрии и попытками найти выход из сложившейся ситуации в условиях нового государства. Художественное кино, в связи со сменой источников финансирования и упразднением системы госзаказов, пришло в упадок. Одновременно с этим документальное кино выходит на новый уровень: чего стоит один только снятый Юрисом Подниексом «Легко ли быть молодым». А опустевшую нишу художественных фильмов начинает интенсивно заполнять продукция американской киноиндустрии.

Результатом этой «интервенции» явилось яростное противопоставление фильмов американского и российского производства и постоянное сравнение их друг с другом с явным перевесом в сторону первых. Причем подобные настроения нашли отклик не только на уровне массового зрителя, но и в профессиональных кругах.

Цитата автора статьи в газете «Амурская правда», имя которого мне, к сожалению, не удалось узнать: «Армию и милицию на российском телевидении высмеивают все, кому не лень. Американским военнослужащим и полицейским такое к себе отношение не приснится в самом кошмарном сне». Возникают два резонных вопроса: кто заказывает это всё и почему никто не может положить конец этому беспределу? Частично на них ответил Владимир Путин на встрече с участниками Великой Отечественной войны во время торжеств по случаю 60-летия прорыва блокады Ленинграда. В ответ на просьбу ветеранов покончить с насилием, пошлостью и развратом на российском телевидении наш президент ответил так: покончить можно, но тогда мы будем жить в другой стране, с другим строем. В общем, дал понять, что запретительные санкции — удел тоталитаризма, а Россия строит демократическое, цивилизованное общество.

К счастью, это было больше 10 лет назад, и сейчас меня посещают мысли, что, возможно, это цивилизованное общество строится полным ходом. Обратим внимание на последние отечественные кинокартины: «Чемпионы», вышедшие в прокат перед олимпиадой, «Гагарин: первый в космосе», и, конечно же, «Легенда № 17» о величайшем советском хоккеисте Валерии Харламове. И если обычно большинство российских фильмов получали крайне низкий рейтинг на сайте «Кинопоиск», то эти фильмы превзошли их многократно, а ведь все они рассказывают о заслугах нашего общества и нашей страны. Более того, был проведен анализ киноподборки Топ-250 на данном сайте. В результате выяснилось, что в 250 лучших фильмов входят 100 советских и российских картин, но только 2 из них были сняты в России. Это знаменитый фильм «Брат» и, по моему субъективному мнению, гордость современного отечественного кинематографа «Легенда № 17».

Подводя итог, можно сказать, что положительная тенденция в российском кино наблюдается, и наблюдается она в фильмах, направленных на патриотическое воспитание. Но, к сожалению, движемся мы в этом направлении очень медленно. Поэтому давайте будем воспитываться и воспитывать своих детей на лучших советских и российских фильмах, которых, я надеюсь, в скором будущем станет ещё больше (я имею в виду российские), и тогда, возможно, мы получим совсем другое кино, сценаристы и режиссеры, которого будут воспитаны именно на патриотических фильмах, а не на западных бэтменах и терминаторах.

Литература:

1.         Валерий Кичин. Интервью с Сергеем Сельяновым: Кино государственного значения. // Российская газета — Федеральный выпуск № 3520. — 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2004/07/07/selyanov.html

2.         Борис Тараканов / Блог Бориса Тараканова «Нотный архив». — [Электронный ресурс]. URL: http://notes.tarakanov.net/articles14.htm

3.         Рецензия к фильму «Диверсант». / Сайт http://www.kinopoisk.ru. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/89607

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, кино, Великая Отечественная война, Владимир, массовый зритель, отечественный кинематограф, патриотическое воспитание, российское телевидение, Россия, цивилизованное общество.


Ключевые слова

патриотизм, кинематограф, патриотическое воспитание, российское и отечественное кино

Похожие статьи

Влияние телевидения на формирование информационной культуры школьников

Молодежь как субъект государственной молодежной политики

Патриотическое воспитание школьников

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания школьников.

Возникновение экстремизма в молодежной среде и пути его предупреждения

Российский патриотизм: прошлое и настоящее

Кинематограф как вид аудиовизульности

Патриотическое воспитание посредством музыки

В статье автор поднимает вопрос патриотического воспитания дошкольников.

Патриотическое воспитание современной молодежи

В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.

Этапы формирования кинематографа: социокультурный аспект

Актуальность проблемы патриотического воспитания студентов

В статье идет речь о патриотическом воспитании студенческой молодежи.

Похожие статьи

Влияние телевидения на формирование информационной культуры школьников

Молодежь как субъект государственной молодежной политики

Патриотическое воспитание школьников

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания школьников.

Возникновение экстремизма в молодежной среде и пути его предупреждения

Российский патриотизм: прошлое и настоящее

Кинематограф как вид аудиовизульности

Патриотическое воспитание посредством музыки

В статье автор поднимает вопрос патриотического воспитания дошкольников.

Патриотическое воспитание современной молодежи

В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.

Этапы формирования кинематографа: социокультурный аспект

Актуальность проблемы патриотического воспитания студентов

В статье идет речь о патриотическом воспитании студенческой молодежи.

Задать вопрос