В данной статье рассматривается структура и содержание образовательной программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющую спортивно-техническую направленность и предназначенную для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: Адаптивный спорт, реабилитация, спортивные танцы на колясках, интеграция, социализация.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной образовательной программы дополнительного образования.
Программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющая спортивно-техническую направленность, предназначена для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их интеграции в общество, также как интеграцию через трудовую деятельность и образование. Занятие лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата физической культурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений.
Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, активно развивающийся в настоящее время во всём мире, включающий в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического равновесия лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие, именно в танце можно познать свой дух, своё тело, выразить своё настроение и эмоции в эстетической форме. При обучении спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать, что дети не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому задачи воспитательной работы включено: раскрытие и развитие возможностей у данной категории детей, и создание у них уверенности в собственных силах, что положительно сказывается на результатах реабилитации [4].
Спортивное направление танцев на колясках активно развивается в мире и, в частности, в России. Широкое распространение информация о спортивных танцах на колясках приобрела в современных средствах массовой информации, а также в специализированной литературе. Необходимо отметить, что на современной педагогической и инклюзивной арене практически отсутствует методическая литература по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках. Существующие программы по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках преимущественно носят частный характер. Необходимость создания соответствующей образовательной программы позволяет рассматривать проблему методического обеспечения детей спортивным танцам на колясках, как наиболее актуальную и новую.
В данной статье мы хотим подробно описать основные положения разработанной нами программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках».
Теоретико-методологическая основа использования спортивных танцев на колясках в процессе социализации:
1. Теоретические работы в области реабилитации по спортивным танцам на колясках (Лозко Е.П., Андреева Н.Г., Кукушкина С.Е., Алова Г.И., Седаков М.А.).
2. Общетеоретические разработки и практические приложения по спортивным танцам на колясках ( Рачицкая А.И., Васильев К.Б., Андреева Н.Г., Волкова И.В., Лозко Е.П., Кукушкина С.Е.).
3. Исследования в области вида адаптивного спорта спортивные танцы на колясках и применение их в учебном процессе ( Рачицкая А.И., Алова Г.И., Кукушкина С.Е., Шалаевская Ю.В.).
Цель программы: Социализация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и повышение их качества жизни через систему занятий спортивными танцами на колясках.
Задачи программы:
В основу разработки программы нами были положены задачи разработанные Евсеевым С.П. [2], Добряковым И.В., Щедриной Т.Г. [1].
Общие задачи:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
Специфические задачи:
- коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.;
- коррекция и развитие физической подготовленности – мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах;
- компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счёт сохранных функций в случае невозможности коррекции;
- профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно - сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
- коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;
- коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.;
- коррекция нарушений статики и локомоций путём последовательного разрешения вышеперечисленных задач, а также систематической тренировки равновесия тела, опороспособности конечностей, развития координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах
Принципы содержания программы.
Разработанная нами программа основывается на принципах АФК разработанных Шапковой Л.В. [5].
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип системности и последовательности в практическом овладении основами танцевального мастерства;
- принцип доступности подразумевает обучение движениям от простого к сложному, постепенное усложнение учебного материала;
- принцип наглядности, привлечение образного восприятия, использование показа;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;
- принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребёнком и его окружением, прежде всего с родителями.
Компоненты программы:
- ритмика – необходима для овладения простейшими ритмами, развитие координации движений;
- хореография – изучает основные позиции рук, корпуса, головы, основные танцевальные движения и фигуры спортивного танца;
- спортивные танцы – компонент, включающий латино-американскую программу и европейскую программу;
- техника владения спортивной коляски – основной компонент программы в состав, которого входит обучение свободному владению спортивной коляски;
- ОФП процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.
Ожидаемые результаты обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по программе
- использование в повседневной жизни, неформальной обстановке, в проведении досуга знания, умения и навыки, полученные во время обучения;
- активная позиция детей в различных мероприятиях коллектива: конкурсах, соревнованиях по спортивным танцам на колясках, фестивалях и т.д.;
- понимание детьми значения общеразвивающих упражнений и правильно выполнять упражнения общефизической подготовки;
- преодоление неуверенности в себе, выработка стремления к победе (в турнире, конкурсе, фестивале);
- формирование коммуникативных навыков, понятия о культуре общения и поведения в коллективе, расширение опыта социального взаимодействия;
- формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Виды контроля.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определённой системы проверки его функционирования. Данная проблема широко освещена в работах Шитиковой Г.Ф. [6], Курамшина Ю.Ф.[3].
Таблица 1
Виды контроля по периодам, с указанием задач и форм контроля
№ |
Вид контроля |
Задача |
Период |
Способы (формы) контроля |
1. |
Входной контроль |
Фиксация педагогом уровня усвоения материала прошлого года |
1 раз в год в начале учебного года |
Наблюдение на учебном занятии |
2. |
Предварительный контроль |
Анализ готовности к соревнованиям, конкурсам, фестивалям |
Перед выступлением на конкурсах, фестивалях, проверка готовности к данным мероприятиям |
Наблюдение, Открытый урок |
3. |
Текущий контроль |
Фиксация педагогом уровня усвоения изучаемой темы, результатов, четверти, полугодия |
По итогам изучаемой темы, четверти, полугодия |
Демонстрация индивидуальных достижений на учебных занятиях, в конце четверти, полугодия |
4. |
Промежуточный контроль |
Отслеживание роста исполнительского мастерства учащихся |
1 раз в год |
Соревнования, фестиваль, конкурс |
5. |
Итоговый контроль |
Подведение итогов на конец учебного года |
Май |
Итоговое занятие с фиксацией результатов за год |
Мониторинг качества освоения образовательной программы позволяет не только фиксировать результаты: знания, умения, навыки, но и в соответствии с полученными данными корректировать образовательную деятельность, выбор педагогом различных форм, методов и средств в работе с детьми имеющими ограничения в здоровье и нет [5].
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
- групповая форма обучения, при которой учащиеся получают теоретические и практические знания, навыки и умения имея возможность для закрепления изученного. Занятия ведут два педагога (один педагог ведёт занятие на спортивной коляске, другой стоя) – для демонстрации закрепления учебного материала, более целостного восприятии танцевальных фигур;
- самостоятельные занятия – занятия для самостоятельного закрепления навыков и умений танцевального мастерства;
- индивидуальная работа с учениками предусмотрена для подготовки их к фестивалям, конкурсам, соревнованиям.
Методы обучения.
Использование перечисленных ниже методов обучения способствует эффективной организации учебного процесса, побуждению обучающихся к деятельности продуктивного, творческого, поискового характера:
- наглядно-демонстративный метод включает в себя демонстрацию учителем или учениками упражнений, отдельных фигур, вариаций, посещений соревнований, фестивалей, с участием других спортивных коллективов, показ видеоматериалов;
- словесный метод включает в себя рассказ (об известных исполнителях, музыке, танцевальных образах и т.д.), описание (перечисление и раскрытие признаков характерных для того или иного движения), объяснение (изложение учебного материала, движения которого будут исполняться), беседа (диалогическая форма изложения и освоения учебного материала).
- объяснительно-иллюстративный показ танцевальных движений с объяснениями и комментариями;
- практический (упражнения – многократное повторение движений с целью формирования и совершенствование танцевальных умений и навыков);
- проблемно-поисковый метод включает в себя совместный с детьми поиск новых движений, перестроений, образов.
Результаты реализации программы.
Реализация программы позволила нам добиться следующих результатов и сформировать соответствующие выводы:
1. Программа дополнительного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата « Спортивные танцы на колясках» подтвердила свою рентабельность посредствам успешной организации и эффективной реализации учебного процесса. Основываясь на полученных результатах, программа была усовершенствована и утверждена на заседании педагогического совета ГБОУ ДОД ЦТТ.
2. Дополнительно к программе разработаны методические рекомендации для тренеров, педагогов по организации и проведению занятий по спортивным танцам на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Реализованная программа позволила нам разработать исследовательский проект (рабочее название проекта «Спортивные танцы на колясках как средство реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата») направленный на усовершенствование системы учебно-тренировочного процесса через занятия спортивными танцами на колясках.
4. Программа позволила объединить детей с ПОДА в среду детей, не имеющих отклонений в развитии через занятия спортивными бальными танцами.
5. Одним из основных показателей эффективности программы являются реальные результаты спортивных достижений детей обучающихся по программе. Достоверность показанных результатов подтверждается протоколами соревнований и дипломами.
Литература:
1. Добряков И.В., Щедрина Т.Г. Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / Под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004.-317 с.
2. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2-х томах / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
3. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
4. Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Лозко Е.П., Аксенова О.Э. Социализация и интеграция инвалидов опорно-двигательного аппарата с помощью адаптивного спорта, или о спортивных танцах «больных» людей «с ограниченными возможностями» / Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура» - СПб.: 2008. - №1 (33) с. 27 – 29.
5. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник/под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: советский спорт, 2009. – 608с.: ил.
6. Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учебно – методическое пособие / СПб ГАФК им.П.Ф. Лесгафта. – СПб.,1997. – 59 с.