Цель: способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов через киноискусство.
Задачи:
− Познакомить с киноискусством в годы Великой Отечественной Войны,
− Формировать навыки самостоятельной работы, стремления к самовоспитанию,
− Воспитывать уважения к прошлому, к ветеранам, воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация, фильмы.
- Организационный момент.
Воспитатель: Тема нашего занятия сегодня «Кинематограф вгоды ВОВ»
Великая Отечественная Война наложила отпечаток абсолютно на все сферы человеческой деятельности. Она оставила след в человеческих сердцах, умах и душах на многие поколения вперед. И это не преувеличение. И как любой период в истории, в котором происходят очень тяжелые и болезненные изменения — Великая Отечественная Война оставила чрезвычайно насыщенное, колоритное культурное наследие.
- Вводная часть. Кинематографу в 20-м веке принадлежит роль одного из более влиятельных направлений в искусстве. Он участвует в формирование взглядов и убеждений, эстетических вкусов и чувств, массового сознания миллионов людей.
Кинематограф — это одновременно и литература, и театр, и живопись, и музыка. И все же фильм, конечно, не просто слагаемое. Рождается новое, более широкое и многогранное видение, возможность рассмотреть действительность по-новому, проникнуть в его новые явления и качества. Самым важным периодом для становления отечественного кино были годы Великой Отечественной войны.
Кинематография во время ВОв.
В годы ВОв борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил нашего народа явилась главной задачей советской литературы и всего искусства. Особые условия военного времени, и особые агитационные задачи определили направление поисков и результаты творческого труда писателей, художников, мастеров театра и кино. Наибольшее развитие получили агитационные формы искусства, мобильность и своевременность художественного отклика на события стали особенно важными.
На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов — кинодокументов позволил хронике как виду информации и публицистики занять место рядом с нашей газетной периодикой.
- Основная часть.
Выступление обучающихся.
Учащийся 1. Множество специальных фильмов, созданных мастерами научно-популярной кинематографии, знакомило участников войны с той разнообразной техникой, которой вооружала их страна для борьбы против фашистских захватчиков, целый ряд фильмов рассказывал о тактике современного боя; значительное количество инструктивных картин помогало населению районов, подвергавшихся авиационному нападению противника, организовать местную противовоздушную оборону.
1 Фильм «Лётчик».
Фронтовая кинолетопись.
Учащийся 2. Спервых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов, среди которых были и ветераны кинохроники, и мастера военного репортажа, побывавшие на фронтах гражданской войны в Испании и Китае, и молодежь, только что окончившая ВГИК, и операторы художественной кинематографии, взявшие в руки репортерские кинокамеры.
Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина.
Среди операторов был и известный советский кинодокументалист, лауреат Ленинской премии режиссер Роман Лазаревич Кармен.
2 Презентация.
Учащийся 3. Он был участник четырех войн и объездил пол — мира с кинокамерой. Во время ВОв оператор запечатлел на кинокамеру бой под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии.
Операторы-документалисты считали своим долгом быть рядом с военными действиями, быть рядом с войной. Они бросали все: уютные дома, любящих жен, еще не родившихся детей. Биография оператора кинохроники не отделима от событий, свидетелем и участником которых он являлся, неотделима от событий происходящих в его стране.
Учащийся 4. Вся армия документалистов находилась в распоряжении фронтовых штабов, при которых были образованы специальные киногруппы. Повседневные киносъемки осуществлялись по непосредственным заданиям военного командирования и затем отправлялись в Москву, в центральную студию документальных фильмов, которая на протяжении всех военных лет была оперативным центром нашей кинохроники.
Тематические документальные фильмы ВОВ мы можем разделить на несколько групп. К наиболее многочисленной из них относятся фильмы, запечатлевшие главные, события войны Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков. Это такие ленты, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945)
3 Фильм «Берлин».
Учащийся 5. Помимо этих фильмов, посвященных важнейшим событиям ВОВ, была и другая группа произведений, создающих широкие, обобщенные картины борьбы советских людей. Сюда относится фильм режиссёра В. Беляева «Народные мстители» (1943), в котором документирована война наших партизан, и картина «День войны» (1942).Ких числу принадлежит и фильм «Ленинград в борьбе» (1942), созданный под руководством Р. Каршина и рисующий образ города-героя.
Документальный фильм, снятый во время блокады Ленинграда. Фильм показал всему миру несгибаемое мужество и стойкость защитников и жителей города на Неве, великие испытания ленинградцев — взрослых и детей, их бессмертный подвиг. Фильм произвёл шоковое впечатление на мировую общественность. Был показан на Нюрнбергском процессе главных немецких военных преступников в числе документов, предъявленных обвинением. Советскому зрителю остался практически неизвестным, так как был быстро снят с экрана и повторно не выпускался.
4 Фильм «Оборона Ленинграда»
Учащийся 6. Сфильмами о ВОв, рисующими образ советского народа — борца и победителя, созданы были также документальные произведения о борьбе народов оккупированных стран и о той победе, которой они добились. Это такие ленты как «Освобожденная Чехословакия» (1945) «Югославия» (1946), «От Вислы до Одера» (1945), «Будапешт» (1945), «Освобожденная Франция» (1944), смонтированная режиссером С. Юткевичем из документальных съемок французских, английских, американских, советских и немецких операторов. Лучшие документальные фильмы о ВОВ и сейчас обладают огромной силой воздействия.
Художественная кинематография вгоды ВОв.
Учащийся 7. Иным, чем до войны, но по-прежнему могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Стремясь немедленно отразить события ВОВ, мастера художественной кинематографии обратились к короткометражной агитационной новелле. Этот выбор предопределился в основном двумя обстоятельствами. Первое заключалось в том, что события начала войны не давали художникам достаточного материала для обобщенного показа боевых действий. А в короткометражной новелле можно было рассказать о героях, рассказать так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла.
Учащийся 1. Сразу же после нападения Германии на СССР наша художественная кинематография начала перестраивать свою работу на военный лад. Мастера художественной кинематографии считали своей задачей немедля отразить борьбу советского народа за свободу и независимость Родины. Так возникла идея создания короткометражных художественных картин, объединенные в «Боевые киносборники».
Съемки первых короткометражных художественных картин относятся к началу июля 1941г: «Подруги на фронт» и «Чапаев с нами» были сняты буквально за несколько дней. Немногим дольше продолжалась работа над другими короткометражками.
5 Фильм «Трое в воронке».
Учащийся 2. Первоначально «Боевые киносборники» состояли из 4–5 короткометражных фильмов — драматических новелл, кинокарикатур, посвященных событиям первых дней войны. В них показывался героизм и величие защитников Родины, изобличался и высмеивался враг.
6 Фильм «Гитлер».
Учащийся 3. В 1942г. выпуск «Боевых киносборников» прекратился. Появились первые полнометражные художественные фильмы о войне.
Темы художественных фильмов:
1) Патриотизм.
2) Героизм.
3) Ненависть к фашизму.
4) Мужество женщин и детей.
5) Партизанская борьба.
В фильме режиссера И. Пырьева «Секретарь райкома». Авторам удалось рассказать об Отечественной войне, создать подлинно народный образ руководителя, возглавляющего борьбу против захватчиков.
Фильм запечатлел партизанскую борьбу советских людей на временно оккупированной врагами территории. В то время, когда создавался фильм, перелом в ходе ВОВ еще не наступил, но фильм был полон оптимизма. Он отражал уверенность в победе и доказывал ее неизбежность, правдиво передавая стойкость и патриотизм советских людей.
Но значение фильма и его заслуженный успех определил созданным Ваниным и Пырьевым образ секретаря райкома и руководителя партизан Степана Кочета.
Другой известный фильм военных лет «Она защищает Родину» (1943), рассказывал о судьбе одного из участников партизанского движения — рядовой колхозницы, ставшей грозной народной мстительницей.
7 Фильм «Она защищала Родину».
Учащийся 4. Самым значительным кинопроизведением этих лет явился фильм «Радуга», поставленный в 1943 г. режиссером М. Донским по одноименной повести В. Василевской. Повесть была написана на первом этапе войны, когда во временно оккупированных районах только складывались силы сопротивления фашизму.
В повести показана жизнь украинского села под властью оккупантов.
Герои ее — люди, неспособные к активной вооруженной борьбе, — это женщины, старики и дети. Они проявляют душевную стойкость, сплоченность, ненавидят фашистов и ждут красную армию.
Фильм создавался значительно позднее, чем повесть, в дни, когда партизанское движение превратилось в грозную опасность для захватчиков, когда население захваченных районов не только мечтало о приходе Красной Армии, но и знало, что она скоро придет. Однако режиссер главную задачу видел в разоблачении фашизма, и его фильм «Радуга» призывал в первую очередь к возмездию.
В свое время режиссера упрекали за натурализм в изображении тех моральных и физических пыток, которым фашисты подвергали беспомощных людей, оказавшихся в их власти. Этот упрек неверен. Суровая и жестокая правда мук, испытанных людьми, рождает суровую и жестокую правду искусства.
8 Фильм «Радуга».
Учащийся 5. Вгоды войны была попытка воплотить в киноискусстве образ одной из героинь советского народа — Зои Космодемьянской. Создатели фильма «Зоя» (1944) — режиссер Л. Арнштам и кинодраматург Б. Чирсков — поставили перед собой цель не только рассказать биографию своей героини, но и выявить те условия, ту социальную почву, на которой выросло целое поколение героической молодежи, покрывавшее себя славой в годы ВОв.
9 Фильм «Зоя»
Учащийся 6. В 1944 году на экраны выходит фильм «Фронт», созданный режиссерами Г. и С. Васильевыми по одноименной пьесе Корнейчука. Напечатанная в «Правде» и поставленная большинством наших драматических театров, она получила в свое время огромную известность.
Интересной попыткой показать Советскую Армию как организм, как боевой коллектив, руководимый единой волей, был фильм Ф. Эрмлера «Великий перелом», поставленный по сценарию Б. Чирского в 1945 году, и вышедший на экран уже после окончания войны. В момент своего появления он получил чрезвычайно высокую оценку критики.
Учащийся 7. Жанры стали разнообразнее к концу войны: агитационная новелла, комедия, историческая трагедия, историко-революционные и исторические фильмы, экранизировались произведения классической литературы.
Лучшие документальные фильмы о ВОв и сейчас обладают огромной силой воздействия.
- Итог.
Воспитатель: Можно двояко относиться к значению ВОВ в развитии советского кинематографа. С одной стороны, очевидно отрицательное, пагубное влияние войны. Многочисленные бомбардировки зданий «Мосфильма» и «Ленфильма», блокада в Ленинграде привели к эвакуации Студии художественных фильмов в глубокий тыл, в Среднюю Азию. Но с другой стороны, сколько война родила идей, тем у советских режиссеров! Недаром Р. Юренев говорит о феномене советского кино, его новаторстве.
Литература:
- Дзятковская Е. Н., Колесникова Л. И., Долгих В. В. Информационное пространство и здоровье школьников. — Новосибирск: Наука, 2002. — 186 с.
- Дмитриев А. А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ 8-го вида / А. А. Дмитриев, С. И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. — 1999. — № 4. — с. 30–44.
- Летуновская С. В. О необходимости проведения специальной работы с умственно-отсталыми детьми по формированию у них здоровьесберегающего поведения [Электронный ресурс].
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. — 96 c.