Социально-психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения и её характер в аспекте прогнозирования возможных нарушений | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Гаврилова Ю. А., Гаврилов Д. В. Социально-психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения и её характер в аспекте прогнозирования возможных нарушений [Текст] // Медицина и здравоохранение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/conf/med/archive/154/7978/ (дата обращения: 20.06.2018).

Статья посвящена актуальной медико-гигиенической проблеме социально-психологической адаптации первоклассников к условиям школьного обучения и прогнозированию ее нарушений в первый год обучения в школе в связи с изменениями привычного стереотипа ребенка.

Ключевые слова: адаптация, здоровье, динамический стереотип, дезадаптация, первый год обучения в школе.

 

Первый год обучения в школе является наиболее сложным периодом жизни ребенка, так происходит смена привычного динамического стереотипа. Не случайно, именно первый класс, относят к одному из переломных периодов детства. При наличии уже имеющихся хронических соматических заболеваний, стресс, сопутствующий данному этапу жизни ребенка, способствует ухудшению морфофункциональных показателей организма первоклассников [2, с. 150–151]. Следствием длительного переживания стрессирующего фактора является развитие у детей последующего синдрома дезадаптации [1, с. 66–68].

Максимальный подъем заболеваемости у детей и подростков наблюдается в период их обучения в образовательных учреждениях, что убедительно доказано различными исследованиями. [3, с. 15–16]. Термин «школьно-обусловленная патология», стал чаще употребляться в современной литературе. Неблагоприятные факторы внутри-школьной среды в происхождении данной патологии играют ведущую роль [4, с. 658–661].

Поэтому исследования, посвященные профилактике негативной динамики социально-психологической адаптации, данной категории детей, являются актуальными.

Целью данного исследования являлась оценка социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению и установление факторов, имеющих влияние на ее ухудшение в течение первого года обучения в общеобразовательной школе.

Под нашим наблюдением находилось 88 детей, в том числе 45 девочек и 43 мальчика. Дети обучались по программе «Школы России» и были обследованы дважды.

Социально-психологическая адаптация оценивался через 6 недель пребывания ребенка в школе по результатам анкетирования педагогов. Учитывались такие критерии, как учебная активность детей, успеваемость, поведение на уроке и на перемене, взаимоотношение с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональные нарушения.

Для установления факторов, имеющих значимое влияние на ухудшение состояния здоровья детей в течение первого года обучения в общеобразовательной школе в качестве интегрального параметра, характеризующего адаптивный резерв организма, мы выбрали индекс уровня физического здоровья (УФЗ), предложенный Г. Л. Апанасенко [5, с. 45–60)].Этот параметр учитывает соответствие данных антропометрии возрастно-половым стандартам, оценку физического развития, результатов спирометрии, динамометрии, и функциональных параметров сердечнососудистой системы.

Для изучения характеристик эмоциональной сферы использовались показатели цветового теста Люшера, уровень тревожности по тесту Тэммла — Дорки — Амена [6, с.65–73].

Несмотря на то, что значимые нарушения, которые можно было трактовать в качестве нарушений социально-психологической адаптации, встречались лишь у 14,5 % первоклассников, тем не менее, частота отклонений по отдельным показателям, была весьма существенной (таблица 1). Это проявлялось, в первую очередь, пониженным усвоением информации, нарушением взаимодействия в паре «учитель — ученик», а также возникновением разнообразных расстройств со стороны эмоциональной сферы ребенка.

Таблица 1

Частота нарушений, характеризующих социально-психологическую адаптацию детей (%)

Перечень нарушений социально-психологической адаптации

Частота (%)

1. Снижение учебной активности

47,8

2. Снижение степени усвоения знаний (успеваемости)

56,5

3. Нарушение поведения ребенка во время уроков

47,8

4. Нарушение поведения ребенка на перемене

43,5

5. Нарушение взаимоотношений с одноклассниками

43,5

6. Нарушение взаимоотношений с педагогом

56,5

7. Наличие эмоциональных нарушений

56,5

 

Результаты цветового теста Люшера показали, что низкие значения уровня эмоционального состояния в целом имели место у четвертой части детей (25 %), а высокая тревожность присутствовала у трети обследованных.

Так как одной из задач нашей работы — установление факторов, имеющих значимое влияние на ухудшение состояния здоровья детей в течение первого года обучения в школе. В качестве интегральных параметров, характеризующих адаптивный резерв организма, мы изучали характеристики индекса уровня физического здоровья.

Рис. 1. Уровень физического здоровья по Г. Л. Апанасенко у дошкольников (%).

 

Нами установлено, что почти в половине случаев при первом обследовании (42 %) УФЗ был низким, а его высокие цифры отмечены лишь в одном наблюдении (1,1 %).

Рис. 2. Распределение детей по УФЗ при повторном обследовании (%)

 

При повторном обследовании УФЗ с низким уровнем был выявлен у 58 % детей, что составляет прирост УФЗ с низкими значениями на 16 %.

Для решения задачи установления факторов, влияющих на здоровье детей в процессе их адаптации к обучению, мы выделили среди всех наблюдаемых первоклассников 2 подгруппы: дети, имеющие положительную динамику УФЗ к концу учебного года; дети с отрицательной динамикой УФЗ.

Одновременно в ходе исследования были обнаружены значимые межгрупповые различия, касающиеся характеристик эмоциональной сферы. К ним относятся следующие признаки: низкие исходные показатели цветового теста Люшера, высокий уровень тревожности, эмоциональные нарушения, изменения поведенческих реакций, снижение учебной активности в первые шесть недель обучения. Поэтому перечисленные данные были взяты в основу создания прогностической таблицы. Определение эмоционального состояния детей с помощью цветового теста Люшера в динамике выявило факт его ухудшения практически в трети случаев (рисунок 3).

Рис. 3. Варианты динамики показателя теста Люшера к концу первого учебного года (%).

 

Данные теста Тэммла — Дорки — Амена, показали, что к концу первого учебного года в 49,3 % случаев имеет место увеличение тревожности (рисунок 4).

Рис. 4. Динамика показателей теста Тэммла — Дорки — Амена к концу первого учебного года (%)

 

Для определения информативной значимости отдельных симптомов сопоставляли частоту их встречаемости в подгруппах А и Б. Информационный вес симптомов выражали посредством прогностического коэффициента (ПК) по формуле: ПК = 10 log Р1/Р2, где Р1 и Р2 — встречаемость признака соответственно в обеих сравниваемых подгруппах.

В результате окончательного анализа мы отобрали 4 значимых признака, наличие которых позволяет прогнозировать ухудшение состояния здоровья детей к концу первого класса в плане социально-психологической адаптации (таблица 2).

Прогностическая процедура осуществлялась в соответствии с формулой А. Вальда для метода последовательного статистического анализа. При выбранной точности прогноза (р = 5 %) пороговая величина суммы всех имеющихся у данного ребенка признаков должна быть не более 13 баллов. В случае превышения этого значения его можно относить к группе высокого риска по ухудшению состояния здоровья в конце первого года обучения в общеобразовательной школе.

Таблица 2

Значения прогностических коэффициентов (ПК)

Нарушения социально-психологической адаптации ребенка к школе в течение первых 6 недель обучения в первом классе

1.Снижение учебной активности: работа на уроке носит кратковременный характер, ребенок часто отвлекается, не слышит вопросов учителя

6,3

2.Поведение ребенка на перемене: он не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой. Ограничение активности: занятия связаны с подготовкой к следующему уроку

5,5

3.Наличие эмоциональных нарушений в виде появления тревожности, огорчения, страхов, обидчивости, раздражительности, вспыльчивости, эпизодов пониженного настроения

4,8

4.Общий балл социально-психологической адаптации 27 и менее

3,8

 

Таким образом, в течение первого года обучения в общеобразовательной школе у детей наблюдаются разнообразные морфофункциональные нарушения. Они проявляются ухудшением соматоскопических индексов и физического развития, отрицательной динамикой параметров, характеризующих адаптивный резерв организма: кистевой мышечной силы, жизненной емкости легких, общей физической работоспособности и подготовленности, ухудшением состояния эмоционально — вегетативной сферы.

Установлено, что на ухудшение состояния здоровья первоклассников достоверное влияние оказывают следующие факторы: синдром вегетативной дистонии, расстройства эмоциональной сферы и нарушение процесса социализации в течение первых 6 недель пребывания детей в школе. Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

 

Литература:

 

1.                  Гаврилов Д. В., Спивак Е. М., Нежкина Н. Н., Майден И. В. Психофизическая тренировка как здоровьесберегающая технология в младшем школьном возрасте // Вопросы практической педиатрии. — 2011. — Т. 6. — № 5. — С. 66–68.

2.                  Гаврилова Ю. А., Спивак Е. М. Динамика некоторых показателей здоровья в течение учебного года у детей, обучающихся по программе средней общеобразовательной и Вальдорфской школы // Вопросы современной педиатрии. — 2007. —Т. 6.— № 4. — С. 150–151.

3.                  Зайцева Е. С., Жданова Л. А., Бобошко И. Е., Ланина Е. А. Конституциональные особенности состояния здоровья детей при поступлении в школу // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — С. 15–16.

4.                  Шишова А. В., Жданова Л. А., Беляшина Н. О. Динамика здоровья семилетних первоклассников г. Иваново за последнее тридцатилетие // Материалы Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. — М., 2010. — С. 658–661.

5.                  Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб., 1992. — 124 с.

6.                  Пахомова И. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот // — Ярославль, 2005. — С. 65–73.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, конец первого, общеобразовательная школа, течение первого, цветовой тест, школьное обучение, физическое здоровье, учебная активность, ухудшение состояния здоровья детей, эмоциональная сфера.

Ключевые слова

адаптация, здоровье, дезадаптация, динамический стереотип, первый год обучения в школе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос