В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности и в целом экологической культуры.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическое воспитание школьников.
Сложившуюся экологическую обстановку в мире напрямую связывают с уровнем экологической культуры людей. В связи с этим возникает необходимость в раскрытии сути и переосмыслении понятия «экологическая культура», чтобы в процессе экологического воспитания оказывать содействие в ее развитие, так как сфера реальной жизнедеятельности человека это и есть экологическая культура [2].
Экологическую культуру понимают, как часть совместной человеческой культуры, которая выражается в системе ценностных ориентаций, имеет большую внутреннюю направленность и формируется из многих составляющих. В её структуру вписываются экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, умения и навыки экологической деятельности, гражданская и экологическая ответственность [3].
Целью настоящего исследования явилась оценка уровня сформированности экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. В исследовании приняли участие 153 человека (городские школьники — 81 человек, сельские школьники — 72 человека).
Определение уровня экологической культуры проводилось с использованием теста «Экологическая культура студентов и учащихся» [1], который позволяет оценить уровень сформированности экологической культуры на основе определения трёх её составляющих — экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности.
Под экологической образованностью понимают приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку экологических представлений [1]. Подавляющее большинство школьников, как сельских, так и городских, обладают средним уровнем экологической образованности (69,2 % городских школьников и 69,4 % сельских школьников имеют средний уровень экологической образованности). Доля школьников с высоким уровнем экологической образованности выше в группе сельских — 25 % сельских школьников имеют высокий уровень экологической образованности, среди городских таковых оказалось несколько меньше — 18,5 %. В группе городских школьников низкий уровень экологической образованности выявлен у 12,3 % респондентов, тогда как среди сельских таковых оказалось лишь 5,6 % (табл.1). Вероятно, это обусловлено непосредственным взаимодействием сельских учащихся с окружающей их живой природой. Необходимые для формирования экологической культуры знания, полученные в процессе непосредственного наблюдения за природными явлениями или в результате эксперимента, как правило, вызывают гораздо больше положительных эмоций, чем полученные опосредованным путем, и поэтому более устойчивы.
Гендерный анализ, показателя экологической образованности дал разноречивые результаты, так более высокая экологическая образованность присуща сельским юношам (29,7 %) среди городских юношей таковых оказалось 14,5 %. И, напротив, городским девушкам (24 %) присуща более высокая экологическая образованность, нежели сельским (20 %). Низкий уровень экологической образованности выявлен лишь у 2,7 % сельских юношей, а среди городских юношей таковых оказалось несколько больше — 14,5 %. Доля девушек с низкой экологической культурой в рассматриваемых группах практически не отличается и составляет — среди городских девушек 9 %, среди сельских девушек 8,6 %.
Таблица 1
Экологическая культура иее составляющие,%
Испытуемые
Показатели и их уровень |
Городские школьники |
Сельские школьники | |||||
юноши (n=48) |
девушки (n=33) |
в целом по группе (n=81) |
юноши (n=37) |
девушки (n=35) |
в целом по группе (n=72) | ||
Экологическая образованность (ЭО) |
низкий |
14,5 |
9 |
12,3 |
2,7 |
8,6 |
5,6 |
средний |
71 |
67 |
69,2 |
67,6 |
71,4 |
69,4 | |
высокий |
14,5 |
24 |
18,5 |
29,7 |
20 |
25 | |
Экологическая сознательность (ЭС) |
низкий |
6,3 |
6 |
6,2 |
5,4 |
5,8 |
5,6 |
средний |
75 |
60,6 |
69,1 |
59,5 |
57,1 |
58,3 | |
высокий |
18,7 |
33,4 |
24,7 |
35,1 |
37,1 |
36,1 | |
Экологическая деятельность (ЭД) |
низкий |
47,9 |
45,5 |
47 |
10,8 |
5,7 |
8,4 |
средний |
43,8 |
39,4 |
41,9 |
54,1 |
62,9 |
58,3 | |
высокий |
8,3 |
15,1 |
11,1 |
35,1 |
31,4 |
33,3 | |
Общий уровень экологической культуры (ЭК) |
низкий |
22,9 |
20,3 |
21,9 |
13,5 |
11,4 |
12,5 |
средний |
63,2 |
55,6 |
60 |
54,1 |
62,9 |
58,3 | |
высокий |
13,9 |
24,1 |
18,1 |
32,4 |
25,7 |
29,2 | |
Под экологической сознательностью в научной литературе принято понимать трансформацию экологических знаний в убеждения, установки, повышение экологической ответственности; развитие нравственного отношения к природному миру, любви к природе [1]. У подавляющего большинства школьников, как сельских, так и городских, выявлен средний уровень экологической сознательности — (69,1 % городских школьников и 58,3 % сельских школьников имеют средний уровень экологической сознательности). Низкий уровень экологической сознательности характерен для 5,6 % опрошенных сельских школьников и 6,2 % городских школьников, у 24,7 % городских школьников и 36,1 % сельских школьников выявлен высокий уровень рассматриваемого показателя. Таким образом, более экологически сознательными являются сельские школьники.
Уровень экологической сознательности юношей и девушек также имеет отличия, к примеру, доля лиц с высоким уровнем экологической сознательности, как среди городских, так и среди сельских школьников выше у девушек. Лиц со средним уровнем экологической сознательности больше среди юношей.
Участие в экологической деятельности, совершение экологических поступков и, в целом, экологическое поведение определяется как экологическая деятельность [1]. Для большинства опрошенных нами школьников характерен средний уровень экологической деятельности, причём доля таковых, как и следовало ожидать, выше среди сельских школьников (для 58,3 % сельских и 41,9 % городских школьников характерен средний уровень экологической деятельности), что может быть детерминировано спецификой сельского и городского образа жизни. Высокий уровень экологической деятельности сельских школьников (33,3 %) существенно превалирует над высоким уровнем экологической деятельности городских школьников (11,1 %). При этом, существует колоссальный разрыв между низким уровнем экологической деятельности сельских школьников (8,4 %) и городских школьников (47 %). В целом, городским школьникам присущи низкая и средняя уровни сформированности экологической деятельности (47 % и 41,9 %), а сельским школьникам средняя и высокая уровни (58,3 % и 33,3 %).
Комбинации уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровень общей экологической культуры. Экологическая культура — это обобщённая характеристика личностных качеств, в которой отражается процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагается неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек» [1].
У 60 % городских школьников и 58,3 % сельских школьников выявлен средний уровень сформированности экологической культуры (табл.1). Высокий уровень экологической культуры характерен для 29,2 % сельских школьников и лишь для 18,1 % городских. Лиц с низким уровнем экологической культуры больше среди городских школьников (21,9 % городских и 12,5 % сельских школьников имеют низкий уровень экологической культуры). Доля лиц с низким уровнем экологической культуры, в обеих рассматриваемых группах школьников, выше среди юношей. Среди городских школьников у большинства юношей выявлен средний уровень экологической культуры (63,2 %), тогда как среди сельских школьников лиц со средним уровнем рассматриваемого показателя больше среди девушек (62,9 %). Доля городских школьников с высоким уровнем экологической культуры выше среди девушек (24,1 %), в группе сельских школьников доля лиц с высоким уровнем экологической культуры выше среди девушек (32,4 %).
Таким образом, сельские школьники имеют более высокие показатели в уровне сформированности экологической культуры. Общий уровень сформированности экологической культуры сельских школьников можно охарактеризовать как средний и высокий, а уровень экологической культуры городских школьников как средний и низкий.
Литература:
- Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов [Электронный ресурс] /Е. В. Асафова //Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного Университета). Отчёт о научно-исследовательской работе. — Казань, КФУ. — 2002 — Режим доступа: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_3.htm –12.12.19.
- Кривошеева, Е. С. На пути к экологическому сознанию [Текст] / Е. С. Кривошеева // Вестник КрасГАУ — 2010 — № 1. — С.177–183.
- Ниязова, А. А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования [Текст] / А. А. Ниязова // Фундаментальные исследования — 2012. — № 9–3. — С. 630–634.