По мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа — человек — общество». Современная экологическая ситуация, вывела на передний план проблемы взаимодействия общества (человека) и природы, остро поставив вопрос о формировании экологической культуры и выявлении ее роли в улучшении социоприродного взаимодействия.
Ключевые слова: экология, экологическая культура, социум, метод анкетирования.
Экoлогическая культура охватывает сферу отношений человека и общества к природе.
Осмысление проблем взаимодействия природы и общества [Глазачев, 2003], влияния природы на развитие культуры человека [Губарева, 2010], [Ходченков, 2006], становления экологической культуры общества [Захарова, 2012], [Марар, 2012] и факторы её формирования [Гузаирова, 2011], [Егорова, 2002] активно осуществлялось в работах отечественных специалистов.
В условиях обострения экологической ситуации особую актуальность приобретает определение возможностей решения экологической проблемы, в основе которого лежало бы развитие взаимодействия природы, общества и культуры, процессов становления экологической культуры и соответствующих ей форм человеческой жизнедеятельности.
В экологической культуре современного российского общества преобладают утилитарные индивидуалистические установки. Культура общего обустройства среды обитания вытесняется культурой потребительской, что формирует негативные тенденции в общем контексте развития социума [6, c. 3]. В связи с этим возникает необходимость формирования новой культуры человека, в образе жизни и поведении которого новое отношение к окружающей среде является неотъемлемой чертой. Жизнь человека и ее сохранение, воспроизводство жизни биологической, социальной, жизни культуры, жизни биосферы и общества являются критериями экологичности. В этом контексте является актуальным анализ содержания экологической культуры, конкретизирующий общечеловеческие ценности применительно к восприятию природы и культуры как определенного единства. Также же важно изучение экологической культуры на социологическом уровне для выявления качественных характеристик и количественных параметров различных ее элементов и их взаимосвязи [7, c. 4]. Поэтому особенно перспективны исследования, проводимые среди молодежи, так как они позволяют прогнозировать развитие экологической культуры общества в ближайшем будущем.
Цель исследований заключалась в изучении понимания экологической культуры подрастающим поколением в современном обществе на примере студентов Петровского колледжа. Анкетирование проводилось среди студентов 1–3 курсов специальностей «Реклама», «Иностранный язык», «Программное обеспечение компьютерных сетей и вычислительной техники», имеющих свою специфику в отношении уровня подготовки и соотношения полов, что отразилось в ответах. Всего в опросе приняли участие 126 человек, из которых 72 девушки и 54 юноши. Анкета была разработана самими исследователями, она состояла из 24 вопросов.
Как показал опрос, большинство студентов независимо от профессиональной направленности не имеют точного представления о том, что изучает экология как наука, и не владеют содержанием понятия «экологическая культура человека». Так, по первому вопросу абсолютно правильный ответ дали 38 % и 58 % дали ответ близкий по смыслу. На вопрос «Что представляет собой экологическая культура?» правильный ответ упомянули 24 % студентов, остальные сделали ошибочный выбор в пользу ответов по общей экологии. Таким образом, студенты затрудняются выделить специфику определенного направления экологических знаний, связанного с экологической культурой человека.
Относительно характеристики экологической ситуации в г. Санкт-Петербурге абсолютное большинство опрашиваемых (81 %) определило ее как плохую. На технической специальности количество учащихся, которые затруднились с ответом на данный вопрос, оказалось значительно большим (28 %), чем на рекламе (9 %) и иностранном языке (10 %). Это показало статистически существенное отличие одной из анализируемых специальностей. Основными причинами плохой экологической ситуации в городе назывались следующие: грязный воздух (44 %) и вода (35 %) из-за выбросов продуктов переработки фабрик и заводов, по-прежнему, не имеющих качественной системы очистки и фильтрации отходов; загазованность воздуха (36 %), пыль (2 %) и шум (5 %) от излишнего количества автотранспорта; много мусора (33 %); грязно на дорогах (16 %) и наличие на них же соли и химических реагентов (4 %) в зимнее время года, большая часть которых затем попадает в открытые водоемы; мало парковых зон и зеленых насаждений (10 %); много курящих (1 %).
В качестве источников, которые помогают учащимся в оценке экологического состояния городской среды, в порядке уменьшения частоты их упоминания отмечались личный опыт (34 %), телевидение (29 %), печатные издания (16 %), радио (8 %). Внимание к экологическим проблемам в стране в последние годы также было отмечено в качестве фактора оценки экологии в городе (11 %).
Характеризуя меру и степень ответственности за экологическую ситуацию в городе, можно отметить, что 15 % испытуемых возлагают эти полномочия на Правительство РФ, 21 % — на мэра города, а большинство (65 %) считает, что население в целом и каждый житель города в частности должен заботиться об окружающей среде. В том числе 11 человек (9 %) из опрошенных 126 полагают, что ответственность несут Правительство РФ, мэр города и население вместе взятые.
Исследуя зависимость плохой экологической ситуации в городе на самочувствие населения, 51 % анкетируемых ответил, что, скорее всего, влияет отрицательно, 32 % указало, что это влияние сильное, по мнению 10 % влияние отсутствует и 7 % затруднились ответить.
Для разрешения экологической ситуации в городе в лучшую сторону чаще всего предлагались такие меры, как установка современных эффективных очистных установок и фильтров на функционирующие предприятия (12 %) или даже вынос их за черту города (3 %); озеленение города (12 %); переход на электромобили (11 %), уменьшение количества машин или ограничение по их эксплуатации (6 %); уборка (9 %) и переработка (10 %) мусора; качественная уборка улиц (10 %); введение штрафов и санкций за несоблюдение экологических нормативов и требований (10 %); повышение экологической культуры и образованности у населения (10 %). Среди реже упоминаемых ответов были и такие, как проведение субботников и других экологических акций (7 %), увеличение количества урн (3 %) и дворников (3 %), больше социальной рекламы (3 %) и финансовых средств на уборку города (2 %), в том числе не мусорить самим (5 %), прежде всего.
Ряд вопросов анкеты касался социально-психологической направленности жизнедеятельности человека, как фактора его гармоничного развития.
Среди анкетируемых удалось выявить, что 25 % студентов сосредоточено только на учебе, 17 % совмещают учебу и работу, а оставшиеся 58 % учатся и хотели бы работать. При этом среди студентов 3 курса работающих значительно больше (29 %), чем таковых на 1 курсе (6 %).
Достаточно интересными оказались ответы студентов, касающиеся жизненных ценностей и приоритетов. Независимо от специальности на первом месте семейные ценности, на втором — здоровье, на предпоследнем и последнем — карьерный рост и увлечения. На специальностях «Реклама» и «Иностранный язык», где основной контингент составляют девушки, третье место было отдано чувству любви, а на специальности «Программное обеспечение компьютерных сетей и вычислительной техники» с преобладанием юношей это место заняла дружба.
Несмотря на вышеуказанные ответы, большинство учащихся (83 %) допускают, что в погоне за материальными ценностями человек способен утратить морально-нравственные качества, потерять здоровье, любовь, друзей. Это показывает наличие проблемы скрытых приоритетов, которые могут проявляться при определенных обстоятельствах.
На вопрос о влиянии учебного процесса на взаимоотношения с семьей, любимыми, друзьями, поддержание интересов примерно одинаковое количество опрошенных дали положительный (44 %) и отрицательный (48 %) ответы. 25 % опрошенных имеют достаточно свободного времени, которое они могут потратить на свои интересы, 38 % его хватает, но времени, чтобы заняться любимым делом остается не так много, больше времени посвящать своим увлечениям хотели бы 30 % студентов, на нехватку свободного времени ссылаются 7 %. Как оказалось, основная масса студентов приходит на учебу в разном настроении (72 %), равное небольшое количество учащихся ответило, что всегда в хорошем (14 %) или чаще в плохом (13 %).
Анализ ответов на следующий вопрос показал, что почти все анкетируемые (94 %) считают себя общительными людьми, но многие (44 %) все же хотели бы быть более коммуникабельными. Широкий круг общения имеют 55 %, ограниченный — 37 %, на малое количество друзей и знакомых указало 7 % учащихся. Исходя из этого, одинокими ощущают себя 81 %, из них часто — 10 %, редко — 24 %, иногда (совсем редко) — 47 %. Никогда не чувствуют себя одинокими 19 % опрошенных студентов. Поднятая в одном из вопросов проблема одиноких людей в крупных городах нашла положительный отклик у значительного числа молодежи (69 %), в качестве других вариантов ответа эту проблему считают преувеличенной 17 %, и ничего об этом не слышали 14 %. В качестве возможных причин, вызывающих одиночество, чаще других назывались замкнутость (19 %), сложный характер (14 %), высокая занятость (13 %), комфортное пребывание в одиночестве (12 %), неумение общаться (11 %) и отсутствие взаимопонимания с окружающими (6 %), неуверенность в себе (7 %). Редкими ответами были недостаточное внимание со стороны близких и сложности в семье, воспитание и поведение человека, его вредные привычки, лень, эгоизм, увлечение компьютерными играми и Интернетом.
Внешний вид играет важную роль в жизни человека. Человек всегда должен следить за собой и соблюдать правила гигиены. Именно так считают 87 % обучающихся. Небольшому количеству студентов (10 %) внешний вид не так важен, в некоторых случаях правилами гигиены они могут пренебречь. Только 3 % учащихся не придает значения внешнему виду.
Большое значение в жизни человека имеет правильное питание. С этим утверждением согласилось 16 % опрошенных. Стараются питаться правильно 64 %, но это не всегда у них получается. Остальные 19 % студентов не придают особого значения культуре питания.
Таким образом, исследование показало, что проблемы, связанные с экологическими аспектами жизнедеятельности человека в современном городе, действительно существуют. Согласно проведенному опросу, экологическая ситуация в городе признана неблагоприятной, способной оказывать влияние на здоровье и самочувствие людей. При этом большая часть опрошенных делает такой вывод, руководствуясь личным опытом. Жителям приходится сталкиваться с хорошо известными факторами ухудшения экологической обстановки, которыми являются вредные выбросы в атмосферу, реки и каналы промышленных предприятий и фабрик, грязь и мусор на улицах города, большое количество автомобилей, плотная застройка, недостаточная озелененность. Но молодое поколение видит выход из сложившейся ситуации в совместных усилиях правительства и главы города, в понимающем отношении к экологии со стороны каждого его жителя.
Просматривается стремление студентов совмещать учебный процесс и трудовую деятельность. И хотя большинство из них допускают потерю морально-нравственных качеств в погоне за материальными благами, но на первых местах по значимости в современном обществе все также стоят истинные человеческие ценности — семья, здоровье, любовь и дружба. При высокой занятости учебой и подработкой многие учащиеся не уделяют обозначенным жизненным приоритетам столько времени, сколько бы им хотелось. В итоге они не имеют широкого круга общения и хотели бы быть более коммуникабельными, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону. Молодежь знает о проблеме одиноких людей в крупных городах и о тех причинах, которые способствуют этому явлению. Уже в своем возрасте иногда и они ощущают себя одинокими. Они придают большое значение внешнему виду, соблюдают правила гигиены и стараются правильно питаться, понимая какое влияние это оказывает на формирование гармонично развитой успешной личности.
Также можно заметить, что существует некоторая внутренняя противоречивость экологической культуры студентов, которая заключается в дистанцировании экологического знания, их ценностного закрепления в сознании, и собственно экологического поведения. Причем величина дистанции между этими уровнями экологической культуры в определенной степени зависит от принадлежности молодежи к определенной социально-профессиональной группе.
В заключении следует отметить, что на современном этапе развития общества экологическая ситуация свидетельствует о необходимости усиления духовно — нравственной культуры как составной части экологической культуры молодёжи и общества в целом. Исходя из этого, в формировании экологической культуры ключевая роль принадлежит социальным институтам: государству, семье, системе образования, средствам массовой информации, результатом воспитания которых, будет гармонично развитая и культурно развитая (в широком понимании этого слова) личность.
Литература:
1. Глазачев С. Экологическая культура мира — приоритет безопасности планеты // Зелёный мир. — № 9–10. — 2003. — с.17.
2. Губарева Л. И., Мизирёва О. М., Чурилова Т. М. Экология человека: практикум для вузов. — Москва, 2010. — 139 с.
3. Гузаирова Н. П. Проектно — исследовательская деятельность как фактор формирования экологической культуры студента / Н. П. Гузаирова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. — Оренбург, 2011. — 23 с.
4. Егорова Н. Н. Экологическая культура педагога: аксиолого-педагогический аспект / Н. Н. Егорова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. — Томск, 2002. — 27 с.
5. Захарова Е. Ю. Экологическая культура соционатурэкосистемы / Е. Ю. Захарова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. философ. наук. — Чита, 2012. — 39 с.
6. Марар О. И. Экологическая культура в современном российском обществе / О. И. Марар // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. соц. наук. — Москва, 2012. — 33 с.
7. Ходченков А. В. Экологическая культура российской молодёжи: состояние и тенденции трансформации / А. В. Ходченков // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. соц. наук. — Ростов — на — Дону, 2006. — 28 с.