В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 21 июля 2020 года № 474) в числе приоритетных национальных целей развития России выделяется гражданско-патриотическое воспитание.
В зависимости от возраста проявление того или иного качества имеет свои модификации: «патриотизм как естественная привязанность к месту жительства обогащается гордостью за свое отечество — преобразуется в заботу о людях отечества — дополняется готовностью созидать блага для отечества — наполняется болью за страдания народа — выливается в готовность защищать отечество ценой собственной жизни» [1, с.7].
В 2022 году БелИРО разработал инструктивно — методическое письмо «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в период 2022–2023 г.г». (Протокол заседания секции по вопросам воспитания в системе общего образования Белгородской области регионального учебно-методического объединения от 10.06.2022 г. № 2). В соответствии с ним особое внимание уделяется организационно-педагогическим условиям реализациипатриотического воспитания на уровне дошкольного образованияворганизациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В последние годы, по ряду причин, выросла актуальность применения дистанционных форм обучения. Одним из плюсов данного вида обучения является доступность, независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения, позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
Одной из форм дистанционного обучения является — виртуальные экскурсии. Таким образом, одной из направлений деятельности нашего детского сада, является формирование у детей дошкольного возраста чувств патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Виртуальная экскурсия позволяет остановить путешествие в тот момент, когда возникает потребность обдумать увиденное. В виртуальной экскурсии легче объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более живым и непосредственным. Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной и интересной форме, повысить мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Экскурсии имеют ряд дидактических функций:
— реализуется принцип наглядности обучения;
— реализуется принцип научности обучения.
Виды виртуальных экскурсий:
— биографические — это экскурсии, связанные с биографией и творчеством писателей, учёных, спортсменов;
— краеведческие — это один из основных способов изучения природы, истории, и культуры своего региона;
— культурно-художественные (исторические) — это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры. Историческая экскурсия является одной из форм распространения исторических знаний и историко-краеведческой работы, содействует формированию мировоззрения;
— обзорные — это совокупность нескольких виртуальных экскурсии в рамках одной темы.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.
Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволит использование музыкального сопровождения, художественных образов.
В нашем детском саду тематика виртуальных экскурсий по патриотическому воспитанию осуществляется по направлениям:
— «Моя семья»;
— «Мой детский сад»;
— «Моя малая Родина»;
— «Мой район, моя область»;
— «Моя страна».
Каждое направление подразумевает изучение:
— истории и традиции;
— природных особенностей;
— растительного и животного мира;
— достопримечательностей;
— знакомство с людьми, которые внесли вклад в развитие нашей родины;
— знакомство с историей Великой Отечественной войны, с защитниками нашего Отечества.
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
1. Фотопутешествие посредством оформления:
— электронных презентаций, слайд-шоу;
— выставок фотографий;
— оформления иллюстрированных альбомов педагогами и родителями (законными представителями) дошкольников.
По темам: «Семейные традиции», «Вот я какой» «Мой дом, моя улица», «История и традиции поселка Маслова Пристань», «Природа моего края», «Мастера своего дела», «Ими гордится наша область», «Народные игрушки», «История русского народного костюма (костюмов Белгородских регионов)» и т. п.
2. Видеоэкскурсия — это:
видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев: на слайде представлены ссылки на сайты, которыми можно пользоваться для организации виртуальных экскурсии по всей Белгородской области: «Белогорье» — культурный регион, детский областной духовно-просветительский центр «Благовест», Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, краеведение, Белгородский государственный музей народной культуры. Вы можете организовать виртуальное посещение мини-музея народной куклы, народного костюма, краеведческого музея, музея-диораму «Огненная дуга», отправиться на прогулку по городам Шебекино, Белгород, Старый Оскол и мн.др. Кроме этого можно посмотреть мастер-класс, например, по изготовлению сувенира, глиняной игрушки, поделок из бумаги, соломы, и т. п.
На официальном сайте нашего учреждения так же имеется раздел «Виртуальные экскурсии для детей и родителей», с помощью которого можно виртуально посетить музеи не только Белгородской области, но других городов России.
видеоролики, записанные педагогами или родителями: «Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками», «Вечная память односельчанам, погибшим в боях за Родину в годы ВОВ», «Братская могила 5 жертв фашизма», «Памятник в честь подвигов воинов 72-й стрелковой дивизии 1119 зенитного полка»
видеозаписи из семейного архива: «Семейные традиции», «Семейные путешествия», «Поздравление ко Дню Победы», «День России», «Письмо солдату».
3. Интерактивное общение в реальном времени с помощью приложений Skype, Ватсап, Вайбер, ВКонтакте, Телемост, с целью знакомства наших воспитанников с профессиями родителей, подготовки к различным праздникам, проведения путешествий по разным уголкам нашей родины. Кроме этого, наши педагоги осуществляют онлайн подключение для детей, которые в данный момент не посещают детский сад, например для проведения беседы в преддверии какого-либо праздника, таких как «День защитников Отечества», «День Победы», для проведения викторины ко Дню Российской науки, ко Дню государственного флага.
Проведение виртуальной экскурсии предполагает проведение подготовительной работы: все начинается с выбора темы, затем подбор соответствующего материала, адаптация его под возрастные особенности детей, оформление презентации или видеоматериала, что предполагает объединение огромного количества демонстрационного материала. Подготавливаясь к проведению виртуальной экскурсии, у педагога имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
Например, при подготовке к виртуальной экскурсии по музеям и памятникам Прохоровского поля, воспитатели провели беседу об истории Прохорского танкового сражения 12 июля 1943 года, оформили лепбук «Детям о войне и победе», содержащий иллюстрации сражений, военной техники, фотографии городов героев, полководцев, истории подвигов русских солдат. После этого была организована виртуальная экскурсия.
Нельзя не отметить, что сочетающимся условием использования виртуальных экскурсий является насыщенность развивающей среды в ДОО как в группах, так и на территории.
Таким образом, использование электронных экскурсий делает воспитательно — образовательныйпроцесс в детском саду более интересным, качественным, результативным. Все материалы по использованию виртуальных экскурсий могут быть использованы родителями (законными представителями) детей, отсутствовавших в детском саду по каким-либо причинам. Разумно используя все перечисленные формы в своей работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами — всеми участниками образовательного процесса, создавая единое пространство для воспитания будущего гражданина.
Литература:
- Щуркова Н. Е. Программа воспитания. Москва, 2009.