Основы системного анализа: качество и выбор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.06.2014

Статья просмотрена: 1740 раз

Библиографическое описание:

Звягин, Л. С. Основы системного анализа: качество и выбор / Л. С. Звягин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 480-484. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11393/ (дата обращения: 22.12.2024).

Человеческое общество представляет собой систему, которая включает целый ряд социально-экономических систем, которые в свою очередь взаимодействуют друг с другом на разных уровнях управления. При многофакторном объекте анализа, многовариантности решений, решающая роль отводится системному анализу. Появление системного анализа можно рассматривать как соответствующий ответ на необходимость для развития исследований и разработок сложных систем, принятия решений в условиях неопределенности, дефицита (или профицита) информации, ограниченного времени и ресурсов.

Ключевые слова: системный анализ, качество, выбор, признаки системности, критерии качества.

Human society is a system that includes a number of socio-economic systems, which in turn interact with each other at different levels of management. Multifactor analysis of multiple solutions, the decisive role is given to the analysis system. The emergence of system analysis can be considered as an appropriate response to the need for the development of research and development of complex systems, decision making under uncertainty, deficit (or surplus) of information, limited time and resources.

Keywords: system analysis, quality, selection, signs of consistency, quality criteria.

Понятие системного анализа состоит из двух слов «система» и «анализ». Терминологический анализ должен начинаться с понятия «система» и его роль в современной жизни. Когда вы слушаете радио, читаете современную литературу, воспринимаете информацию с экрана телевизора, вы найдете фразу, содержащую слово «система»: социально-экономическая система, состояние финансовой системы, налоговой системы, система охраны окружающей среды, система ценообразования, компьютерная система, транспортная система и т. д. В результате, система не так уж и редкое явление. Мы живём:

-          рядом с системой (например, транспортная система);

-          в системе (например, система высшего профессионального образования, экологическая система);

-          действуем по правилам системы (например, налоговой системы), которая регулируется с помощью законов, законодательных актов, к которым можно отнести Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, Гражданский кодекс и др.

Жизнь современного человека неразрывно связана с взаимодействием с различными системами. Когда люди просто рождаются, входят в свою первую систему — семью, где ему отводится определенная роль, должность, обязанности и права. За свою жизнь человек сталкивается с различными формами систем воздействия: когда дело доходит до школы, ВУЗа, работы, свадьбы, выхода на пенсию, покупки или продажи собственности, и многого другого. Возникает вопрос (потому что свойства всех вышеперечисленных систем проявляются по-разному): существует ли общепризнанное определение? В настоящее время нет единого определения. Российские и зарубежные ученые думают о системе с разных точек зрения, предлагают различные возможности этой концепции. В. Н. Волкова Денисов А. А. предложили три стадии формирования определении «системы».

Первый этап — характеристика системы с точки зрения ее состава и структуры (например, определение Л. Фон Берталанфи, С. Бир, Б. З. Мильнер). Например, С. Бир определяет систему как " одно из наименований в порядке, в отличие от хаоса».

На втором этапе развития представлений о системе, определение расширена за счет включения не только компонентов и связей, но и целей (например, определение системы, предложенное Р. Л. Аконфф, С. Л. Оптнер, Е. П. Голубковым, В. Н. Спицнадель). Например, Р. Л. Акофф рассматривал систему как «множество действий (функций), связанных во времени и пространстве множеством практических задач по принятию решений и оценке результатов, т. е. задач управления».

На третьем этапе формирования концепции включают упоминание стать наблюдателем системы (например, описания анализируемого термина У. Эшби, Ю. И. Черняк, В. Н. Поповым, В. Н. Волковой, А. А. Денисовой). Термин «система» определяет как способ решения проблемы, которая «представляет собой выделенную исследователем закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов, принципов и отношений». Расширение, осложнение, углубление понятия неразрывно связаны с закономерностями: увеличением сложности, разработкой системы, расширением, проникновением различных систем друг в друга.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие всего человечества неразрывно связано с развитием систем, т. к. для развития общества необходимы законы диалектики, которые, по сути, также являются проявлением системы. В результате, мы можем рассуждать о системности как об общей тенденции развития человеческого общества в целом и о системности результатов его воздействия как производных воздействия человечества.

Выделяются следующие признаки системности:

1)                 подчинённость деятельности системы определённой цели включает в себя создание и развитие системы для конкретной цели (например, для создания налоговой системы бюджет пополняется за счет налогов и сборов; целью создания коммерческой организации является прибыль, и т. д.);

2)                 взаимосвязанность ее частей означает, что есть связи между компонентами системы;

3)                 структура системы или расширения компонентов системы;

4)                 целостность системы указывает на наличие границ между самой системой и окружающей ее средой;

5)                 саморазвитие системы — адекватная реакция системы на оказываемые воздействия, адаптация, приспосабливаемость к ним.

Системный анализ рассматривает поведение различных систем, поэтому, объектом анализа может быть любая система (экономическая, техническая, социальная, экологическая и т. д.), независимо от ее характера или сферы деятельности, которую можно изучать методами системного анализа. Анализ системы может быть качественной оценкой развития любой системы. Система присуща не только объектам, но и практической деятельности человека (в плане влияния на системы). Система является результатом человеческой мысли и знаний. Таким образом, процесс системного анализа соответствует признаком системности и является системой.

Результатом системного анализа является выбором многих альтернатив, которые оптимально отвечают требованиям задачи. Выбор наиболее пошагового системного анализа позволяет системе эффективно распределять и использовать ресурсы, оптимально разрабатывать и создавать условия для развития и реализации основных функций системы в будущем. Вопрос стоит в надежности выбора альтернатив, с учетом всех факторов в полноте, т. е., качество системного анализа.

Рис. 1. Качество системного анализа и его сегменты

Качество системного анализа — это информация о собственной характеристике системного анализа, которая соответствует требованиям, перечисленным в анализе. Уровни качества системного анализа имеют важное значение для развития социальных тенденций — экономической системы. Анализ системы качества может быть представлен ​​в виде сегментов, которые имеют кумулятивный эффект на формирование концепции системы качества исследования (рис. 1.).

Рассмотрим содержание каждого из сегментов.

1)   Теория — это система основных идей в той или иной отрасли знаний; форма научного знания, которая дает полное представление о закономерностях. Критерием истины и основой теории является практика.

2)   Концепция — это способ понимания, интерпретации каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, основная идея, принципы проектирования различных видов деятельности.

3)   Законы. Выделяются две категории законов:

-     законы природы, в том числе природы человеческого общества (они объективны, последовательны и нерушимы);

-     законы, сформулированные людьми (они беспорядочны, непоследовательны и противоречивы).

Законы функционирования социально-экономических систем являются объективными законами, а законы, регулирующие функционирование социально-экономических систем — субъективными законами.

Выявление законов и закономерностей социально-экономических систем может быть осуществлено:

-          исследованиями в этой области;

-          переносом закономерностей, характерных для других областей знаний, на основе принципа универсальности развития сложных систем.

Что касается социально-экономических систем, закон — это " необходимая, важная и стабильная связь между элементами внутренней и внешней среды, в результате их упорядоченного изменения ".

4)        Парадигма. Парадигма — концептуальная модель, схема представления проблем и их решения, методы, доминирующе в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Миронов Н. И. «Парадигма» характеризуется как «степень упрощения, которую может позволить себе эпоха. Это призма, через которую люди видят мир, мера с которой они приближаются к явлениям. «Системный анализ основан на системном парадигме, которая отражает текущий взгляд на реальность, процесс социальной самоорганизации. Основа системы парадигмы базируется на основе двух научных подходах:

-          естественнонаучный, связанный с представлением об эволюции и самоорганизации живых систем и организмов;

-          физико-математический, связанный с теорией сложностей, энтропией, нелинейностью, самоорганизацией, устойчивостью, переходом хаоса в порядок другого уровня.

5)        Инструменты. В качестве аналитического инструмента, система использует большой арсенал накопленных способов обработки и анализа информации. Инструменты анализа системы будут варьироваться в зависимости от информации о компоновке для изучения (социально-экономической системы). В зависимости от полноты условий, характеризующих состояние системы, социально-экономические системы классифицируются в зависимости от различных параметров состояния неуверенности.

6)        Предмет исследования. «Объектом системного анализа являются:

-          экономические, экологические, информационные, социальные, технологические и другие системы, их инфраструктура и ресурсы для поддержки;

-          управленческие, производственно-технологические, и другие мероприятия;

-          процессы подготовки и принятия решений как системы правил, процедур и приемов;

-          системы обработки информации и информационные технологии

7)        Внешняя и внутренняя среда системы. Анализ системы влияет на качество внешней среды и внутреннего состояния системы. Внешняя среда системы — сочетание факторов различной природы (технологических, технических, социальных, экономических, экологических и т. д.), которые не являются частью системы, но оказывает влияние на ее эффективность. С учетом характера внешней среды, необходимо учитывать сложность и динамику. Внутренняя среда системы является источником ее жизненной силы. У него есть потенциал, чтобы заставить систему функционировать и выживать в определенный период времени. Но в то же время, внутренняя среда системы может привести к гибели, если его ресурсы, внутренние коммуникации не смогут создать условия, необходимые для его работы.

8)        Управленческие решения. Логичным следствием системного анализа является принятие управленческих решений. В конце концов, только на основе качественного анализа, система может быть реализована и сможет решить в максимальной степени способность учета всех этих ограничений и условий (например, для оценки финансовой деятельности банка должны учитывать факторы: инфляция, расчет процентных ставок должны принимать инфляцию во внимание, в противном случае финансовая деятельность банка может быть невыгодно).

-          В результате, проанализировав понятие «качество системного анализа " является сложносоставной категорией, оценка которой может быть сделана с точки зрения его укрупнения этапов: решения по управлению качеством, качество и выбор обработки информации. Важнейшими критериями формирования качества системного анализа являются:

-          Система соблюдения качества процедур для системного анализа;

-          Срочность (проведение системного анализа, в течение короткого периода времени);

-          Экономическая эффективность (желание провести систематический анализ при самом низком уровне расходов) (рис. 2)

Качество анализа зависит от таких факторов, как качество управленческого решения, качества подготовки и обработки информации.

Рис. 2. Критерии качества системного анализа

Качество подготовки информации предполагает выполнение следующих требований:

-          достоверность информации (представленная информация должна соответствовать действительности);

-          полнота информации (предполагает в отсутствие частичной информации в формировании каких-либо показателей, отсутствие пропущенных данных);

-          уровень обширности информации или наличия максимально возможной информации, которая собрана по предмету системного анализа;

-          ценность информации (уровень её доступности для широких слоёв населения).

Качество обработки информации включает следующие критерии оценки:

1)        Оптимальность учета ключевых факторов указывают на необходимость системного анализа в течение ограниченного количества ключевых факторов, которые наиболее четко отражают текущие тенденции, а не дублируют друг друга.

2)        Доверие заключается в выборе ключевых факторов, в построении модели, которая определяет соответствие полученных предварительных значений истинной реакции системы.

3)        Надежность, т. е. способность выбрать оптимальный метод для получения результатов от системного анализа.

4)        Простота модели является необходимостью упрощения модели, построенной в определенном диапазоне.

5)        Точность расчетов — это соответствие выбранных для анализа числовых значений фактически происходящим процессам.

6)        Наглядность включает в себя организацию последовательного системного анализа, поэтому вывод должен быть очевидным и понятным экспертам.

Человеческое общество представляет собой систему, которая включает целый ряд социально-экономических систем, которые в свою очередь взаимодействуют друг с другом на разных уровнях управления. При многофакторном объекте анализа, многовариантности решений, решающая роль отводится системному анализу. Появление системного анализа можно рассматривать как соответствующий ответ на необходимость для развития исследований и разработок сложных систем, принятия решений в условиях неопределенности, дефицита (или профицита) информации, ограниченного времени и ресурсов. В социально-экономических системах редко предоставляется возможность поставить эксперимент и изучить поведение объекта в реальном мире. Важным этапом системного анализа является разработка модели изучаемой системы. Создание модели является вспомогательным способом, который в условиях невозможности проведения эксперимента позволяет заменить исходную систему.

Литература:

1.        Акимова, Т. А. Теория организация: учеб. пособие для вузов / Т. А. Акимова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2.        Антонов, А. В. Системный анализ: учебник для вузов / А. В. Антонов. — М.: Высш. шк., 2004. — 454 с.

3.        Гличев, А. В. Основы управления качеством продукции / А. В. Глиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.

4.        Миронова, Н. И. Введение в системный анализ. Авторская разработка (на правах рукописи) / Н. И. Миронова. — Челябинск, 2004. — 28 с.

5.        Попов, В. Н. Системный анализ в менеджменте: учебное пособие / В. Н. Попов, В. С. Касьянов, И. П. Савченко; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Попова. — М.: КНОРУС, 2007. — 304 с.

6.        Моисеев, Н. Н. Математические задачи системного анализа / Н. Н. Моисеев. — М.: Наука, 1981. — 488 с.

7.        Макрусев, В. В. Основы системного анализа: учебник / В. В. Макрусев. — М.: РИО РТА, 2006.

8.        Аристов, О. В. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / О. В. Аристов. — М.: ИНФРА. — М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): системный анализ, система, принятие решений, человеческое общество, внешняя среда, внутренняя среда системы, качество, налоговая система, признак системности, социально-экономическая система.


Похожие статьи

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает и тесно связывает инновационную сферу и неотъемлемое участие государства в инновационных процессах, протекающих внутри предприятия. Использование нововведений играет огромну...

Институциональная экономика: вопросы преподавания в современной высшей школе

Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако их создание— сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию; действие законов, эффективно регулирующих экономику в развитых странах, при заимствов...

Искусственный интеллект и проблема моделирования его самосознания

В статье осуществляется философский анализ проблемы моделирования самосознания в системах с искусственным интеллектом. Автор статьи оценивает современное состояние данной области исследований и констатирует, что способностью к актам самосознания и ре...

Математические методы системного анализа

Системный анализ как пограничная наука между практическим анализом и математикой включает в себя множество базовых понятий и инструментов, которые практически всегда используются для решения той или иной проблемы. Такое сочетание этих объектов в опре...

Методы оценки эффективности системы управления проектами

Современная социально-экономическая система все более явно эволюционирует в сторону биоэкономической экосистемы, для которой справедливы поведенческие парадигмы управления, а устойчивое развитие становится невозможным путем выбора единственной цели. ...

Управляющий совет в общеобразовательных учреждениях как сложная социальная система

Исходя из общего понимания системы — весь окружающий нас мир является системой. С точки зрения системного подхода все объекты управления — государства, производства или общественные организации являются социальными системами. В изложенной статье пред...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Методологические аспекты принятия решений

В центре внимания статьи — современная методология процесса принятия решений, востребованная в XXI веке по причине использования количественных методов и информационных технологий. Представлены отличительные особенности процесса принятия решений в ус...

Структура общества потребления

В статье рассматривается структура современного общества — общества потребления, последней на данный момент стадии развитии капиталистического строя. Выявлены три класса: производителей, потребителей и тех, кто потребляет товары, но не становится кон...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Похожие статьи

Переход к инновационной экономике: инновационная деятельность предприятий и инновационный менеджмент

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, который затрагивает и тесно связывает инновационную сферу и неотъемлемое участие государства в инновационных процессах, протекающих внутри предприятия. Использование нововведений играет огромну...

Институциональная экономика: вопросы преподавания в современной высшей школе

Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако их создание— сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию; действие законов, эффективно регулирующих экономику в развитых странах, при заимствов...

Искусственный интеллект и проблема моделирования его самосознания

В статье осуществляется философский анализ проблемы моделирования самосознания в системах с искусственным интеллектом. Автор статьи оценивает современное состояние данной области исследований и констатирует, что способностью к актам самосознания и ре...

Математические методы системного анализа

Системный анализ как пограничная наука между практическим анализом и математикой включает в себя множество базовых понятий и инструментов, которые практически всегда используются для решения той или иной проблемы. Такое сочетание этих объектов в опре...

Методы оценки эффективности системы управления проектами

Современная социально-экономическая система все более явно эволюционирует в сторону биоэкономической экосистемы, для которой справедливы поведенческие парадигмы управления, а устойчивое развитие становится невозможным путем выбора единственной цели. ...

Управляющий совет в общеобразовательных учреждениях как сложная социальная система

Исходя из общего понимания системы — весь окружающий нас мир является системой. С точки зрения системного подхода все объекты управления — государства, производства или общественные организации являются социальными системами. В изложенной статье пред...

Экологическая культура подрастающего поколения в современном обществе

По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — чело-век — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействи...

Методологические аспекты принятия решений

В центре внимания статьи — современная методология процесса принятия решений, востребованная в XXI веке по причине использования количественных методов и информационных технологий. Представлены отличительные особенности процесса принятия решений в ус...

Структура общества потребления

В статье рассматривается структура современного общества — общества потребления, последней на данный момент стадии развитии капиталистического строя. Выявлены три класса: производителей, потребителей и тех, кто потребляет товары, но не становится кон...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Задать вопрос