The paper examines the place and role of cinema in the education system, reveals the socio-moral effects of cinema on youth, and analyzes its influence on the ideological and political, moral and Patriotic development of personality.
Key words: education, film-making, a means of education.
Воспитание молодежи как особой развивающейся социальной группы приобретает все большее значение, что требует анализа эффективности принципов и подходов его реализации. В этом отношении заслуживает внимания известный в педагогике принцип комплексности. Принцип комплексности дает возможность, во-первых, совершенствовать структуру управления процессом воспитания, во-вторых, использовать различные методы и средства воздействия на сознание и поведение человека, в-третьих, выявить степень влияния разнообразных социальных факторов на процесс становления личности.
В комплексе эстетических факторов воздействия на духовный мир человека немаловажная роль отводится литературе и искусству, в том числе – кинематографу. Несколько десятилетий назад, отмечая бесспорную заслугу литературы и кино в том, что духовная жизнь общества становится все более многообразной и богатой, говорили о необходимости большего сближения жизни с искусством. Это ставило новые задачи перед педагогикой, изменяя традиционные представления о характере научных исследований. Сегодня актуальной проблемой педагогики становится анализ социально-нравственной эффективности киноискусства как фактора воспитания молодежи в меняющихся условиях развития общества и молодежи в нем.
Основой феномена кино как фактора воспитания молодежи является его эстетическая природа, обусловливающая специфику его выразительных средств и функциональных возможностей. Исследованием этого вопроса наука о кино занимается не одно десятилетие и у нас в стране, и за рубежом. Неоценимый вклад в осмысление образного языка киноискусства внесли теоретические труды выдающихся мастеров экрана, основоположников советской киношколы: С. М. Эйзенштейна, В. Я. Пудовкина, А. П. Довженко, Л. В. Кулешова, Г. М. Козинцева, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и др.
Специфика воспитательного воздействия нравственной природы кино широко освещена в работах И. В. Вайсфельда, Е. М. Вейцмана, С. С. Гинзбурга, Е. С. Громова, С. В. Дробашенко, В. Н. Ждана, Р. Н. Ильина, А. В. Караганова, С. В. Комарова, Н. А. Лебедева, Е. Д. Суркова и др.
Кинематограф, представляющий собой сложный синтез научно-технического прогресса и художественного творчества, несомненно, превосходит своими выразительными средствами другие виды искусства. Аудиовизуальная основа кино, многослойностъ его воздействия, способность не только показать, но и рассказать в действии, приближенном к формам самой жизни, – все это значительно расширяет эмоционально-познавательную емкость экранного искусства, обеспечивая более тесный контакт со зрительской аудиторией. Вместе с тем, кинематограф и сегодня является ареной острой идеологической борьбы, мощным и действенным оружием, влиятельным фактором общественного развития, что имеет первостепенное, поистине государственное значение [1, с. 28].
Исследование воспитательных возможностей киноискусства предполагает отношение молодежи к кино и определение эффекта его воздействия на аудиторию 13-15 лет (этот возраст представляется особенно важным как период формирования жизненной позиции, места в обществе).
Для эффективного проведения мероприятий необходимо выполнение дидактических принципов обучения:
- Принцип проблемности;
- Принцип наглядности;
- Принцип активности и сознательности;
- Принцип доступности.
Использование эвристического метода как важного инструмента работы с произведением искусства и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия и осуществления самооценки учащихся.
До просмотра педагог должен создать у учащихся эстетический и психологический настрой на восприятие картины, пробудить интерес к фильму сформировать исторически-культурный контекст восприятия. Создать установку на восприятие и обеспечить адекватность восприятия информационно. Обеспечить ориентирование на внимательный просмотр и на постижение замысла. Создать соответствующий эмоциональный настрой и предрасположенность к восприятию фильма. Дать зрителю эстетические и смысловые ориентиры, без навязывания своей точки зрения. При необходимости дать краткую фильмографическую справку (название, страна, режиссер, актеры и другое), указать место фильма в современном кинопроцессе (участие в кинофестивалях, премии, резонанс в печати, мнения критиков). Это способствует формированию отношения к кино как к искусству и позволяет лучше ориентироваться в кинопроцессе [2, с. 113].
Базой исследования стал МБУК Арзамасский городской Дом культуры г. Арзамаса Нижегородской области, который ведет просветительскую, пропагандистскую деятельность путем организации программ и мероприятий исторической, патриотической и нравственной направленности. В беседе с методистами было выявлено, что во всех программах для подростков один из продуктов киноискусства – видеосюжеты используются достаточно широко, тем самым обеспечивается возможность разностороннего воздействия на зрителей.
В 2016 году в ГДК было проведено множество мероприятий, на некоторых нам удалось присутствовать и провести опрос.
Например, 22 января состоялся исторический видео-лекторий, посвященный полному снятию блокады Ленинграда под названием «Все 900 блокадных дней». Мероприятие посетило свыше 400 учащихся школ города, и все они смогли стать очевидцами тех разрушающих событий. Ведущими было рассказано немало интереснейших фактов из хроники военных лет, описано немало подвигов русских людей, но большее впечатление оставили за собой сюжеты, снятые в самом блокадном Ленинграде. Зрителям в общей канве мероприятия были представлены видео о всем известной «дороге жизни», о 125 граммах заветного хлеба, о мужестве героической Тани Савичевой. По итогам опроса установлено, что исторические данные, представленные в ходе программы были очень познавательными, интересными и переключение внимания зрителя с текста ведущего на просмотр видеосюжетов стало отличным средством разностороннего восприятия информации.
Говоря о фильмах и сюжетах Великой Отечественной войны, можно утверждать, что они являются бесспорными лидерами в деле патриотического и интернационального воспитания молодежи. Молодые зрители, как правило, активно воспринимают и усваивают воспитательный потенциал картин героико-патриотической темы. Наконец, именно в фильмах данной темы, где исследуются такие понятия, как «героизм», «мужество», «отвага», есть размышления о том, что составляет нравственную основу личности, ее духовную силу.
6 апреля состоялось мероприятие патриотической направленности «Единые сердцем и духом», где важным инструментом интересного предоставления информации также послужило использование видеосюжетов. Программа была посвящена дню единения народов Беларуси и России. В ходе опроса учащиеся делились эмоциями и впечатлениями о прослушанной информации, большинство из них отметили, что благодаря видеосюжетам смогли понять некоторые политические схемы принятия решения о разделении двух стран, смогли увидеть кадры о живописной местности Беларуси, о гостеприимности ее народа и поэтому с большим удовольствием хотели бы ее посетить. Выводы о значимости видеосюжетов, сделанные школьниками, позволили зафиксировать степень воздействия кино на формирование политической культуры молодежи, а это, несомненно, подтверждает познавательную и воспитательную функцию кино. Причем, эти фильмы, с точки зрения самих школьников, имеют первостепенное значение в становлении мировоззрения. Это значит, что они способны решать самые современные нравственно-политические проблемы, углубляя историзм мышления молодых зрителей, формируя их классовое самосознание и идейную убежденность.
Другим направлением мероприятий ГДК является нравственное воспитание подрастающего поколения. 20 апреля мы посетили тематическую программу «Чернобыль. 30 лет спустя». В ходе мероприятия подростки узнали о причинах случившейся трагедии, о ее необратимых последствиях, о сострадании, которое мы должны проявить к жителям исчезнувших навсегда городов. Итоги опроса показали, что наибольшее впечатление произвел показ сюжета из города Припять, который из уютного городка превратился в жуткую зону отчуждения. Нравственное в этой программе – проявление гражданственности и гуманизма в самом широком смысле этих понятий. А установка на нравственный идеал – не что иное, как стремление вызвать зрителя на размышления, побудить к деятельности. То есть определенная нравственная программа, «закодированная» в системе художественных образов киноискусства, становится достоянием личности через глубоко личные переживания. И чем глубже раскрываются в произведении экрана существенные стороны действительности, тем сильнее оно воздействует на ум и чувства молодых зрителей, обогащая их внутренний мир.
Подводя итог проделанной работы, подчеркнем, что специфика воздействия кино на воспитание молодежи сводится к тому, что просмотр побуждает к осмыслению личного опыта с позиций и норм общепринятой морали, дает представление о нравственном идеале человека. Анализ основных направлений комплексного воздействия кино на молодежь доказывает, что влияние кинематографа на личность действительно универсально. Не случайно С.А. Герасимов назвал это явление "художественной педагогикой". Это в свою очередь доказывает, что социально-нравственная роль киноискусства как фактор воспитания молодежи весьма эффективна.
Литература:
- Жмырева Е. Ю., Монастырский В. А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи. – Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – 28 с.
- Подгорнова С. В. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч.ред.: Л. М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2011. – 113 с.