Дистанционная поддержка студентов по дисциплине «Безопасности жизнедеятельности» (на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.10.2015

Статья просмотрена: 353 раза

Библиографическое описание:

Ребко, Э. М. Дистанционная поддержка студентов по дисциплине «Безопасности жизнедеятельности» (на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru) / Э. М. Ребко, Е. С. Корнилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 489-494. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22669/ (дата обращения: 22.11.2024).

 

Статья посвящена вопросу развития системы дистанционной поддержки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, обучение безопасности, дистанционная поддержка, платформа Moodle.

 

Разрастание масштабов и темпов техногенной деятельности, обострение социально-экономических проблем в обществе, увеличение частоты возникновения стихийных бедствий вновь обращают внимание современного человека к изучению вопросов безопасности жизнедеятельности. В университетской среде задачу обучения противостояния опасностям и угрозам жизни и здоровья человека призван решать курс «Безопасность жизнедеятельности». Именно воспитание личности безопасного стиля поведения, хорошо знакомой с видами чрезвычайных ситуаций, современными проблемами безопасности жизни и деятельности человека, осознающей их важность и стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества является важной целью формирования предметных знаний по данному курсу.

Однако необходимо принять факт существенного изменения подходов к изучению курсов и дисциплин студентами в университетской молодежной среде. Образование становится более динамичным, мобильным, студент меняет приоритеты использования технических средств и все больше связывает их с получением новых знаний и полезной информации. В этих условиях, возникает высокая потребность разработки открытых образовательных ресурсов дистанционной поддержки очных курсов, не исключением является и дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

Обобщенной целью нашего исследования является техническая разработка и внедрение в образовательную практику факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена курса дистанционной поддержки дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru.

Для достижения и реализации цели исследования нами были поставлены и последовательно решаются следующие основные задачи:

  1. изучить научную, методическую, учебную и нормативно-правовую литературу по теме исследования;
  2. разработать курс дистанционной поддержки дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов первого курса по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru;
  3. внедрить разработанный курс дистанционной поддержки в образовательную практику факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена;
  4. провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты, предложить направления дальнейшего развития работы.

Начало практической части исследования лежит в плоскости определения ключевых критериев, необходимых для построения курса в системе дистанционной поддержки, которыми стали:

        определение цели и задач курса дистанционной поддержки;

        определение структуры курса и структуры заданий в системе дистанционной поддержки Moodle.herzen.spb.ru;

        определение предметного содержания курса на основе анализа компетенций Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»;

        определение требований к содержанию и формам подачи материала;

Анализ учебной, методической и научной литературы по теме исследования позволил определить, что основной целью подготовки будущего бакалавра в области безопасности жизнедеятельности является готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета [2, 3].

На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и анализа программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной на заседании кафедры социальной безопасности РГПУ им. А. И. Герцена (протокол № 16 от 28.06.2015) нами был определен круг компетенций, формирование которых возможно при изучении дисциплины БЖ с условием применения дистанционной поддержки:

        владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

        готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

        способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

        готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [4].

Определение круга компетенций позволило выделить круг предметных знания, которыми должны обладать студенты в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при использовании системы дистанционной поддержки (Таблица 1).

Таблица 1

Предметные и сопутствующие знания, формируемые у студентов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с применением дистанционной поддержки

Предметные знания

Сопутствующие знания/умения

общие понятия и основная терминология дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу безопасности жизнедеятельности на территории РФ;

классификации и характерные черты чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, причины их возникновения и возможные последствия для населения;

систему организации гражданской обороны, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

основные государственные структуры, обеспечивающие безопасность населения и порядок обращения к ним в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

алгоритмы действия населения при угрозе возникновения (или при непосредственном возникновении) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

основные правила оказания доврачебной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

информационная грамотность;

исследовательские умения по анализу конкретных ситуаций;

составление алгоритмов поведения человека при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

повышение уровня сформированности информационных компетенций — умение применять дистанционные формы обучения, работать с системами дистанционного образования;

умение выявлять, формулировать и решать возникающие проблемы в сфере безопасности жизни и деятельности;

умение выбирать из существующих наиболее эффективные способы решения задач;

развитие способности и потребности к самоорганизации, личностному самоопределению, росту, самообразованию;

знакомство с информационными системами, направленными на самообразование;

расширение представлений об официальных информационных источниках безопасности жизнедеятельности, органах безопасности.

 

Структура курса дистанционной поддержки для дисциплины была заимствована нами из программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной на кафедре. Это решение было принято осознанно и обосновано тем, что курс дистанционной поддержки призван расширять представления о предметных знаниях очного курса, а, следовательно, соответствовать ее структуре и тематическому содержанию. В системе дистанционной поддержки, наравне с уникальными материалами, не изучаемыми в процессе очного обучения, слушателям доступны полноразмерные презентационные материалы, используемые преподавателями на лекциях.

Разработанный курс состоит из двух разделов: Раздел 1 «Теоретические и практические основы безопасности жизнедеятельности»; Раздел 2 «Первая медицинская помощь, профилактика заболеваний. Основные правила оказания первой медицинской помощи в ЧС». Первый раздел курса включает как лекционные, так и практические занятия, в виду специфики второго раздела предусмотрены только практические занятия.

Предметное содержание курса в системе дистанционной поддержки (Таблица 2) представлено в более широком спектре, чем на занятиях, проводимых в очной системе подготовки. Данный факт связан с тем, что время работы в системе не является строго ограниченным и регламентированным.

Таблица 2

Предметное содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

п/п

Название темы

Дидактические единицы

Раздел 1 «Теоретические и практические основы безопасности жизнедеятельности» (лекции и практические занятия)

1

Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Учение о безопасности. Предмет и основные положения БЖ

Предмет и задачи дисциплины безопасность жизнедеятельности. Учение о безопасности. Понятия «безопасность», «ноксология». Основные положения безопасности жизнедеятельности. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности. Система «человек — социальная среда», «человек-среда обитания» в контексте безопасности жизнедеятельности. Понятие об опасности, угрозе, риске, чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций по видам, по масштабу. Понятие о поражающие факторах. Виды поражающих факторов и их характеристика [1].

2

Тема 2. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности, характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: структура, основные задачи, права и обязанности [1].

3

Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Географические особенности распространения опасных природных явлений на планете, в стране. Негативные факторы последствий ЧС природного характера. Принципы защиты человека и природной среды от опасностей природного происхождения. Защита человека и природной среды в условиях ЧС природного характера. Методы контроля и мониторинга ЧС природного происхождения [1].

4

Тема 4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защиты от них.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Географические особенности распространения негативных техногенных событий. Негативные факторы последствий ЧС техногенного характера. Принципы защиты человека и природной среды от опасностей техногенного происхождения. Защита человека и природной среды в условиях ЧС техногенного характера. Методы контроля и мониторинга ЧС техногенного происхождения [1].

5

Тема 5. Чрезвычайные ситуации социального характера и защиты от них.

Классификация чрезвычайных ситуаций социального происхождения. Понятие «социум». Место человека в системе безопасности. Военные и вооруженные конфликты. Терроризм. Экстремизм. Массовые беспорядки. Криминальные опасности и угрозы. Миграция населения. Безработица. Этнополитические процессы. Межэтнические противоречия. Наркомания и алкоголизм.

6

Тема 6. Гражданская оборона и защита человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Система РСЧС и гражданской обороны. Структура, задачи. Средства гражданской обороны (защиты). Средства коллективной и индивидуальной защиты. Оповещение населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эвакуация. Порядок эвакуации [1].

7

Тема 7. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций.

Психология экстремальных ситуаций и состояний. Первичная реакция на стрессовый фактор. Травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство. Психологическая помощь пострадавшим при ЧС различного характера [1].

8

Тема 8. Основные направления безопасности жизнедеятельности.

 

Экологическая безопасность: сущность и содержание. Особенности ЧС экологического характера, глобальные экологических угрозы безопасности в современном мире. Способы противодействия экологическим опасностям и угрозам.

Информационная безопасность. Информационная безопасность человека в современном мире. Информационные войны, информационный терроризм. Безопасность человека в информационном пространстве.

Экономическая безопасность. Экономическая безопасность личности в условиях экономических кризисов. Экономические основы управления безопасностью. Экономический ущерб [1].

Раздел 2 «Первая медицинская помощь, профилактика заболеваний. Основные правила оказания первой медицинской помощи в ЧС» (практические занятия).

Основы учения о здоровье и о болезни. Первая медицинская помощь, ее значение, виды и методы; контроль эффективности ее оказания. Инфекционные болезни, их профилактика и противоэпидемические меры в очаге инфекции. Внутренние болезни, их профилактика и методы оказания первой помощи при заболеваниях. Первая помощь при травмах, профилактика детского и подросткового травматизма. Первая помощь пострадавшим при ЧС.

 

Теоретический материал, предлагаемый для изучения в каждой теме сопровождается материалами практической и самостоятельной подготовки. Данные виды работ являются обязательной и неотъемлемой частью курса дистанционной поддержки.

F:\Магистратура\статья мудл БЖ\задание для пр.занятия

Рис. 1. Пример задания для практического занятия

 

F:\Магистратура\статья мудл БЖ\задание для сам.работы

Рис. 2. Пример задания для самостоятельной работы

 

Примеры практических заданий и заданий для самостоятельной работы представлены на Рисунках 1 и 2. Большинство заданий, предлагаемых студентам, связано с формированием исследовательских и аналитических умений в области безопасности жизни человека. Также студентам предстоит выполнить ряд творческих работ, направленных на «понимание условий чрезвычайных ситуаций» и принятие решений действий при них. Задания для практик и самостоятельной работы представлены в каждой теме курса дистанционной поддержки. Качественное выполнение заданий по одной теме позволит студентам приступить к изучению последующей. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения практических заданий и самостоятельных работ «система автоматически блокирует» последующие темы для изучения.

Итоговая аттестация по курсу предполагает тестирование, представленное в системе. Тестирование включает вопросы схожие по структуре и сути с заданиями всероссийского Интернет-экзамена по безопасности жизнедеятельности для проверки остаточных знаний студентов. Таким образом, одновременно с оценкой знаний по предложенному курсу, студент может провести предварительное тестирование к Интернет-экзамену и/ или использовать его как тренировочный тренажер для подготовки к нему. Дистанционная поддержка очного курса «Безопасность жизнедеятельности» способствует самообразованию и расширению знаний студентов в области безопасности жизнедеятельности, а также способствует расширению общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений

2.                  / Соломин В. П., Абрамова С. В., Буйнов Л. Г., Громов Ю. В., Киселева Э. М., Макарова Л. П., Маликова Т. В., Малков С. П., Молодцова Е. Ю., Попова Р. И., Ребко Э. М., Станкевич П. В. Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.).

3.                  Дистанционная поддержка студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / Корнилова Е. С. — Молодой ученый. 2015. № 6.4 (86.4). С. 87–89

4.                  Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». http://umd.udsu.ru/Urovni_podgotovki/Primern_RP/bezop_zhizn.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения к ресурсу: 12.10.15)

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 — Педагогическое образование (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 788 от 22 декабря 2009 г.)

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционная поддержка, ситуация, безопасность жизнедеятельности, медицинская помощь, военное время, гражданская оборона, природная среда, природное происхождение, природный характер, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Применение ресурсов дистанционной поддержки Moodle в обучении студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Статья посвящена вопросу обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с помощью системы дистанционной поддержки на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru.

Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда»

В статье доказана актуальность использования дистанционной формы обучения студентами педагогических вузов по дисциплине «Охрана труда». По мнению авторов, следует использовать дистанционную форму обучения для качественной подготовки высококвалифициро...

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Применение электронного пособия «Знаки безопасности» для повышения качества обучения в области безопасности жизнедеятельности

Электронное учебно-методическое пособие «Знаки безопасности» способствует повышению качества обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»

В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Разработка комплекса дистанционного адаптивного контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Рассматривается подход с использованием информационных технологий, что поз-воляет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» за счет использования современных средств вычислите...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Применение сервиса LearningApps.org при обучении бакалавров педагогического образования

Статья посвящена рассмотрению проблеме использования интерактивных технологии в вузах для студентов-бакалавров педагогических специальностей. Выявлена и обоснована необходимость использования интерактивных технологий в образовательном процессе. А так...

Учебная платформа для выявления уровня подготовки обучающихся

На основе теоретических исследований была создана учебная платформа для выявления уровня подготовки обучающихся по дисциплине Информатика и ИКТ.

Похожие статьи

Применение ресурсов дистанционной поддержки Moodle в обучении студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Статья посвящена вопросу обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с помощью системы дистанционной поддержки на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru.

Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда»

В статье доказана актуальность использования дистанционной формы обучения студентами педагогических вузов по дисциплине «Охрана труда». По мнению авторов, следует использовать дистанционную форму обучения для качественной подготовки высококвалифициро...

Современные информационные технологиив обучении основам безопасности жизнедеятельности

Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет использования соврем...

Применение электронного пособия «Знаки безопасности» для повышения качества обучения в области безопасности жизнедеятельности

Электронное учебно-методическое пособие «Знаки безопасности» способствует повышению качества обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика в профессии»

В статье представлена авторская педагогическая разработка – Рабочая тетрадь «Математика в профессии» составлена для обучающихся по профессии 19601 «Швея», которые имеют интеллектуальные нарушения.

Разработка комплекса дистанционного адаптивного контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Рассматривается подход с использованием информационных технологий, что поз-воляет осуществить организацию дистанционного адаптивного мониторинга знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» за счет использования современных средств вычислите...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Применение сервиса LearningApps.org при обучении бакалавров педагогического образования

Статья посвящена рассмотрению проблеме использования интерактивных технологии в вузах для студентов-бакалавров педагогических специальностей. Выявлена и обоснована необходимость использования интерактивных технологий в образовательном процессе. А так...

Учебная платформа для выявления уровня подготовки обучающихся

На основе теоретических исследований была создана учебная платформа для выявления уровня подготовки обучающихся по дисциплине Информатика и ИКТ.

Задать вопрос