Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в Иркутском Государственном Университете на основе применения технологии дифференцированного физкультурного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 09.12.2015

Статья просмотрена: 361 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, А. Ю. Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в Иркутском Государственном Университете на основе применения технологии дифференцированного физкультурного образования / А. Ю. Колесникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9209/ (дата обращения: 20.04.2024).

 

Описывается и анализируется современная технология педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура», применяемая в Иркутском государственном университете. Особенностями данной программы является гуманистическая ориентация педагогического процесса на основе предоставления студентам права свободы выбора содержания физкультурно-спортивной деятельности и дифференцированного определения меры индивидуальных физических нагрузок в зависимости от уровня их физических кондиции и мотивации деятельности.

Ключевые слова: технология дифференцированного физкультурного образования, Иркутский государственный университет, физическая культура, учебный процесс.

 

Общее (непрофессиональное) физкультурное образование студентов является обязательным компонентом образования и отражает главные функции физической культуры общества. Вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре позволяет решить технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО) [6].

ТДФО это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства [3].

Основные положения ДФО:

  1.                Гуманистическая ориентация педагогического процесса на основе предоставления студентам права свободы выбора содержания физкультурно-спортивной деятельности и дифференцированного определения меры индивидуальных физических нагрузок в зависимости от уровня их физических кондиции и мотивации деятельности.
  2.                Оптимальное использование возможностей вариативного компонента содержания физкультурного образования при выполнении требований государственного образовательного стандарта.
  3.                Усиление образовательной направленности занятий по дисциплине «Физическая культура» с целью подготовки специалистов к здоровьесберегающей деятельности.
  4.                Гибкая комплексная система оценки успешности обучения.
  5.                Гумманизация и демократизация педагогических отношений.

Для реализации вышеизложенных положений нами разработана программа по дисциплине «Физическая культура» на основе технологии дифференцированного физкультурного образования для студентов Иркутского государственного университета (ИГУ).

Дисциплина «Физическая культура» реализуется в соответствии с Порядком проведения дисциплин (модулей) по физической культуре для обучающихся по программам бакалавриата и специалитета в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» на кафедре физкультурно — оздоровительного центра (ФОЦ), на основании ФГОСТ ВО:

1)                 Базовая часть Блока 1 «Физическая культура» (включает теоретический материал) не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы).

2)                 Элективные курсы по физической культуре в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Базовый блок.

Теоретический материал предусматривает овладение студентами объемом научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умением их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, организации здорового образа жизни и освоением комплекса ГТО при выполнении учебной, профессиональной, общественной и социальной деятельности. В дальнейшем теоретические сведения детализируются и закрепляются в углубленном освоении учебного материала при самостоятельной работе студентов, что дает возможность выбора путей реализации своей физической активности не только во время обучения в университете, но и позволяет вооружить его знаниями на последующий период жизни.

Элективный курс.

Учебный материал учитывает физкультурно-спортивные интересы и способности студентов, обеспечивая взаимообусловленность мотивационных и инструментальных составляющих физкультурно-спортивной деятельности, творческих возможностей каждой личности, направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, овладение методами и средствами деятельности в сфере физической культуры и спорта, приобретение личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Т ДФО предполагает три ступени дифференциации

  1.                Внешняя профильная (поточная: факультет, курс) дифференциация по физкультурно-спортивным интересам студентов позволяет выделить группы специализаций по видам спорта (их количество зависит от ресурсных возможностей вуза и контингента студентов).
  2.                Внутренняя профильная (группа) дифференциация по четырем индивидуальным направлениям самосовершенствования (их количество определено исходя из основных направлений в освоении ценностей физической культуры, выделенных В. И. Столяровым, И. М. Быховской, Л. И. Лубышевой).
  3.                Внутренняя уровневая (группа) дифференциация, позволяющая выделить три основные группы студентов согласно уровню физических кондиций и уровню мотивации деятельности (готовность к обучению).

На основании результатов медицинского обследования и контрольного тестирования студенты, для проведения практических занятий, распределяются по отделениям: основное, специально-медицинское, спортивное и освобожденные студенты.

Основное отделение — зачисляются студенты, которые по результатам медицинского осмотра определены в подготовительную и основную медицинские группы. Для студентов, отнесенных к основной медицинской группе, имеющих хорошую физическую подготовленность, проявляющих интерес и способности к занятиям спортом, организовано проведение занятий на основе одного из видов спорта — легкая атлетика, оздоровительная аэробика, лыжные гонки.

Специально-медицинское отделение — зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования студенческой поликлиники в специальную медицинскую группу или на основании справки о состоянии здоровья по месту жительства.

Спортивное учебное отделение — группы формируются по видам спорта (системам физических упражнений) с учетом пола, в них зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание заниматься одним из видов спорта, имеющие не ниже II спортивного разряда по виду спорта.

Количество и спортивный профиль учебных групп определяется администрацией университета и кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей.

Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок или временно освобожденные — зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.

Перевод студентов из одного учебного отделения (или учебных групп по видам занятий основного отделения) в другое, осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года Перевод студентов в специально-медицинское учебное отделение может проводиться в любое время учебного года по медицинскому заключению и состоянию здоровья.

 

В конце каждого семестра студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу по Элективному курсу по физической культуре допускаются до сдачи зачета по Физической культуре.

Студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, выполняют требования контроля теоретического и методико-практического разделов содержания учебного материала и контрольные упражнения, отражающие профессионально-прикладную физическую подготовленность.

Студенты, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья, выполняют требования контроля по теоретическому и методико-практическому разделам содержания учебной деятельности.

Проверка усвоения теоретического материала по Физической культуре проводится в форме ответов на контрольные вопросы в устной или письменной форме. Контрольные вопросы оформлены в виде билетов и тестов, разработанных и утвержденных ФОЦ ИГУ.

Зачет у студентов принимают преподаватели, закрепленные за учебными группами. Отметка о зачете вносится в ведомость факультета и зачетную книжку студента, с баллами, согласно положения о балльно-рейтинговой системе ИГУ.

В структурировании учебного материала прослеживается нетрадиционная логика, а именно: от частного к общему, а затем — к особенному. Она предполагает выделение приоритетов личности в сфере физической культуры, то есть осознание молодыми людьми своего физического «Я» (диагностика и сопоставление со стандартами, нормами, моделями); выбор и реализация индивидуальных направлений самосовершенствования (на основе полученных знаний, умений и навыков с учетом ценностных ориентаций и психофизических способностей).

Выделение приоритета физкультурно-спортивных интересов и способностей студентов позволяет в процессе физкультурного образования сориентировать их на осознанное, значимое и действенное освоение общечеловеческих ценностей физической культуры. [5]

Кроме того, согласно учету закономерностей познавательно-практической деятельности программой предусматривается большая по объему методико-практическая подготовка студентов, являющаяся деятельностной основой физической культуры личности и позволяющая самостоятельно (согласно интересам) использовать ее средства, методы и формы в целях самообразования, самосовершенствования.

Критерием успешности усвоения учебного материала выступает комплексная оценка за семестр, определяющаяся в зависимости от прироста результата, теоретических знаний, стабильности посещений занятий, умением осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Таким образом, главными отличительными особенностями планирования и организации разработанной нами программы являются:

  1.                Использование возможностей вариативного компонента содержания физкультурного образования в плане введения специализаций по видам спорта на основе дифференциации физкультурно-спортивных интересов студентов и усиления личностно значимой образовательной направленности занятий с целью подготовки перехода к физкультурному самообразованию.
  2.                Разработка технологии дифференцированного физкультурного образования студентов на основе подбора средств, методов и форм адекватного педагогического воздействия для групп студентов с разным уровнем готовности к обучению.
  3.                Обеспечение инструктивно-консультативного подхода к студентам, строящегося на основных положениях педагогики сотрудничества.
  4.                Использование нетрадиционных форм организации занятий.
  5.                Гибкие критерии оценок по всем разделам программы, стимулирующие творческую активность студентов.

 

Литература:

 

1.                  Баранов В. А. Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов / А. В. Баранов // Социально-экономические явления и процессы. — № 3–4. — 2011.

2.                  Макаридин Д. Н. Дифференцированное физкультурное образование учащихся 10–11 классов общеобразовательной школы в зависимости от обученности и уровня развития физических способностей: дис. …канд. пед. наук / Д. Н. Макаридин. — Тюмень, 1999. — 191 с.

3.                  Никитина А. А. О сущности дефиниции «Физическая культура» в физическом воспитании студентов / А. А. Никитина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — № 5. — 2006.

4.                  Румянцева, Н. Л. Проблема здоровья в высшем образовании / Н. Л. Румянцева // Культура физическая и здоровье. 2008. — С. 13–16.

5.                  Скляров С. В. Формирование культуры здоровья студентов вуза в процессе общего физкультурного образования: дис. …канд.пед.наук / С. В. Скляров. — Белгород, 2010. — 224 с.

6.                  Чермит К. Д. Роль образовательных учреждений в формировании базовой физической культуры людей и развития массовых форм деятельности в области физической культуры и спорта / К. Д. Чермит, Н. К. Куприна, О. И. Исаков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. № 4. — 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, вид спорта, дифференцированное физкультурное образование, студент, учебный материал, состояние здоровья, Иркутский государственный университет, педагогический процесс, теоретический материал, физкультурно-спортивная деятельность.

Ключевые слова

физическая культура, учебный процесс, технология дифференцированного физкультурного образования, Иркутский государственный университет

Похожие статьи

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья...

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

физическая культура, студент, занятие, физическое воспитание, зачетно-экзаменационная сессия, молодой организм, повышение уровня, физическая культура личности, физкультурная деятельность, внешняя среда.

Теоретическое обоснование инновационного содержания...

физическая культура, учебный процесс, технология дифференцированного физкультурного образования, Иркутский государственный университет. Похожие статьи.

Теория и методология обучения физической культуре...

– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; – обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности...

Преподавание предмета «Физическая культура» | Молодой ученый

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся.

Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах...

Ключевые слова: эффективность процесса, физическое воспитание, физкультурно-спортивная деятельность, студенты.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

физическая культура, студент, зачетно-экзаменационная сессия, физическое воспитание, занятие, физическая культура личности, физкультурная деятельность.

Особенности формирования профессиональной компетентности...

физкультурный профиль, образовательный процесс, физическая культура, игра, подход, качество подготовки студентов, дисциплина, высшее профессиональное образование...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

физкультурно-оздоровительная технология, экспериментальная группа, показатель, физическое состояние, образовательный процесс, физическое развитие, физическая культура, контрольная группа...

Похожие статьи

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья...

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

физическая культура, студент, занятие, физическое воспитание, зачетно-экзаменационная сессия, молодой организм, повышение уровня, физическая культура личности, физкультурная деятельность, внешняя среда.

Теоретическое обоснование инновационного содержания...

физическая культура, учебный процесс, технология дифференцированного физкультурного образования, Иркутский государственный университет. Похожие статьи.

Теория и методология обучения физической культуре...

– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; – обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности...

Преподавание предмета «Физическая культура» | Молодой ученый

4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся.

Элективные курсы по физическому воспитанию в вузах...

Ключевые слова: эффективность процесса, физическое воспитание, физкультурно-спортивная деятельность, студенты.

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

физическая культура, студент, зачетно-экзаменационная сессия, физическое воспитание, занятие, физическая культура личности, физкультурная деятельность.

Особенности формирования профессиональной компетентности...

физкультурный профиль, образовательный процесс, физическая культура, игра, подход, качество подготовки студентов, дисциплина, высшее профессиональное образование...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

физкультурно-оздоровительная технология, экспериментальная группа, показатель, физическое состояние, образовательный процесс, физическое развитие, физическая культура, контрольная группа...