Библиографическое описание:

Дмитриева П. В. Диагностика социальной адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 784-786.

Адаптация школьников во многом зависит не только от самих учеников, но и от учителей, родителей, завучей, педагогов-психологов и всего педагогического коллектива. На сегодняшний момент диагностика и профилактика дезадаптации осуществляются в образовательных учреждениях не достаточно эффективно, так как педагоги мало сотрудничают друг с другом. Проблема социальной адаптации младших подростков волнуют как родителей, так и психологов в целом.

Следует заметить, что социально-психологическая поддержка учащихся в школьной адаптации недопустима без учета индивидуальных особенностей подростков.

В словаре по социальной педагогике социальная адаптация — это активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе.

Проблемой социальной адаптации младших подростков к изменившимся условиям обучения занимались: А. Я. Варламова, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик и др.

По М. А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка — это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой [1, с. 382].

С точки зрения А. В. Мудрика, адаптация — это устойчивая модель поведения в определенных условиях и ситуациях [4, с. 147].

В начале учебного года у младших подростков отмечается преобладание отрицательных чувств ко всему обучению в целом. Для большинства учащихся характерно беспокойство, что говорит о низком уровне школьной адаптации. Это все свидетельствует об определенных проблемах в адаптации.

Трудности процесса социальной адаптации у младших подростков, связаны с изменяющимися условиями обучения при переходе из начального в среднее звено общеобразовательной школы. Поиск путей решения этой проблемы многофункциональный.

Установление эффективного взаимодействия всех членов школьного коллектива обеспечит оптимизацию процесса адаптации пятиклассников к обучению в средней школе, а именно: приведет к уменьшению, внутренней и внешней напряженности пятиклассников, повышению интереса к учебе, а также обеспечит спокойные, неконфликтные взаимоотношения между детьми. Мы предполагаем, что по итогам работы у детей будет отмечено повышение самооценки, адекватизация уровня тревожности и мотивации к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

-     изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

-     выявить причины, вызывающие трудности социальной адаптации;

-     провести диагностику определяющий уровень социальной адаптации младших подростков.

В исследовании, проводимом на базе МБОУ Лицей № 17 г. Владимира принимало участие 15 учащихся пятого класса.

В процессе работы были использованы три основные методики, опростник С. В. Левченко [3, 46 с.] «Чувства в школе» — для диагностики адаптации к школе. Тест Филипса — «определение школьной тревожности» [2, 25], и «анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н. Г. Лускановой [5, с. 56].

Результаты теста Филипса представлены на рисунке 1

Определение школьной тревожности

Рис. 1. Результаты теста Филипса

Данная методика позволила выяснить у младших подростков, эмоциональное состояние, связанное с различными формами их включения в жизнь школы.

Анкета Н. Г. Лускановой помогает изучить уровень школьной мотивации учащихся пятого класса. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2.

Мотивация пятиклассников в начале учебного года

Рис. 2. Результаты анкетирования по методике Н. Г. Лускановой.

Для диагностики определения адаптации в школе мы использовали опростник С. В. Левченко. Представленная методика хорошо показывает, что большинство учащихся дезадаптированны в школе. Результаты опроса представлены на рисунке 3.

Чувства пятиклассников в начале учебного года

Рис. 3. Результаты опроса по методике С. В. Левченко.

По результатам методик, очевидно, то, что младшие подростки при переходе из начальной школы в среднее звено испытывают много трудностей: изменение условий обучения, требований; подросток испытывает кризис во взаимоотношениях с новыми учителями предметниками; усталость и т. д.

Отношение к школе, судя по данным теста, у большинства детей отрицательное. Существенно, что многие, даже хорошо успевающие дети, испытывают негативное отношение к школе, потому что, считают школьную учебу малоэффективным времяпровождением.

Особенность самосознания младших подростков заключается также в том, что они еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, свои успехи и неудачи. Поэтому каждый неуспех часто вызывает у подростка чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Поэтому для пятиклассников характерна недостаточная устойчивость переживаний, намерений и оценок. Этим объясняются такие черты, характерные для данного возраста, как обидчивость, упрямство, грубость и резкость, что в свою очередь часто приводит к конфликтам между детьми.

Таким образом, наша работа показала, что общая тревожность в школе у пятиклассников в начале учебного года составляет — 76 %, уровень школьной дезадаптации и низкой мотивации — 28 %, а беспокойство в учебе — 60 %. Все это, свидетельствует о том, что учащимся нужна помощь в преодолении социальной дезадаптации.

Литература:

1.                  Галагузова М. А. Социальная педагогика. / М. А. Галагузова // — М.: ВЛАДОС, 2000.- 382 с.

2.                  Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программы адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис, 2003.-122 с.

3.                  Левченко С. В. Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников? / С. В. Левченко // Практика административной работы в школе. — 2005. — N 5. — С.65–66

4.                  Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.: Институт практической психологии,1997.

5.                  Усанова О. Н. Практический материал, для психологической работы в школе./ Научно практический центр «коррекция»// О. Н. Усанова.М 1991 г

Основные термины (генерируются автоматически): социальной адаптации, условиям обучения, социальной адаптации младших, адаптации младших подростков, Психологическое сопровождение адаптации, адаптации вчерашних школьников, сопровождение адаптации вчерашних, адаптации пятиклассников, процессе адаптации, условиям вузовского обучения, проблемы адаптации, Похожая статья, Проблема социальной адаптации, учащихся в школьной адаптации, уровне школьной адаптации, процесса социальной адаптации, адаптации пятиклассников к обучению, к условиям социальной среды, проблемы адаптации первокурсников, определения адаптации в школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос