Результаты общественного прогресса сегодня концентрируются в информационной сфере, это область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания в современном мире обладают функцией быстрого «устаревания», необходимо их постоянное совершенствование. Вместе с этим, постоянное совершенствование профессиональных знаний и повышение уровня профессионализма доступны посредством дистанционного обучения – обучения на удаленном расстоянии. Дистанционная форма обучения дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Так же, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества [8].
Важным фактом в становлении дистанционного образования является то, что информационные технологии стали уже практически неотъемлемой частью жизнедеятельности современного студента. Уже сейчас большинство первокурсников предпочитают электронные книги и библиотеки, научно-познавательный сайты, электронные журналы и статьи. Многие из них ставят во главу угла общение в социальных сетях, занимаются электронным поиском информации, ведут электронные конспекты и определяют образование с применением ресурсов сети Интернет как наиболее современное, качественное и актуальное [4].
Однако, разработка подобных программ и реализация их на базе образовательных учреждений является недостаточной. Также, рассмотрев значительное количество программ дистанционного обучения для гуманитариев, мы не нашли среди них тех, которые были бы направлены на формирование компетенций в области безопасности жизнедеятельности человека. Вместе с этим, эксперты в области безопасности жизнедеятельности отмечают, что в системе подготовки будущего бакалавра образования одним из компонентов является дистанционное образование [6].
Решению проблемы недостаточной разработки дистанционных ресурсов для студентов РГПУ им. А. И. Герцена сопутствует тема нашего диссертационного исследования «Применение ресурсов дистанционного образования на платформе Moodle.herzen.spb.ru при обучении студентов по профилю "Образование в области безопасности жизнедеятельности». В основе исследования лежит теоретическое обоснование и практическая разработка систему дистанционных курсов на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- фундаментальные психолого-педагогические исследования проблем профессионального образования (Г.А. Бордовский, Л.С. Выготский, Г.А. Корчагина, А.Ю. Круглов, А.А. Леонтьев, Е.М. Нестеров, Г.Н. Пономарев, Н.Ф. Радионова, Н. Ф. Талызина, Ю.Г. Фокин и др.);
- теоретические работы в области информационно-педагогических технологий (И.М. Ибрагимов, Т.Н. Носкова, Е.С. Полат, В.П. Соломин, В.А. Смирнов, И.А. Румянцев, A. Bork, Robert L. Hohn и др.);
- исследования в области дистанционного образования (А. А. Андреев, А. А. Ахаян, Т. П. Зайченко, Д. А. Иванченко, Е. М. Малитиков, Е. С. Полат, А. В. Хуторская и др.);
- основополагающие разработки в области подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (Н. П. Абаскалова, Т.А. Беспамятных, В.М. Губанов, Б.П. Ивченко, Э.М. Киселева, Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин, О.В. Шатровой, П.В. Станкевич, Э.М. Ребко, А.Г. Щуров и др.);
- общетеоретические и практические разработки в области информационной безопасности (Т.М. Аскеров, К.И. Курбаков, В.Б. Байбурин, М.А. Вус, Е. Касперский, А.П. Леонов, С.В. Литвиненко, Е.Н. Бояров, Э.М. Ребко и др.) [5]
Необходимо отметить, что основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в «удобном» для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. В системе образования дистанционное обучение отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами [7].
Теоретический анализ литературы показал, что существует множество определений понятия «дистанционное образование». В своем исследовании за основу данной понятия мы взяли определение Андреева А.А., которое определяет дистанционное образование как - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства [1].
Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты: гибкость, модульность, параллельность, охват, экономичность, технологичность, социальное равноправие, интернациональность, новая роль преподавателя. Качество дистанционного обучения не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.
В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании [2].
Одними из первых, кто приняли решение о совместном создании интернет-платформы дистанционного обучения были два крупных европейских учебных заведений как Технологический институт Массачусетса и Гарвардский университет. Эта платформа позволяет абсолютно каждому желающему пройти курс дистанционного обучения по любому курсу, который был подготовлен специалистами двух указанных вузов.
Ведущими европейскими странами в области развития и совершенствования электронного образования являются: Германия, Испания, Италия, Финляндия, Швеция, Франция, Чехия, Великобритания с ее системой обучения [2]. В России многие вузы осуществляют дистанционное образование. В Санкт-Петербурге можно выделить Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения (ГУАП), Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет (СПбГПУ), Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения (ПГУПС), Санкт-Петербургский Университет Управления и Экономики (СПбУУЭ) и другие.
Российский государственный педагогический университет им А. И. Герцена, наравне с другими ведущими вузами страны ведет активную работу по разработке и созданию дистанционной поддержки студентов. Центр дистанционной поддержки образования РГПУ им. А. И. Герцена представляет широкий спектр курсов дистанционного обучения почти всех факультетов университета и призван обеспечить поддержку образовательного процесса средствами дистанционных технологий. Все курсы, разработанные на базе ЦДПО РГПУ им. А.И. Герцена созданы на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru.
В основе практической части диссертационного исследования лежит разработка дистанционных курсов на платформе Moodle.Herzen.spb.ru: «Социальная безопасность в городе-мегаполисе», «Безопасность жизнедеятельности». В данной статье мы остановимся на курсе «Социальная безопасность в городе-мегаполисе».
Для того, чтобы выявить уровень осведомленности студентов по вопросам дистанционного образования, а так же их собственное отношение к данному вопросу нами было проведено анкетирование студентов 1 курса нескольких факультетов (всего 160 человек).
Проведенное анкетирование позволило нам сделать следующие выводы:
• Все студенты знакомы с понятием дистанционного образования (100%);
• Некоторые студенты уже обучались дистанционно (12%);
• Почти все студенты, которые принимали участие в анкетировании, хотели бы поучаствовать в программе дистанционного обучения (92%);
• Больше половины студентов, считаю дистанционное образование малоэффективным, так как отсутствует аудиторное общение с преподавателем (52%). А так же многие не уверены в собственной ответственности, мотивации и желании (36%).
Анкетирование позволило нам сделать вывод о том, что на «низкую эффективность» дистанционных курсов указывают те студенты, которые на практике не знакомы с данным видом обучения. Поэтому нами был разработан и предложен для освоения всем студентам курс «Социальная безопасность в городе-мегаполисе».
Разработанный дистанционный курс позволяет получить фундаментальные знания о чрезвычайных ситуациях социального характера, возникающих в городах с большим количеством жителей (мегаполисах), основных характеристиках, закономерностях и психологических аспектах проявления, мерах и способах защиты от них. В процессе изучения слушатели научатся основам социальной безопасности в городе-мегаполисе.
Рис. 1 Дистанционный курс «Социальная безопасность в городе-мегаполисе»
Курс включает в себя шесть тем. Каждая тема состоит из теоретической (лекции) и практической (глоссарий, задания, схемы, памятки, рекомендации) части. После каждой самостоятельно изученной лекции студентам предлагается выполнить практическое задание, носящее преимущественно творческий и характер. В качестве заданий были выбраны те, которые, по мнению авторов, могут иметь широкое применение в жизни.
Рис. 2 Таблица оценивания заданий
У преподавателя есть возможность постоянного отслеживания выполненных заданий студентов, записанных на курс. У студентов, в свою очередь, есть возможность познакомиться с оценками, комментариями и развернутым ответом преподавателя о качестве выполненной работы или о необходимых доработках. Все оценки выставляются в баллах согласно балльно-рейтинговой системе, утвержденной университетом.
Рис 3. Лекция «Безопасность человека в мегаполисе»
Необходимо отметить, что дистанционный курс обладает высокими техническими возможностями встраивать фотографии, видео, ссылки, текст, прикреплять документы, сопровождающие презентации и прочее, что делает курс более интересным, наглядным и современным.
Экспертами по анализу разработанного курса выступили преподаватели кафедры социальной безопасности и студенты 2 курса магистратуры, обучающиеся по программе «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде».
Основные рекомендации преподавателей и магистров по курсу были следующие:
- «Курс достаточно интересный и познавательный. В нем собраны актуальные вещи на сегодняшний день, которые изложены простым языком и легки для восприятия. Для закрепления курса после каждой лекции есть творческое задание в котором можно проявить себя. Ответ можно строить в той форме в которой понятно студенту. В целом мне было интересно воспользоваться данным ресурсом!»
- «Хочу выразить благодарность создателям курса. Дистанционное образование позволяет в сжатые сроки получить знания по интересующей меня теме «Социальной безопасности». В процессе прохождения курса мною были замечены мелкие недоработки, в виде опечаток, которые оперативно исправили по первому же обращению, это означает, что над совершенствованием курса идет постоянная работа и это не может не радовать. Эти трудности никак не повлияли на информационный контент и процесс прохождения курса. В дальнейшем собираюсь пользоваться ресурсом Центра дистанционной поддержки обучения ГОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена".
В результате полученных рекомендаций данный курс был откорректирован и предожен студентам первого года обучения. Курс может быть ориентирован на широкие слои населения, как на людей только начинающих изучение основ безопасности жизнедеятельности, так и на людей, имеющих знания в этой области.
Литература:
1. Андреев, A.A. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] / A.A. Андреев, В.И. Солдаткин. М.: Изд-во МЭСИ, 2004.- 196 с. (дата обращения к ресурсу: 10.03.14г.)
2. Мировые информационные ресурсы. [Электронный ресурс] http://www.bgsha.com/ru/learning/course/course_content.php?COURSE_ID=6&LESSON_ID=190 (дата обращения к ресурсу: 04.03.14г.)
3. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах Ребко Э.М. Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 850-851.
4. Применение ресурсов сети интернет при подготовке бакалавров образования в области социальной безопасности Ребко Э.М., Сергеева А.А. Молодой ученый. 2013. № 11. С. 637-640.
5. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.
6. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности Ребко Э.М. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013.№ 162. С. 156-162.
7. Электронный ресурс – http://referat.ru/contest
8. Электронный ресурс - http://nbuv.gov.ua/