Темп современной жизни требует от человека проявления воли, находчивости, способности к переключению и концентрации внимания на важнейшие для человека ситуации и быстрому освоению в меняющихся условиях.
Все вышеописанные качества физического воспитания можно объединить в одно понятие — «ловкость». Именно она отвечает за точность и согласованность движений в меняющихся условиях, способность быстро и эффективно овладевать новыми движениями [1;16]
Ловкость, с точки зрения Л. П. Матвеева — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. [2;16]
Показатели физического развития детей дошкольного возраста в последние годы свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30- 40 % дошкольников. Причины этого кроются в современном образе жизни. [5; 6]
Для ребенка-дошкольника потеря в движениях — это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Развитие ловкости — это важнейший педагогический процесс, который необходимо осуществлять уже на первой ступени образования — в дошкольном возрасте. В дошкольных учреждениях вопрос здоровья детей является главным, а приоритетным направлением является физическое развитие.
Пензулаева Л. И. считает, что двигательная активность оказывает большое влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объем двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. [7;110]
Научное обоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности внесли работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной роли мозга. Наличие связи функционального состояния центральной нервной системы с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры свидетельствует, что движение — конечное выражение всякого психического акта, мысль — это рефлекс, заторможенный в своей двигательной части, и что всякая мысль есть слово в состоянии начала мускульной деятельности. В работах В. М. Бехтерева и его сотрудников (Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина и др.) была подтверждена обратная зависимость двигательных и психических функций ребенка. В указанных исследованиях содержится материал, свидетельствующий о том, что, начиная от простых видов движения и заканчивая самыми сложными произвольными действиями, развитие познания и действий определяется в единстве. Благодаря системному подходу психологической науки к познанию ребенка в комплексе всех свойств и особенностей становится возможным обосновать роль самовыражения через движения в подвижной игре в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребенка. [9; 68]
Данько Ю. И. подчёркивает, что движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. [4; 4]
В решении проблемы развития ловкости первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По мнению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организма, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь присутствия всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [6; 29].
Развитию ловкости способствует систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение улучшает координацию движений, повышает пластичность нервной системы и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Также, развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Например, в подвижных играх детям необходимо постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро решать сложные двигательные задачи, требуемые игровой ситуацией.
Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами — передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры [3; 54].
Игры с мячом играют особую роль в формировании координационных качеств ребенка. Они развивают ориентировку в пространстве, регулируют точность и силу броска, развивают ловкость, глазомер, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно как для гипервозбудимых, так и малоподвижных детей. Кроме этого, игры и упражнения с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма — сердца, легких, улучшают обмен веществ.
Игры с мячом укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Игры с мячом развивают сообразительность, быстроту мышления, повышают умственную активность и ориентировку в пространстве. Ребенок, играя в команде, учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, при этом, у него воспитывается ответственность, сдержанность, решительность, самообладание и воля, обогащается его сенсомоторный опыт [8; 56].
Игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка. В таких играх используются некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.
Таким образом, работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ловкости может успешно проводиться посредством сᴨециально подобранных игр и упражнений с мячом.
Вопрос развития ловкости детей старшего дошкольного возраста наряду со снижением двигательной активности дошкольников весьма актуален сейчас. И от того, насколько серьезно к нему отнесутся дошкольные педагоги и родители, будет зависеть развитие и благополучие ребенка в постоянно меняющемся современном мире, где требуются проявление воли и находчивости.
Литература:
1. Антропова М., Кольцова М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. — М.: Медицина. ‒ 1983. — 320 с.
2. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]/ Е. Н. Вавилова. — М.: Просвещение. — 1986. — 125 с.
3. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. ‒ М.: Владос. ‒ 2000. ‒ 262 с.
4. Данько, Ю. И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности [Текст]: //Детская спортивная медицина. Ю. И. Данько. — М.: Медицина. — 1980. — С. 12–15.
5. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. [Текст] — 2007. — № 4. — С. 10–14.
6. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение. ‒ 1985. — 160 с.
7. Мащенко М. В. Физическая культура дошкольника / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. [Текст] — Мн.: Ураджай. — 2000. — 156 с.
8. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. ‒ Минск: Нарасвета. ‒ 1989. ‒ 176 с.
9. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология человека. [Текст]- М.: Просвещение. — 1998. — 255 с.