Дети с рождения стремятся к движению. Огромную потребность в нем, как правило, дети стремятся удовлетворить через игру. В дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, образуя фундамент для дальнейшего развития; создается основа двигательного опыта, происходит освоение движений, из которых впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.
Ускоренный темп современной жизни требует проявления находчивости, воли, способности к быстрому освоению в меняющихся условиях, переключению и концентрации внимания на наиболее важных для человека ситуациях.
Вышеописанные качества физического воспитания можно объединить в одно понятие — «ловкость». Именно она отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладеть новыми движениями. [1; 16].
Показателем ловкости считается координационная сложность движений. Немаловажным показателем считается время, затраченное на овладение сложными движениями и степень готовности, достигаемая в данном упражнении после проведённых занятий.
Развитие ловкости — важнейший педагогический процесс, который необходимо осуществлять уже на первой ступени образования — в дошкольном возрасте.
Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30 % дошкольников. Недостаток движения оказывает влияние на здоровье, развитие и получение знаний. В дошкольных учреждениях вопрос здоровья детей является главным, а приоритетным направлением является физическое развитие. Поэтому вышеприведенная статистика требует к себе особого внимания и принятия мер по исправлению ситуации.
Ловкость развивается медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений у детей наблюдаются в возрасте от 7 до 12–13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками. Следовательно, старший дошкольный возраст — это сенситивный период для создания предпосылок развития ловкости детей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко осваивают технику сложных физических упражнений.
О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.
Развитию ловкости способствует систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение улучшает координацию движений, повышает пластичность нервной системы и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Также, развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Например, в подвижных играх детям необходимо постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро решать сложные двигательные задачи, требуемые игровой ситуацией.
Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами — передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры [2; 54].
Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь присутствия всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [3; 29].
Игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств ребенка. Они развивают ориентировку в пространстве, регулируют точность и силу броска, развивают ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно как для гипервозбудимых, так и малоподвижных детей. Кроме этого, игры и упражнения с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма — сердца, легких, улучшают обмен веществ.
Игры с мячом укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Игры с мячом развивают сообразительность, быстроту мышления, повышают умственную активность и ориентировку в пространстве. Ребенок, играя в команде, учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, при этом, у него воспитывается ответственность, сдержанность, решительность, самообладание и воля, обогащается его сенсомоторный опыт [4; 56].
Игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка. В таких играх используются некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.
Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ловкости может успешно проводиться посредством сᴨециально подобранных игр и упражнений с мячом.
Вопрос развития ловкости у детей 6-го года жизни наряду со снижением двигательной активности дошкольников весьма актуален сейчас. И от того, насколько серьезно к нему отнесутся дошкольные педагоги, будет зависеть развитие и благополучие ребенка в постоянно меняющемся современном мире, где требуются проявление воли и находчивости. «Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость», — писал Н. А. Бернштейн. [5; 27].
Литература:
1. Антропова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. — М.: Медицина. ‒ 1983. — 320 с.
2. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. ‒ М.: Владос. ‒ 2000. ‒ 262 с.
3. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение. ‒ 1985. — 160 с.
4. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. ‒ Минск: Нарасвета. ‒ 1989. ‒ 176 с.
5. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с. с ил.