Антонимия как языковое явление | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 2236 раз

Библиографическое описание:

Собирова Б. Б. Антонимия как языковое явление // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1240-1243. — URL https://moluch.ru/archive/63/9842/ (дата обращения: 17.12.2018).

Антонимы, выделяемые в отдельную лексическую категорию по общим логическим основаниям, в то же время не однородны по своим структурным и семантическим свойствам, их можно классифицировать по разным основаниям. «Богатство и разнообразие русской антонимии, ее типология раскрываются в полной мере при рассмотрении классификации антонимов. Наиболее существенными являются структурная, семантическая и функционально-деривационная классификация слов с противоположным значением» [65. С. 13].

Антонимы в аспекте структуры, семантики, функционирования представляют собой настолько сложное и многогранное явление, что могут быть объектом целого ряда классификаций по разным основаниям. По основным параметрам выделяются следующие типы антонимов:

1.                   Разнокоренные \однокоренные.

2.                   Истинные / ложные (квазиантонимы).

3.                   Контрарные / контрадикторные (комплементарные).

4.                   Соразмерные / несоразмерные.

5.                   Общеязыковые (узуальные) /авторские (речевые, окказиональные).

С этими пересекается частеречная классификация антонимов, а в функциональном аспекте возможно пересечение всех типов классификаций.

Смысловые взаимоотношения антонимов очень разнообразны. Это разнообразие определяется, прежде всего, тем, что они формируются на базе огромного множества конкретных семантических противопоставлений в пределах большого количества лексико-семантических и тематических групп слов всех частей речи, вовлеченных в сферу антонимии. Первую попытку обобщить смысловые отношения антонимов сделал Л. А. Новиков.

Одна из существенных семантических классификаций антонимов- это деление их на логической основе на контрарные и контрадикторные. «Антонимические пары (в отличие от синонимов) различаются не стилистическими и эмоционально-оценочными признаками, а почти исключительно понятийными. Их логической основой являются несовместимые понятия, т. е. понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия бывают двух видов — противоположные (контрарные) и противоречащие (контрадикторные)».

Несмотря на то, что в вышеприведенной цитате представлен строгий, скорее логический, чем лингвистический подход к антонимии, разграничение контрарных и контрадикторных антонимов там представлено верно.

Противоречие (контрадикторность) — это отношение между понятиями, из которых одно отражает наличие у предмета каких-либо признаков, а другое — их отсутствие. Иначе говоря, противоречие (контрадикторность) -это отношение между положительными и отрицательными понятиями [1, с.24].

В лингвистической литературе представлены многочисленные классификации антонимов, проводимые по следующим основаниям: семантика, функционирование, структура, частеречная принадлежность. Первые два аспекта в достаточной степени разработаны в русистике /см. работы Ю. Д. Апресяна, JI. А. Новикова, В. А. Введенской и мн. др./. В аспекте задач, поставленных в данной статье, особую важность имеют два других основания классификации антонимов: структура и частеречная принадлежность.

По своей структуре антонимы делятся на два типа: разнокоренные и однокоренные. Разнокоренные антонимы называются также лексическими, а однокоренные-словообразовательными.

Оба типа антонимов распространены очень широко в области всех основных частей речи.

К разнокоренным (лексическим) антонимам относятся:

1)имена существительные:

верх-низ

день-ночь

победа-поражение

союзник-противник

враг-друг

глупец-мудрец

2)имена прилагательные:

большой-маленький

молодой-старый

высокий-низкий

постоянный-временный

легкий-трудный

3)глаголы:

спасти-загубить

зажечь-потушить

бодрствовать-спать

заморозить-оттаять

хвалить-бранить

4)наречия:

теперь-прежде

уже-еще

внутри-снаружи

туда-сюда

завтра-сегодня

Разнокоренные антонимы лучше всего представлены в именах прилагательных и в глаголах, значительное место занимают они и в именах существительных. Что же касается наречий, то здесь они представлены сравнительно небольшой группой.

В предлогах, местоимениях, частицах встречаются только разнокоренные антонимы.

Антонимия разнокоренных слов как вид лексической парадигмы — это наиболее изученный в русистике, а также в лингвистике в целом вид антонимических отношений.

Однако, если учесть специфику русского языка как «грамматического» по классификации Ф. де Соссюра, т. е. языка со значительным преобладанием мотивированных (производных) слов над немотивированными (непроизводными), то следует констатировать, что важнейшей частью антонимии в русском языке является словообразовательная (антонимия производных слов). Словообразование русского языка располагает богатым арсеналом средств для выражения словообразовательной антонимии разных типов.

Особый статус производных антонимов состоит в том, что они в отличие от непроизводных включаются не только в лексическую, но и в словообразовательную систему, активно и с необходимостью осознаваясь на фоне исходных (образующих) слов как словообразовательно и семантически маркированные члены оппозиции:

мокр(ый) — мокр-оват(ый), сух(ой) — сух-оват(ый); мокр(ый) — мокр-от(а), сух(ой) — сух-от(а); мокр(ый)-мок-ну-ть, сух(ой) — сох-ну-ть; моч-и-ть — мочить-ся, суш-и-ть — сшить-ся; моч-и-ть — вы-мочить, суш-и-ть — вы-сушить и т. п. Производное слово-антоним, представляя собой результат деривации, активно адресуется в качестве маркированного к исходному и непосредственно образующему:

сух(ой) <cyш-ить <     вы-суш-и-ть

Что касается образующего слова, то оно как немаркированное не обнаруживает сильного «тяготения» к своим производным, оставаясь в пределах собственно лексический системы и представляя собой лишь начальную точку словообразовательной цепочки. Любое производное, тем более выступающее в качестве производящего, более тесно и обязательно связано с предыдущими и более факультативно -с последующими словами словообразовательной цепочки.

Термин «словообразовательная антонимия» впервые охарактеризован в исследованиях Л. И. Тихонова и С. А. Емельяновой. В работах Л. Л. Вараксина. JI. Л. Новикова, М. Р. Львова, Н. М. Шанского, Л. В. Введенской и др. используется термин «однокорневые антонимы». Однако однокорневой означает «имеющий только один корень» (ср. многокорневой), поэтому было бы правильнее пользоваться прилагательным «однокоренной», которое означает «имеющий один и тот же корень».

Существует попытка охарактеризовать словообразовательные антонимы как часть лексической антонимии.

Чаще всего словообразовательные антонимы просто (без всяких оговорок) включаются в лексическую антонимию. Например. Л. А.Новиков в статье «Заметки о лексической антонимии» пишет: «Антонимия в её наиболее ярко выраженном, «чистом» виде представлена качественными прилагательными и семантически соотносимыми с ними словами (молодой — старый, молодость — старость; культурный — некультурный, культурно — некультурно; истинный -ложный, истинно-ложно, истина — ложь; женатый — холостой), атакже глаголами и соотносительными с ними по смыслу словами, обозначающими противоположную направленность действий в широком смысле этого слова (поднимать — опускать, подъем — спуск; входить — выходить, вход-выход). Ввышеприведенном рассуждении словообразовательные антонимы не разграничиваются с лексическими.

Сам термин «словообразовательные антонимы» в определенной мере является «проблемным», ибо и производные, и непроизводные антонимы — полноценные лексические единицы, однако нам он представляется вполне уместным, так как семантика производного слова вследствие его мотивированности, наличия внутренней формы отличается от семантики непроизводного. Разграничение лексических и словообразовательных антонимов стало общепринятым, однако вопрос о преобладании в русском языке того или другого типа антонимов является спорным.

Словообразовательная антонимия играет большую роль в лексике русского языка. «В русском языке в системной организации антонимии важную роль играет словообразование. Система антонимии состоит из двух неравных частей — лексической и словообразовательной. Причем чисто лексическая часть сравнительно невелика. Большую часть составляют словообразовательные антонимы: в современном русском языке их около 70 %. Главным средством выражения антонимии являются словообразовательные аффиксы» [1, с.59].

Словообразовательные антонимы -это антонимы, возникшие в результате деривации. Они образуются с помощью словообразовательных средств: 1) префиксов; 2) суффиксов, при их образовании используются также антонимические компоненты в сложных словах.

К словообразовательным антонимам относятся, например, отглагольные производные одной ступени словообразования с антонимичными префиксами: входить — выходить, недоварить — переварить, привязать — отвязать и т. п., а также имена прилагательные с антонимичными формантами: усатый — безусый, рогатый -безрогий, счастливый несчастный, родовитый — безродный и т. п.

Однако словообразовательные антонимы — это не только антонимы внутри словообразовательной пары однокоренных слов, в которых антонимия находит свое морфемное выражение, но и «отраженные» антонимы и кодериваты на одной ступени словообразования. Многообразие типов словообразовательных антонимов свидетельствует об их существенной роли в систематизации лексического состава русского языка, причем по отношению к основной комплексной единице словообразования словообразовательному гнезду (СГ) можно выделить два основных типа: словообразовательные антонимы внутри одного СГ (веселый — невеселый, красиво — некрасиво, входить — выходить, усатый — безусый) иантонимы, соединяющие разные СГ и образующие антонимические гнезда: север — юг, северянин — южанин, северянка — южанка, северный — южный; широкий -узкий, широковатый — узковатый, широконький — узенький и т. д.

По мнению Д. П. Тихонова, в антонимической организации лексики важную роль играют словообразовательные гнезда.

Однако и другие типы словообразовательной антонимии играют важную роль в системной организации лексики, создавая внутри СГ своеобразные антонимические подгнезда, в которых, помимо общности корня, возникает дополнительная связь лексем в пределах единого, но в то же время полярно раздвоенного понятия, что характерно для антонимии.

Отраженная антонимия может наблюдаться и внутри словообразовательного гнезда, например, красивый — некрасивый, красиво — некрасиво, красивость — некрасивость.

Следует подчеркнуть, что из всех видов словообразовательной антонимии максимально изучена отраженная межгнездовая антонимия (см. работы А. Н. Тихонова, С. А. Емельяновой, А. С. Пардаева, С. А. Саидовой).

Основным инструментом описания порождения производных антонимов и вместе с тем возможной системой форм выражения производной антонимии являются словообразовательные гнезда, противоположные по исходным словам. Противоположность начальных слов по законам семантического отражения воспроизводится в их производных. Однако полного, «зеркального» и симметричного отношения противоположности у производных совмещаемых гнезд здесь нет.

Антонимическое гнездо — это корреляция двух словообразовательных гнезд, в состав каждого из которых входят только такие слова, которые имеют соответствующие антонимы в противоположном гнезде. Антонимическое гнездо по количеству его членов меньше суммы лексем составляющих его гнезд однокоренных слов, так как не все их составляющие имеют противоположное слово в другом гнезде.

Единицей (элементом) словообразовательного гнезда является производное слово, единицей (элементом) антонимического гнезда — корреляция противоположных по значению слов (антонимическая пара).

Структура антонимического гнезда реализует «принцип дополнительности» Н. Бора, находящий отражение в теореме об антонимии в составе семантического поля.

Сведение противоположных по исходным словам однокоренных слов как выражение одного из категориальных лексико-семантических свойств (антонимии) дает качественно новую единицу, в которой все соотносительные слова имеют свой противочлен со значением контрастности или комплементарности. Такую единицу представляет собой антонимическое гнездо.

Итак, антонимическое гнездо — это по сути структурное объединение фрагментов двух словообразовательных гнезд, возглавляемых чаще всего исходными антонимическими лексемами. Антонимические гнезда реализуют специфику организации антонимии как лексической парадигмы (но сравнению с синонимией) — бинарный принцип оппозиции. В то же время для антонимических гнезд характерна асимметрия, которая проявляется прежде всего в необязательности антонимических противопоставлений дериватов определенной ступени антоним тируемых словообразовательных гнезд.

Приведем достаточно убедительный пример асимметрии в антонимическом гнезде:

Ум -

Умный глупый

Умник, умница -

Умничать -

Умненький глупенький

Умно глупо

Умнеть, поумнеть глупеть, поглупеть

Гнезда могут возглавлять и производные однокоренные слова. Например, для отглагольной антономии очень характерна антономия однокренных производных слов с разными (антономичными) префиксами [3, с.78].

Ср.:

намотать размотать

наматывать разматывать

наматываться разматываться

намотка размотка

намотчик размотчик

намотчица размотчица

Роль исходных слов антонимического гнезда в данном случае двоякая: с одной стороны, это дериваты исходного глагола мотать, сдругой — это слова, возглавляющие антонимическое гнездо и эксплицирующие словообразовательные и семантические связи производных антонимов со всеми дериватами данного словообразовательного гнезда.

Как показывают результаты анализа антонимических гнезд, гнезда исходных противоположных слов, являясь существенно сходными, в то же время во многом асимметричны: количество производных в них не совпадает, некоторые члены одного гнезда не находят антонимического противочлена в другом и часто входят в отношения контрастности со словом другого гнезда, образованные однотипно производные на той или иной ступени деривации во многих случаях не представляют собой антонимов как соотносительно противоположных по значению слов.

Словообразовательные гнезда исходных противоположных слов порождают антонимы «в возможности», предоставляя формы выражения контрастности, но действительная отраженная антонимия устанавливается на основе семантического критерия этого семантического явления как предельного ограничения качественными или направленными словами друг друга.

Отождествление словообразовательных и антонимических гнезд недопустимо: согласуясь между собой, они полностью не совпадают, так как многие, казалось бы соотносительные, члены словообразовательных гнезд оказываются асимметричными с точки зрения антонимических гнезд. Учет асимметрии противоположных гнезд является необходимой предпосылкой оценки отраженной антонимии, понимания её избирательного отношения с системными возможностям словообразовательных гнезд.

Асимметрия словообразовательных гнезд с исходными антонимами проявляется прежде всего в наличии разного количества производных того или иного семантическою класса (JICO на определенной ступени деривации.

Например, в гнездах слов теплый — холодный обращает на себя внимание значительное различие в производных со значением оценки: слову теплецо первого гнезда противостоят холодок, холодочек, холодина, холодище, холодюга, из которых только тепле но — холодок (холодочек) симметричны по выражению противоположности. Глаголу теплеть противостоят два — холодать (наступление похолодания) и холодеть становиться холодным и др. Каузативному глаголу холодить (и производных холодиться, холожение, холодильник, холодильня, холодильный, холодильщик, выхолодить, выхолодиться, выхолаживаться, выхолаживание, нахолодить идр., охладить, переохладить, перехолодить идр.) в противоположной части антонимического гнезда противопоставлен глагол теплить (и его производные отеплить, утеплить) инекоторые другие, которые не совпадают по своей характерной сочетаемости и в силу этого не могут выражать в контексте противоположности: ср. холодить ноги — утеплить ноги, но: холодить (охладить) кисель и отеплить окна, утеплить дверь; ср. выхолодить помещение, нахолодить пива, перехолодить воду имногие другие, не имеющие антонимических противопоставлений в противоположном гнезде.

В процессе порождения гнезд словообразовательные и семантические (лексические) процессы, их основные закономерности могу как совпадать, так и частично различаться в результате неполного изоморфизма словообразовательной и лексико-семантической систем [3, с.32].

В силу единства в слове лексической и словообразовательной семантики и общих закономерностей в семантической и словообразовательной деривации развертывание гнезда антонимов сопровождается соответствующим развитием отраженной антонимии как лексического явления в области производной лексики.

Семантический процесс отражения исходной антонимии в системе производных слов, т. е. ее распространение, внедрение в их семантику, рождает разветвленные антонимические словообразовательные гнезда.

По частеречной принадлежности антонимические гнезда делятся на отыменные (отсубстантивные и отадъективные), отглагольные и отнаречные. Приведем пример отсубстантивного антонимического гнезда:

Тепло холод

Теплецо холодок

Теплый холодный

Тепленький холодненький

Тепловатый холодноватый

Тепло холодно

Претеплый прехолодный

Теплеть холодать, холодеть

Потеплеть похолодать

Потепление похолодание

Теплоустойчивый холодоустойчивый

Следует отметить, что наиболее продуктивными типами антономических гнезд являются отадъективные и отглагольные, в соответствии с двумя основными типами противоположности в языке: качественная противоположность и разнонаправленность действий.

Литература:

1.      Абдуазизов А. А. Общее языкознание. Учебник для филологических факультетов. Ташкент, 2003.

2.      Бродский И. Н. Отрицательные высказывания. Л.,1973

3.      Введенская Л. А. Проблемы лексической антономии и принципы составления словаря антонимов, Ленинград, 1973.

Основные термины (генерируются автоматически): антонимическое гнездо, антоним, гнездо, слово, русский язык, производная, словообразовательная антонимия, словообразовательное гнездо, лексическая антонимия, тип антонимов.


Похожие статьи

Преподавание русского языка: роль словообразования

Производные, отражающие антонимы, синонимы или омонимы произношения слов, являются двойными системами: они действуют как элементы лексических и словообразовательных языковых систем.

Использование многозначных глаголов для практического...

...синонимы (синонимические отношения слов), антонимы (антонимические отношения слов), лексико-семантические группы слов, тематические группы слов, доминанты, омоним, сочетаемость слов, словообразование, типы лексических значений, номинативное.

Ключевые слова:словообразовательное гнездо...

Ключевые слова:словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, дериват, словообразовательный формант, способы словообразования, морфонологические явления. Русское словообразование представляет собой особую открытую и иерархическую систему...

Особенности лексической сочетаемости антонимов Бог...

Для антонимов в проповеди, как и для антонимии вообще, характерно явление семантической асимметрии.

Для обоих членов антонимической оппозиции слово имеет зону совпадения сочетаемости по общему признаку «проявлять глубокое расположение, привязанность к...

Словообразовательная характеристика качественных...

Словообразовательный ярус обладает собственным набором единиц (производное слово, словообразовательный тип, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо...

Антонимичные прилагательные, формируемые сочинительными...

В этой статье мы пытаемся остановиться на различных видах сочетаний антонимов и функциях присвязочных членов адъективного сказуемого; определить место и роль лексической антонимии в

Костомаров В. Г. Современный русский литературный язык языка [Текст].

Семантическое содержание специальной лексики по механике...

Ключевые слова: семантическое содержание, омонимы, синонимы, антонимы, специальная лексика.

Как нам известно, термины на русском языке: «прочность, громкость, жесткость, твердость» — на

Антонимия в терминологической лексике по механике машин основана на...

Способы языковой оценки в произведениях детских писателей на...

Оценка находит своё отражение на всех уровнях языка и обладает богатым спектром средств выражения: лексических, фонетических, словообразовательных

Оценочное значение может также усиливаться благодаря словесному ряду синонимов и антонимов.

Ключевые слова: словообразовательное гнездо...

Ключевые слова: словообразовательное гнездо, моносемантичные и полисемантичные дериваты, полисемия, тип полисемии, отраженная полисемия, развитая полисемия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Преподавание русского языка: роль словообразования

Производные, отражающие антонимы, синонимы или омонимы произношения слов, являются двойными системами: они действуют как элементы лексических и словообразовательных языковых систем.

Использование многозначных глаголов для практического...

...синонимы (синонимические отношения слов), антонимы (антонимические отношения слов), лексико-семантические группы слов, тематические группы слов, доминанты, омоним, сочетаемость слов, словообразование, типы лексических значений, номинативное.

Ключевые слова:словообразовательное гнездо...

Ключевые слова:словообразовательное гнездо, словообразовательная цепь, дериват, словообразовательный формант, способы словообразования, морфонологические явления. Русское словообразование представляет собой особую открытую и иерархическую систему...

Особенности лексической сочетаемости антонимов Бог...

Для антонимов в проповеди, как и для антонимии вообще, характерно явление семантической асимметрии.

Для обоих членов антонимической оппозиции слово имеет зону совпадения сочетаемости по общему признаку «проявлять глубокое расположение, привязанность к...

Словообразовательная характеристика качественных...

Словообразовательный ярус обладает собственным набором единиц (производное слово, словообразовательный тип, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо...

Антонимичные прилагательные, формируемые сочинительными...

В этой статье мы пытаемся остановиться на различных видах сочетаний антонимов и функциях присвязочных членов адъективного сказуемого; определить место и роль лексической антонимии в

Костомаров В. Г. Современный русский литературный язык языка [Текст].

Семантическое содержание специальной лексики по механике...

Ключевые слова: семантическое содержание, омонимы, синонимы, антонимы, специальная лексика.

Как нам известно, термины на русском языке: «прочность, громкость, жесткость, твердость» — на

Антонимия в терминологической лексике по механике машин основана на...

Способы языковой оценки в произведениях детских писателей на...

Оценка находит своё отражение на всех уровнях языка и обладает богатым спектром средств выражения: лексических, фонетических, словообразовательных

Оценочное значение может также усиливаться благодаря словесному ряду синонимов и антонимов.

Ключевые слова: словообразовательное гнездо...

Ключевые слова: словообразовательное гнездо, моносемантичные и полисемантичные дериваты, полисемия, тип полисемии, отраженная полисемия, развитая полисемия.

Задать вопрос