Сравнительный анализ государственных и образовательных программ Монголии по физическому воспитанию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 11.04.2014

Статья просмотрена: 389 раз

Библиографическое описание:

Лхагвасурэнгийн А. Сравнительный анализ государственных и образовательных программ Монголии по физическому воспитанию // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 526-532. — URL https://moluch.ru/archive/64/10213/ (дата обращения: 19.12.2018).

Введение. Любое общество по-своему ставило перед собой и решало задачи по формированию личности с правильным физическим развитием. Формирование личности во многом зависит от врождённых личностных качеств, личных интересов, прилагаемых ею усилий, а также от социальной и природной среды и от характера обучения и воспитания. Следует подчеркнуть, что на формирование личности весьма сильное влияние оказывает окружающая ее природно-социальная среда. Что касается Монголии, то климат в данной стране резкоконтинентальный, времена года на обширной территории весьма своеобразны. К социальной среде следует отнести условия трудовой и социальной жизни людей, их традиции и обычаи, морально-этические нормы, юридическо-правовые условия и др.

В соответствии с глобализирующейся мировой тенденцией в Монголии эффективно осуществляется реформа в системе образования, что находит своё отражение и в физкультурном образовании.

В законе Монголии «Об образовании» указывается следующее: «цель образования в Монголии заключается в формировании гражданина с соответствующим духовным, моральным и физическим потенциалом, неукоснительно почитающим принципы гуманизма, умеющим самостоятельно учиться, работать и жить». Для претворения в жизнь указанной в законе цели образования главную роль призвана сыграть дисциплина «Физическая культура». И поэтому с первых дней начала формирования в Монголии системы образования физическая культура становится одной из основных учебных дисциплин.

Обсуждение. В связи с политическими изменениями, происходившими в Монголии, менялось и физкультурное образование, что отражалось в содержании дисциплины «Физкультура». Рассмотрим особенности физкультуры в разные периоды, выделенные в соответствии с рисунком 1.

Рис. 1. Периодизация изменений учебных программ по физической культуре в школах Монголии (с 1911 г. по настоящее время)

1-й этап. В результате национально-освободительного движения 1911 года было сформировано Правительство Автономной Монголии во главе с Богдо-ханом, усилиями которого до 1924 года был принят и реализован ряд мер, направленных на развитие культуры и образования. Уже в 1911 году была создана первая школа.

В 1925 году в Монголии была разработана первая учебная программа по физической культуре, главное содержание которой было направлено на правильное развитие детского организма в целом. В этой программе отмечалось, что для укрепления здоровья человека важными являются чистый воздух, солнечные лучи и телесные движения, в связи с чем необходимо, чтобы учащиеся вне школы ходили организованным строем, играли в различного рода национальные игры, такие как национальная борьба, бег и т. д., а также в зарубежные игры (большой и маленький мяч) и осваивали физкультурную науку — гимнастику.

Так, в 1926 г. в дисциплину «Физическая культура» были включены гимнастические и легкоатлетические упражнения, критерии их оценки и, соответственно, нормы и нормативы их выполнения.

В 1930 г. утверждена экспериментальная учебная программа «Физическое образование» (постановление № 57 Правительства Монголии).

В 1936 г. возникла необходимость обновления программ по физкультуре в связи с утверждением нормативов «Готовы к обороне страны и промышленности». Поэтому в 1937 г. для 1–4 класса общеобразовательной средней школы Министерство народного образования разработало новую программу по физической культуре.

В программе представлены следующие нововведения: ̶ разделение учебных тем по частям; ̶ продолжительность урока — 50 минут;  ̶ содержание программы в соответствии с рисунком 2.

Рис. 2. Содержание учебной программы по физической культуре в общеобразовательных школах Монголии (с 1937 г.)

2-й этап. За период с 1940 по 1960 гг. программа по физической культуре была обновлена дважды. В соответствии с разработанной в 1940 году новой учебной программой темы были разбиты на учебные часы. Так, например, бег — 16 часов, прыжок в длину — 15 часов и т. д.

В 1950 г. была организована объединенная спартакиада столичных общеобразовательных средних школ, в рамках которой проводились соревнования по таким видам спорта, как легкая атлетика, настольный теннис, волейбол, футбол, баскетбол и т. д.

В 1957 г. содержание обновлённой в пятый раз учебной программы по физической культуре включило в себя нормативы к значку «Готов к труду и обороне» (ГТО), утверждённые в 1952 году.

Для каждого класса в учебном плане были отражены уроки физической культуры в соответствии с рисунком 3.

Рис. 3. Содержание дисциплины «Физкультура» в общеобразовательной школе Монголии (1940–1960 гг.)

Нормативы ГТО сыграли важную роль в улучшении физического воспитания учащихся общеобразовательных средних школ. Организованные в масштабе всей страны данные мероприятия оказали ощутимое влияние на реализацию содержания дисциплины «Физкультура». Утверждённая в 1957 г. программа в систематизированном виде включала в себя многочисленные виды физкультурных упражнений, установленные для каждого класса нормативы, которые были обязательны для выполнения учащимися, помимо этого, общим содержанием программы предусматривалось преподавание в каждом классе легкой атлетики, гимнастики и лыжной подготовки.

Программа по физической культуре данного периода по своему содержанию мало чемотличалась от соответствующей учебной программы для советских школ того времени.

3-й этап. С 1961 года была создана единая физкультурно-воспитательная система. В учебной программе, действовавшей в период с 1961 по 1990 гг., были чётко определены цель и задачи дисциплины «Физкультура и здоровье», ее содержание, методика преподавания, а также критерии оценок знаний учащихся.

С 1963–1964 учебного года на физкультуру выделили по 2 часа в неделю, что было прогрессивным явлением для того периода исторического развития.

В соответствии со стратегическими задачами социалистического строительства в нашей стране перед учреждениями народного образования неоднократно ставились важные задачи претворения в жизнь решений очередных съездов Монгольской народно-революционной партии (МНРП) и указаний программы партии о дальнейшем улучшении содержания и качества обучения в общеобразовательной средней школе. В связи с этим, в содержание учебной программы по физической культуре, которая является одной из основ развития организма и улучшения физической подготовленности учащихся, в 1962, 1963, 1968 и 1972 гг. были внесены соответствующие изменения и дополнения.

В содержание данных программ были внесены в основном следующие тематические группы:

-          для 1–4 классов: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, лыжи, спортивные игры, режим дня;

-          для 5–10 классов: гимнастика, волейбол, лыжи, легкая атлетика, различные виды спортивных игр.

Начиная с этого времени, основное содержание учебной программы по физической культуре, главным образом, было акцентировано на развитие у учащихся силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, что имело важное значение в физическом воспитании подрастающего поколения.

4-й этап. В 1991 г. Великим Государственным Хуралом был принят пакет законов об образовании, что принесло образовательной системе страны значительные изменения. Система образования впервые признала существование частного сектора. С начала 1990-ых гг. в данную область начинают внедряться новые понятия, и естественно, новые термины, которые их обозначают. Так, например, появилось понятие и термин «куррикулум».

В первое время учёные по-разному толковали данное понятие, однако, сошлись в том, что это, в некотором роде, есть учебная программа.

Содержание стандартов было разделено на две категории (КАТ):  ̶ КАТ1 — движения;  ̶ КАТ2 — физические качества.

Понятие «цели и задачи» было заменено понятием «компетенции».

Между 1991–1998 годами данная дисциплина носила название «Физическая культура и здоровье».

В утверждённой в 1998 году учебной программе «Физкультура и здоровье» на изучение данной дисциплины во всех классах отводилось по 64 часа учебного времени, в связи с чем дисциплину «Здоровье» вели учителя-физкультурники.

Начиная с 1998–1999 учебного года, рассматриваемая программа стала называться «Ядровая программа по дисциплине «Физическая культура и здоровье»».

Учебная программа по физической культуре, утверждённая в 1998 году, была разработана таким образом, чтобы данную дисциплину изучали все учащиеся I, II и III медицинских категорий. Содержание же учебной программы учитывало особенности здоровья детей каждой группы, в связи с чем в нём были установлены начальный, средний и продвинутый уровни. В соответствии с законом об образовании содержание учебной программы по физической культуре включало в себя все мероприятия по укреплению здоровья и организма учащихся в комплексном виде.

Для того, чтобы систематически совершенствовать физический рост и развитие организма учащихся, в данную программу включены такие виды спорта как гимнастика, легкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, национальная борьба, футбол, художественные и танцевальные упражнения, аэробика, а также упражнения с гантелями и гирями.

Одной из особенностей новой учебной программы явилось также то, что 75 % всех уроков обязательны для преподавания, остальные же 25 % можно преподавать при помощи учебных материалов, которые разработаны самими учителями с учётом местных условий и возможностей, а также особенностей своей школы

С 2000 года в обучении физкультуре в детских садах, общеобразовательных средних школах и вузах происходили значительные изменения и преобразования.

С 2001 года разрабатывался новый стандарт по дисциплине «Физическая культура», в связи с чем вводятся такие новые термины как «стандарт по физкультурному образованию», «куррикулум», «тематическая разработка», «ядровая программа», «компетенция», «оценочный стандарт», «стандарт содержания», «методологическое развитие» и т. д.

В утверждённом в 2001 году «Стандарте по физкультурному образованию для начального и среднего образования» понятие «куррикулум» определялось как директивный документ, характеризующий систему деятельности, включающей в себя цели, задачи, содержание, методику и оценивание, определенные в соответствии с действующими образовательными стандартами. С другой стороны, куррикулум — это гибкий генеральный план руководства учебной деятельностью, который имеет органическую структуру.

В 2003 году завершилась разработка стандарта по физкультурному образованию, который в 2004 году официально издавался и начинал реализовываться в экспериментальном порядке.

Данный стандарт представлял собой документ, который не только перечислял перечень знаний и умений, которыми должны были овладеть учащиеся, но и определял минимальные требования к услугам, которые должны были оказываться в рамках привития физической культуры.

В связи с переходом общеобразовательной школы на 11-летнее обучение в 2005 году осуществлялось обновление стандарта по физкультурному образованию, в результате чего перешли к реализации отдельных стандартов для каждого образовательного уровня: начального, среднего и базового образования.

В 2005 г., исходя из стандарта дисциплины «Физкультура», учебного плана переходного периода, а также рамок содержания, был разработан куррикулум по физической культуре в строгом соответствии с таким опорным принципом физического воспитания, как поступательный прогресс от легкого к трудному, от простого к сложному. Программа также рекомендовала: для формирования у учащихся комплексных компетенций правильно и оптимально выбирать направленные на их развитие учебные методы, тренировочные упражнения, примерные задания и методику оценивания их умений и навыков. В программе указывалось, что годовой куррикулум, куррикулум по тематической группе, а также по самостоятельному уроку могут иметь составные части согласно рисунку 4.

Рис. 4. Структура куррикулума дисциплины «Физкультура» (2005 г.)

Цель уроков заключалась в улучшении физической подготовленности учащихся, привитии им координации движений и развитии их физических качеств.

Программа также диктовала, что содержание данной дисциплины должно состоять из деятельности, направленной на привитие учащимся технических действий по исполнению упражнений, преподаваемых в рамках категории «действия», и на развитие у них таких физических качеств, как скорость, сила, гибкость, смекалка и выносливость.

В том же году разрабатывался официальный документ под названием «Рамки содержания дисциплины «Физическая культура» для 11-летней школы», который был утвержден приказом директора Института образования при Министерстве образования, культуры и науки и внедрен в учебный процесс.

В связи с внесением Великим Государственным Хуралом Монголии некоторых дополнений и изменений в Закон об образовании с 2008–2009 учебного года общеобразовательная средняя школа перешла на 12-летнее обучение и дети в первый класс стали поступать с 6-летнего возраста. Новая правовая среда потребовала разработки новой экспериментальной учебной программы по физической культуре для учащихся 1 класса, т. е. для детей-шестигодников.

Когда в 2008 году средняя школа начала исторический переход на 12-летнее обучение, для каждого класса была разработана учебная программа по физической культуре, которая и в настоящее время придерживается в масштабе страны.

Самая последняя в хронологическом плане учебная программа по физической культуре была разработана в рамках работ по реализации решений Великого Государственного Хурала, принятых в 2006 году, о переводе общеобразовательной средней школы на систему 12-летнего обучения и данная программа начала действовать с 2010/2011 учебного года.

При обновлении содержания учебной программы по физической культуре, осуществленном в 2011 г., строго учитывались не только особенности происходившей в то время социально-экономической реформы, в том числе реформы в области образования, но и глобальные изменения, происходившие в научном и технологическом развитии страны. Поэтому для осуществления реформы в стандартах начального и среднего физкультурного образования предпринимались шаги следующего содержания. А именно:

–                     в рамках национальной программы повышения качества начального и среднего образования разрабатывался и реализовывался специальный проект;

–                     осуществлялась целенаправленная работа по разработке, экспериментированию и совершенствованию учебной программы для каждого класса общеобразовательной средней школы;

–                     установлены и разработаны рамки содержания учебной программы для каждого класса;

–                     с опорой на концепцию обновления стандартов и куррикулумов для начального и среднего образования вновь была определена концепция физкультурного образования.

Факторы, оказывающие влияние на реализацию содержания представлены на рисунке 5. Для полной и качественной реализации содержания обучения данные факторы следует учитывать в комплексном виде. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фактически отсутствуют работы, в которых представлена целостная характеристика содержания физического воспитания в школе, его оздоровительное проявление и процедура реализации.

Рис. 5. Факторы, оказывающие влияние на содержание обучения

Использование физической культуры во всем многообразии ее оздоровительного потенциала до настоящего времени не получило полноценного отклика в научных исследованиях. В теории и практике физического воспитания недостаточно раскрыты содержательно-процессуальные возможности физической культуры, дифференцированный подход в физическом воспитании школьников с учетом их физкультурных, спортивных интересов, уровня здоровья, особенности личности [14].

Однако результаты различных исследований свидетельствуют о том, что 40 % детей подросткового возраста не достигли должного уровня физического развития, каждый третий юноша призывного возраста страдает той или иной болезнью, а у каждого пятого — слабый организм. Наряду с этим, проверка реализации стандартов по физической культуре, осуществленная в общеобразовательных средних школах, показывает, что учебная среда, обеспечение учебным оборудованием, использование спортивных залов и площадей находятся в сильно запущенном состоянии. В прогрессирующем развитии у учащихся силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, а также в формировании физически здоровых граждан в целом неоценимо важную роль играет дисциплина «Физическая культура», научно-обоснованная методика преподавания физических упражнений.

Количество учащихся, охватываемых в одночасье уроком физкультуры, в 2–3 раза превышает проектную мощность спортивного зала, вследствие чего наносится большой ущерб здоровью и личным интересам учащихся. Например, в некоторых школах нет необходимых спортивных снарядов кроме нескольких мячей, матрацев и деревянных коней, более того, существует множество школ, которые не имеют своего спортивного зала. Помимо этого, многие школы на своих спортивных площадках не создают соответствующих условий для спортивно-физкультурных занятий, вследствие чего, площадки отдаются в аренду под автогаражи или, в лучшем случае, под каток.

Совместным приказом министра Образования и науки, министра социальной защиты и труда и министра финансов необоснованно урезаны часы, отводимые на внеклассные секции и кружки, организуемых в общеобразовательных средних школах, что является нарушением государственной политики, согласно которой учебный процесс по привитию физкультурного воспитания должен осуществляться беспрерывно и преемственно. Результаты проведенного нами исследования показывают, что согласно стандартам по дисциплине «Физическая культура» в средних школах должны обучать таким новым видам спорта как регби, ринго и танцы, традиционным видам спорта как лыжи, коньки, национальная борьба, конный спорт, стрельба из лука и т. д., однако в некоторых высших учебных заведениях, готовящих учителей физической культуры некоторые виды из вышеназванных видов спорта просто не преподаются.

Заключение. С учетом результатов анализа социально-педагогических компонентов, полученных учёными разных стран, можно выделить не только количественные характеристики (объём двигательной активности, временной объём локомоций, интенсивность педагогических воздействий, соотношение содержания и нагрузки), но качественные стороны (мотивы, потребности, интересы и характер) взаимодействия учителя и ученика.

В совокупности они позволяют спроектировать и реализовать учебные программы физического воспитания школьников, включающие следующие компоненты педагогической практики:

–                     виды физкультурно-спортивной деятельности;

–                     средства и методы обучения, воспитания и развития двигательных качеств;

–                     содержание занятий;

–                     структурные элементы учебно-воспитательного процесса и занятий;

–                     материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

–                     управленческие принципы организации физического воспитания школьников, контроля эффективности педагогических воздействий и удовлетворения потребностей учащихся и педагогов [107].

В заключение следует отметить, что в учебной программе по физической культуре для общеобразовательных средних школ имеется ряд недостатков, хотя ее содержание более или менее соответствует интересам и потребностям учащихся. Исходя из результатов исследования, мы приходим к выводу о том, что при определении структуры и типа общеобразовательной средней школы необходимо менять методы и формы организации учебного процесса, учитывать особенности разных регионов, среднюю учебную нагрузку для учащихся, рассматривать вопросы, связанные с обеспечением учебной и материальной средой, а также повышением качества обучения и оказанием образовательных услуг и т. д.

С давних времени содержание данной дисциплины подвергалось многократным изменениям и дополнениям в соответствии с развитием общества и реформами, осуществлявшимися в системе образования, причём оно конкретным образом успешно реализовалось на каждом из этапов исторического развития страны.

Выявление факторов, оказывающих влияние на реализацию содержания программы, подтвердило необходимость в системе физкультурного образования нашей страны разработки региональных образовательных программ для школьников, проживающих в различных аймаках Монголии.

Литература:

1.         Алтанцэцэг. Л. Разработка региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов морфо-функционального развития и физической подготовленности школьников различных аймаков Монголии.//Л. Алтанцэцэг. Теория и практика физической культуры — М., 2013, № 8. — С 21

2.         Алтанцэцэг Л.” Теория и методика физического воспитания” 2-ое издание, 62 п.л, УБ., 2011. 423 с.

3.         Закон об образования: офиц. текст.- Улан-Батор.: Адмон, 2008. ˗ 16 с

4.         Лхагвасурэн Г. Биеийн тамирын түүх — Улан-Батор.: 2000. — 350 х.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, учебная программа, физкультурное образование, Монголия, школа, легкая атлетика, дисциплина, программа, физическое воспитание, класс.


Похожие статьи

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Легкая атлетикаспортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни.

Легкая атлетикаспортивно-педагогическая дисциплина...

Легкая атлетикаспортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): легкая атлетика, здоровый образ жизни, повседневная жизнь, социальное благополучие, физическая культура, физическое...

Народные спортивные игры как эффективное средство...

Материалы статьи содержат результаты констатирующего этапа эксперимента по внедрению и апробации программы по физической культуре в 5 классе с применением народных спортивных и подвижных игр в уроке.

Преподавание предмета «Физическая культура»

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры.

Формы организации работы по физической культуре и спорту

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод.

Преподавание физической культуры, как самостоятельного предмета, в школе проводится согласно учебному плану — 68 академических часов в год (по...

Формирование физической культуры студентов

Учебная программа разработана в соответствии с типовой программой по дисциплине «Физическая культура (2014) с учетом наличия материально-технической базы академии и профессионального опыта преподавательского состава [2].

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

физическое воспитание, спортивная культура, физическая культура, общеобразовательная школа, культура спорта, урок физкультуры, игра, школа, Ливан, командный вид спорта.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Ключевые слова: технология дифференцированного физкультурного образования, Иркутский государственный университет, физическая культура, учебный процесс. Общее (непрофессиональное) физкультурное образование студентов является обязательным...

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее воздействие, силовая выносливость, физическая культура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Легкая атлетикаспортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни.

Легкая атлетикаспортивно-педагогическая дисциплина...

Легкая атлетикаспортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): легкая атлетика, здоровый образ жизни, повседневная жизнь, социальное благополучие, физическая культура, физическое...

Народные спортивные игры как эффективное средство...

Материалы статьи содержат результаты констатирующего этапа эксперимента по внедрению и апробации программы по физической культуре в 5 классе с применением народных спортивных и подвижных игр в уроке.

Преподавание предмета «Физическая культура»

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры.

Формы организации работы по физической культуре и спорту

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод.

Преподавание физической культуры, как самостоятельного предмета, в школе проводится согласно учебному плану — 68 академических часов в год (по...

Формирование физической культуры студентов

Учебная программа разработана в соответствии с типовой программой по дисциплине «Физическая культура (2014) с учетом наличия материально-технической базы академии и профессионального опыта преподавательского состава [2].

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

физическое воспитание, спортивная культура, физическая культура, общеобразовательная школа, культура спорта, урок физкультуры, игра, школа, Ливан, командный вид спорта.

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Ключевые слова: технология дифференцированного физкультурного образования, Иркутский государственный университет, физическая культура, учебный процесс. Общее (непрофессиональное) физкультурное образование студентов является обязательным...

Метод круговой тренировки как эффективное средство повышения...

круговая тренировка, упражнение, физическое воспитание, основная часть урока, Урок, легкая атлетика, максимальный тест, общее воздействие, силовая выносливость, физическая культура.

Задать вопрос