Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (17) январь 2020 г.

Дата публикации: 01.01.2020

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Фаттахова, А. Р. Сравнительная характеристика уровня сформированности экологической культуры сельских и городских школьников / А. Р. Фаттахова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4775/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе представлены результаты оценки уровня экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. По результатам исследования выявлены некоторые различия между учащимися сельской и городской школы по уровню экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности и в целом экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическое воспитание школьников.

Сложившуюся экологическую обстановку в мире напрямую связывают с уровнем экологической культуры людей. В связи с этим возникает необходимость в раскрытии сути и переосмыслении понятия «экологическая культура», чтобы в процессе экологического воспитания оказывать содействие в ее развитие, так как сфера реальной жизнедеятельности человека это и есть экологическая культура [2].

Экологическую культуру понимают, как часть совместной человеческой культуры, которая выражается в системе ценностных ориентаций, имеет большую внутреннюю направленность и формируется из многих составляющих. В её структуру вписываются экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, умения и навыки экологической деятельности, гражданская и экологическая ответственность [3].

Целью настоящего исследования явилась оценка уровня сформированности экологической культуры школьников, проживающих в сельских и городских условиях. В исследовании приняли участие 153 человека (городские школьники — 81 человек, сельские школьники — 72 человека).

Определение уровня экологической культуры проводилось с использованием теста «Экологическая культура студентов и учащихся» [1], который позволяет оценить уровень сформированности экологической культуры на основе определения трёх её составляющих — экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности.

Под экологической образованностью понимают приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку экологических представлений [1]. Подавляющее большинство школьников, как сельских, так и городских, обладают средним уровнем экологической образованности (69,2 % городских школьников и 69,4 % сельских школьников имеют средний уровень экологической образованности). Доля школьников с высоким уровнем экологической образованности выше в группе сельских — 25 % сельских школьников имеют высокий уровень экологической образованности, среди городских таковых оказалось несколько меньше — 18,5 %. В группе городских школьников низкий уровень экологической образованности выявлен у 12,3 % респондентов, тогда как среди сельских таковых оказалось лишь 5,6 % (табл.1). Вероятно, это обусловлено непосредственным взаимодействием сельских учащихся с окружающей их живой природой. Необходимые для формирования экологической культуры знания, полученные в процессе непосредственного наблюдения за природными явлениями или в результате эксперимента, как правило, вызывают гораздо больше положительных эмоций, чем полученные опосредованным путем, и поэтому более устойчивы.

Гендерный анализ, показателя экологической образованности дал разноречивые результаты, так более высокая экологическая образованность присуща сельским юношам (29,7 %) среди городских юношей таковых оказалось 14,5 %. И, напротив, городским девушкам (24 %) присуща более высокая экологическая образованность, нежели сельским (20 %). Низкий уровень экологической образованности выявлен лишь у 2,7 % сельских юношей, а среди городских юношей таковых оказалось несколько больше — 14,5 %. Доля девушек с низкой экологической культурой в рассматриваемых группах практически не отличается и составляет — среди городских девушек 9 %, среди сельских девушек 8,6 %.

Таблица 1

Экологическая культура иее составляющие,%

Испытуемые

Показатели

и их уровень

Городские школьники

Сельские школьники

юноши (n=48)

девушки

(n=33)

в целом

по группе

(n=81)

юноши

(n=37)

девушки

(n=35)

в целом

по группе

(n=72)

Экологическая образованность

(ЭО)

низкий

14,5

9

12,3

2,7

8,6

5,6

средний

71

67

69,2

67,6

71,4

69,4

высокий

14,5

24

18,5

29,7

20

25

Экологическая сознательность

(ЭС)

низкий

6,3

6

6,2

5,4

5,8

5,6

средний

75

60,6

69,1

59,5

57,1

58,3

высокий

18,7

33,4

24,7

35,1

37,1

36,1

Экологическая деятельность

(ЭД)

низкий

47,9

45,5

47

10,8

5,7

8,4

средний

43,8

39,4

41,9

54,1

62,9

58,3

высокий

8,3

15,1

11,1

35,1

31,4

33,3

Общий уровень экологической культуры (ЭК)

низкий

22,9

20,3

21,9

13,5

11,4

12,5

средний

63,2

55,6

60

54,1

62,9

58,3

высокий

13,9

24,1

18,1

32,4

25,7

29,2

Под экологической сознательностью в научной литературе принято понимать трансформацию экологических знаний в убеждения, установки, повышение экологической ответственности; развитие нравственного отношения к природному миру, любви к природе [1]. У подавляющего большинства школьников, как сельских, так и городских, выявлен средний уровень экологической сознательности — (69,1 % городских школьников и 58,3 % сельских школьников имеют средний уровень экологической сознательности). Низкий уровень экологической сознательности характерен для 5,6 % опрошенных сельских школьников и 6,2 % городских школьников, у 24,7 % городских школьников и 36,1 % сельских школьников выявлен высокий уровень рассматриваемого показателя. Таким образом, более экологически сознательными являются сельские школьники.

Уровень экологической сознательности юношей и девушек также имеет отличия, к примеру, доля лиц с высоким уровнем экологической сознательности, как среди городских, так и среди сельских школьников выше у девушек. Лиц со средним уровнем экологической сознательности больше среди юношей.

Участие в экологической деятельности, совершение экологических поступков и, в целом, экологическое поведение определяется как экологическая деятельность [1]. Для большинства опрошенных нами школьников характерен средний уровень экологической деятельности, причём доля таковых, как и следовало ожидать, выше среди сельских школьников (для 58,3 % сельских и 41,9 % городских школьников характерен средний уровень экологической деятельности), что может быть детерминировано спецификой сельского и городского образа жизни. Высокий уровень экологической деятельности сельских школьников (33,3 %) существенно превалирует над высоким уровнем экологической деятельности городских школьников (11,1 %). При этом, существует колоссальный разрыв между низким уровнем экологической деятельности сельских школьников (8,4 %) и городских школьников (47 %). В целом, городским школьникам присущи низкая и средняя уровни сформированности экологической деятельности (47 % и 41,9 %), а сельским школьникам средняя и высокая уровни (58,3 % и 33,3 %).

Комбинации уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровень общей экологической культуры. Экологическая культура — это обобщённая характеристика личностных качеств, в которой отражается процесс и результат формирования экологического сознания личности и предполагается неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанного на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек» [1].

У 60 % городских школьников и 58,3 % сельских школьников выявлен средний уровень сформированности экологической культуры (табл.1). Высокий уровень экологической культуры характерен для 29,2 % сельских школьников и лишь для 18,1 % городских. Лиц с низким уровнем экологической культуры больше среди городских школьников (21,9 % городских и 12,5 % сельских школьников имеют низкий уровень экологической культуры). Доля лиц с низким уровнем экологической культуры, в обеих рассматриваемых группах школьников, выше среди юношей. Среди городских школьников у большинства юношей выявлен средний уровень экологической культуры (63,2 %), тогда как среди сельских школьников лиц со средним уровнем рассматриваемого показателя больше среди девушек (62,9 %). Доля городских школьников с высоким уровнем экологической культуры выше среди девушек (24,1 %), в группе сельских школьников доля лиц с высоким уровнем экологической культуры выше среди девушек (32,4 %).

Таким образом, сельские школьники имеют более высокие показатели в уровне сформированности экологической культуры. Общий уровень сформированности экологической культуры сельских школьников можно охарактеризовать как средний и высокий, а уровень экологической культуры городских школьников как средний и низкий.

Литература:

  1. Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов [Электронный ресурс] /Е. В. Асафова //Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского Государственного Университета). Отчёт о научно-исследовательской работе. — Казань, КФУ. — 2002 — Режим доступа: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_3.htm –12.12.19.
  2. Кривошеева, Е. С. На пути к экологическому сознанию [Текст] / Е. С. Кривошеева // Вестник КрасГАУ — 2010 — № 1. — С.177–183.
  3. Ниязова, А. А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования [Текст] / А. А. Ниязова // Фундаментальные исследования — 2012. — № 9–3. — С. 630–634.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, школьник, экологическая сознательность, высокий уровень, уровень, городской, девушка, доля лиц.

Ключевые слова

экологическая культура, экологическая деятельность, экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическое воспитание школьников

Похожие статьи

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся

В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях

В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.

Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности

В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...

Проектная деятельность как средство экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, ка...

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Похожие статьи

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся

В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.

Методы формирования экологической культуры подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях

В статье рассматриваются пути преподнесения экологической культуры для подрастающего поколения начиная со школьных рядов. Учитывая их возрастные особенности, возможности и интересы.

Активизация познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности

В статье рассматриваются возможности метода проектов со школьниками, с целью формирования у них знаний по экологической безопасности (на базе МКОУ СОШ № 245 г. Санкт-Петербург), через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьн...

Проектная деятельность как средство экологического воспитания обучающихся младшего школьного возраста

Статья посвящена проблеме экологического воспитания и формирования экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста. Автором предлагается применение проектной деятельности, представленной в виде проектов экологической направленности, ка...

Формирование экологической компетентности у старших дошкольников посредством исследовательской деятельности

В статье раскрываются особенности формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, переч...

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников

В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьни...

Задать вопрос