Преподавание предмета «Физическая культура» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 2665 раз

Библиографическое описание:

Рахматов А. А. Преподавание предмета «Физическая культура» // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 743-745. — URL https://moluch.ru/archive/86/16190/ (дата обращения: 16.07.2018).

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего профессионального образования в области физической культуры. Ее возникновение связано с реформированием системы образования в стране, необходимостью радикально повысить результативность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в учреждениях общего образования — общеобразовательной школе, гимназии, лицее, колледже и др.

Долгое время в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры учебный предмет «Теория и методика физического воспитания» изучался совместно с другими спортивно-педагогическими дисциплинами (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание и др.), включающими методику их преподавания. При этом первая дисциплина рассматривалась в качестве формирующей профессионально-педагогический облик специалиста — педагога физической культуры. Существовало убеждение, что функции теории и методики обучения предмету «Физическая культура» выполняла теория и методика физического воспитания.

Реформы образования закрепили образовательную направленность физической культуры. Предмет «Физическая культура» приобрел статус области образования, которая может быть реализована в практике путем преподавания различных, даже альтернативных, учебных курсов, предметов. Одновременно повысились требования к уровню подготовки физической культуры, особенно в отношении его дидактической компетентности.

В этих условиях возникла потребность в создании целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура», который не повторяет содержания курса теории и методики физического воспитания и спорта, а углубляет и расширяет научно-теоретическую и практическую подготовку педагога физической культуры, дополняет цикл дисциплин предметной подготовки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

Физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности:

1)      учебный предмет «Физическая культура»;

2)      физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

3)      спортивно-массовая работа;

4)      физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации в высших учебных заведениях. Программой регламентируются: объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые выносятся на итоговую государственную аттестацию Государственным образовательным стандартом РФ.

Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной деятельности в единый процесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокупности с тем, что предмет выступает как инвариантная область образования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофизического состояния студентов. Все это обусловливает потребность данной дисциплины базироваться на современных теории и методике обучения.

Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания значительно отличается от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и средства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.

Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств личности в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.

Базовые (теория физической культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, физических упражнений; биомеханика; спортивная метрология; информатика и др.) и смежные(методика физического воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и методикой обучения предмету «Физическая культура» получили значительное развитие.

Разработаны альтернативные концептуальные подходы к обновлению этой области образования. Накоплен фактический материал по проблеме теории и методики урока физической культуры. Возрастают потребности общества и формирующейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности составляет объективные и субъективные предпосылки для создания теории и методики обучения предмету «Физическая культура».

Курс теории и методики обучения предмету «Физическая культура» может быть представлен как единство двух составляющих: дидактики и методики преподавания предмета «Физическая культура».

В педагогической литературе эти два понятия — предметная (частная) дидактика и методика преподавания –анализируются с различных позиций. Одни ученые их не разделяют, считая синонимами; другие отмечают сравнительно большую практическую направленность методик; третьи полагают, что предметные методики не отражают полноты самой науки, которую они представляют. Те, кто идентифицируют частные дидактики с методиками преподавания, исходят из общности объекта исследования обеих наук — обучения. Это верно, процесс обучения пронизывает содержание и дидактики, и методики. В одном случае акцент переносится на научно-теоретический, методологический аспекты, в другом — на научно-методический, технологический, процессуально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем, вне сферы методики остаются и многие проблемы, составляющие научно-теоретическую и методологическую основу физической культуры. Они входят в содержание частной дидактики — теории образования. В таком понимании дидактику (или теорию образования) предмета «Физическая культура» можно рассматривать как часть двух отраслей педагогической науки — общей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение по данной дисциплине. В этом случае методика физической культуры — раздел общей методики и методики физического воспитания, представляющий науку о закономерностях преподавания и учения по предмету «Физическая культура».

Предмет теории образования (дидактики) по физической культуре включает следующие вопросы:

-        место, значение, функции, цель физической культуры в содержании образования;

-        содержание предмета;

-        дидактические процессы, дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества;

-        разработка педагогических технологий.

Предмет методики преподавания физической культуры — взаимодействие преподавания и учения, ориентированное на достижение целей и задач дисциплины:

-        выбора оптимальных, соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;

-        программирования учебно-воспитательного процесса;

-        организации непосредственного взаимодействия процессов преподавания и учения;

-        оценки и анализа результатов взаимодействия преподавателя и учащихся и разработки рекомендаций для очередных дидактических циклов.

Содержание предмета «Методика физической культуры» состоит из разработки на базе достижений частной дидактики теории образования и общих закономерностей физического воспитания дидактических систем дисциплины, отражающих специфику регионов страны, субъектов Федерации и отдельных групп учащихся и их реализации, что является функцией педагогической технологии.

Цель теории и методики обучения предмету «Физическая культура» — исследование путей формирования у студентов методических навыков и умений.

Отсюда теория и методика обучения предмету «Физическая культура» — это совокупность знаний частной дидактики и методики преподавания физической культуры. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс.

Цель дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» — формирование у студентов знаний основ теории и методики обучения физической культуре и применение их в своей профессиональной деятельности.

В преподавании дисциплины теория и методика обучения предмету «Физическая культура» решается комплекс педагогических задач:

-         показать с научных позиций становление, состояние и развитие теории и методики обучения физической культуре;

-         раскрыть значение, роль и место теории и методики обучения физической культуре в познании общепрофессиональных дисциплин;

-         способствовать формированию научного мировоззрения и критического мышления;

-         содействовать повышению общей педагогической культуры, расширению умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и спорта.

В результате обучения и воспитания студенты должны знать:

-        историю становления теории и методики обучения физической культуре, ее интегрирующую роль и место в дисциплинах направления «Физическая культура»;

-        понятийный аппарат теории и методики обучения физической культуре;

-        методологию обобщающих теоретических исследований по проблематике физической культуры и спорта;

-        научно-методические, программно-нормативные основы системы физического воспитания;

-        средства, методы и формы физической культуры и спорта;

-        теорию и технологию обучения двигательным действиям и воздействие физических упражнений на развитие личности.

-        Уметь:

-        организовывать и проводить учебные занятия по физической культуре;

-        способствовать развитию профессиональных, экстремальных, технических видов спорта;

-        применять эффективно принципы, методы, средства спортивной тренировки;

-        осуществлять оздоровительные и рекреационные формы физической культуры;

-        воспитывать психологические качества средствами и методами физической культуры и спорта;

-        совершенствовать профессиональное мастерство специалистов-педагогов физической культуры и спорта;

-        организовывать и проводить научную деятельность в области физической культуры и спорта.

Дисциплина «Теория и методика обучения физической культуре» является составной частью социально-гуманитарного образования, общекультурной и профессиональной подготовки студента. Она направлена на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач, обеспечения всесторонней подготовленности личности студента. В процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения физической культуре» студенты углубляют свои знания в области теории и методики обучения физической культуре и учатся творчески использовать полученные знания в процессе своей жизни и профессиональной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, методика обучения, физическое воспитание, предмет, Теория, Методика, учебно-воспитательный процесс, методика преподавания, дисциплина, Государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре...

Концептуальным для содержания теории и методики преподавания дисциплин является раскрытие методологии. Это вызвано современными требованиями к подготовке подрастающего поколения в области физической культуры.

О методике организации уроков физического воспитания

физическое воспитание, физическая культура, метод обучения, учитель, учебно-воспитательный процесс, решение задач обучения, принцип, метод преподавания, метод демонстрации, актуальная проблема.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

Организация особенностей преподавания предмета...

Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курашнина.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, учебное заведение страны

Преподавание предмета «Физическая культура».

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Использование метода проектов на уроках физической культуры...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников.

Подготовка студентов к уроку физической культуры

двигательное действие, физическая культура, начало обучения, подготовительная работа, подготовительный этап, учебно-воспитательный процесс, учебный материал, этап.

Требования к современному уроку физической культуры...

двигательное действие, физическая культура, выполнение движения, действие, формирование, учебно-воспитательный процесс, собственный опыт, работа, проблемный диалог, этап обучения.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Физическая культура как учебная дисциплина решает обучающие, воспитательные и оздоровительные задачи. Реализация этих задач должна обеспечить психофизическую готовность студентов к более качественной профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре...

Концептуальным для содержания теории и методики преподавания дисциплин является раскрытие методологии. Это вызвано современными требованиями к подготовке подрастающего поколения в области физической культуры.

О методике организации уроков физического воспитания

физическое воспитание, физическая культура, метод обучения, учитель, учебно-воспитательный процесс, решение задач обучения, принцип, метод преподавания, метод демонстрации, актуальная проблема.

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

Организация особенностей преподавания предмета...

Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курашнина.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, учебное заведение страны

Преподавание предмета «Физическая культура».

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых, воспитательная направленность...

Использование метода проектов на уроках физической культуры...

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников.

Подготовка студентов к уроку физической культуры

двигательное действие, физическая культура, начало обучения, подготовительная работа, подготовительный этап, учебно-воспитательный процесс, учебный материал, этап.

Требования к современному уроку физической культуры...

двигательное действие, физическая культура, выполнение движения, действие, формирование, учебно-воспитательный процесс, собственный опыт, работа, проблемный диалог, этап обучения.

Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» для...

Физическая культура как учебная дисциплина решает обучающие, воспитательные и оздоровительные задачи. Реализация этих задач должна обеспечить психофизическую готовность студентов к более качественной профессиональной деятельности.

Задать вопрос