Является ли философия наукой? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 25315 раз

Библиографическое описание:

Рахматуллин, Р. Ю. Является ли философия наукой? / Р. Ю. Рахматуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1100-1103. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9259/ (дата обращения: 16.11.2024).

В 1989 году известный отечественный философ А. Л. Никифоров на страницах журнала «Философские науки» инициировал дискуссию своей статьей «Является ли философия наукой?» [2]. Сам автор тогда высказал мнение, что философия, скорее всего, не является наукой. На самом деле, такая точка зрения имеет право на существование и подкрепляется рядом доводов. Но доводы имеет и противоположное мнение, согласно которому философия это наука. Свое мнение по этому поводу мы высказали в нескольких учебных пособиях, изданных небольшими тиражами [01, с. 14–16; 02, c. 10–11; 5, с. 10–12]. Здесь мы излагаем эту точку зрения, рассматривая вопрос в контексте своего видения специфики философского знания.

Когда мы задаем студентам вопрос «Философия — это наука?», то, как правило, слышим ответ — «да». Ну почему — «да»? Как заметил Гегель, философия — это схваченная мыслью эпоха. Характерной чертой современной эпохи является господство научного типа мировоззрения над другими способами восприятия и понимания мира. Разработанность научных методов, наличие огромного числа людей, воспитанных на идеалах и нормах науки, сциентизация всех сторон общественной жизни — все это открывает большие возможности для развития философии как науки. В современном обществе совпадают и способы производства и функционирования философского и научного знаний: подготовка специалистов, формы оценки и стимулирования работы профессионалов, организация исследований, способы тиражирования полученного знания — в этом философия и наука практически не отличаются друг от друга. И у них еще много общего: обе являются формами производства знания, подчиняются общим законам развития духовной культуры, используют языки, отличающиеся от обыденного; философы часто пользуются принятыми в науке нормами и способами обоснования, а наука нередко решает вопросы философского характера. Некоторые работы известных физиков Н. Бора, Р. Карнапа, А. Эйнштейна больше похожи на философские трактаты, а известных философов Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Рассела можно одновременно называть и крупными математиками.

Тем не менее, вопрос о научности философии до сих пор остается дискуссионным. Он поднимается во всех серьезных исследованиях, посвященных исследованию природы философского знания. Например, можно ли назвать наукой религиозную философию, представляющую собой часть религии? Разве религия научна? А работы известных философов — А. Камю, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра — в большей мере являются художественными произведениями, чем философскими. Например, Камю не написал ни одной научной статьи, а вся его философия изложена в виде эссе и романов. Основатели философии жизни и экзистенциализма считали, что философия должна заниматься совершенно другими вопросами, нежели наука, и решать эти вопросы другими — вненаучными — средствами. Именно по этой причине один из авторитетных философов ХХ века М. Хайдеггер считал, что «философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой» [6, c. 335].

Для квалифицированного ответа на этот вопрос необходимо разобраться в особенностях философского знания. И главной особенностью этого вида знания является его мировоззренческий характер. Каждый из нас знает очень много: как завязать шнурок на кроссовке, доехать до места работы или учёбы, пожарить яичницу, решить уравнение с одним неизвестным, избежать неприятного разговора и т. д. Миллионами битов подобной информации заполнено наше сознание. Однако не все эти знания равнозначны. Многие из них мы храним в голове на всякий случай, как храним гвозди и болты в ящике для инструментов. Но есть знания, определяющие нашу жизнь, придающие направленность нашим действиям, лежащие в основе нашего понимания мира, позволяющие оценивать свои и чужие поступки. Эти особые знания называют мировоззренческими, а их совокупность — мировоззрением. Содержание мировоззрения образуют взгляды человека на мир, на свое место в нем, ставшие убеждениями человека и основой его действий.

Само мировоззрение менялось в процессе эволюции человека и общества, что указывает на его исторический характер. В культуре можно выделить три, заметно отличающиеся друг от друга, типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное. Несмотря на существенные различия, все они проникают друг в друга, в каждом в определенной мере содержатся элементы другого. Видимо, общее в них проявляется из-за того, что человеку всегда приходится решать одни и те же задачи, связанные с его существованием. Правда, меняются условия и средства решения этих вопросов, что отражается и в способах объяснения мира, но вопросы остаются. Они о том, что есть окружающий мир и человек, почему одни люди счастливы, а другие — нет, как правильно жить и как относиться к тем предписаниям, по которым нам рекомендуют жить, что есть благо, красота, смерть, истина и т. д.

Указанные вопросы охватывают разные сферы человеческого бытия, и ответы на них образуют различные виды мировоззренческих знаний и оценок. К ним относятся научные и религиозные принципы, политико-правовые взгляды людей, их эстетические и нравственные ценности и идеалы, философские убеждения. Последние занимают особое место в мировоззрении любого типа. Н. В. Мотрошилова видит эту особенность в том, что «главнейшей функцией философии… является рождение и обогащение поистине бессмертной сокровищницы всеобщезначимых идей. Всеобщезначимых… не в том смысле, что они концентрируют в себе некие законченные истины, а в том, что не теряют смысла и значения проблемы-вопросы, находки и сомнения, великие прозрения и непреодолённые трудности, вызвавшие их к жизни» [1, c. 8]. Э. Гуссерль называл философию наукой об истинных началах, истоках, корнях всего, чем интересуется человек. Если человек серьёзно и систематически занимается решением подобных вопросов, считая их самыми значимыми, то он становится носителем философского мировоззрения. Встречается мнение, считающее этот тип мировоззрения высшей формой его развития, что вряд ли оправдано и восходит к идущей от Аристотеля традиции оценки философии как главной науки — «царицы наук». Можно предположить, что если о мировоззрении писали бы художники, то высшей формой мировоззрения они объявили бы художественное(поэтическое, эстетическое) мировоззрение, отличительными особенностями которого является метафоричность, чувственность, эмоциональность. Последние два типа мировоззрения не считаются историческими, основными, поскольку не занимали и не занимают в обществе господствующее место. Тем не менее, философские убеждения по причине их универсализма присутствуют в любом типе мировоззрения.

Таким образом, делом философии является уяснение основ человеческого существования, поиск универсальных ценностей нашего бытия. По-разному представляя себе эти основы и ценности, все философы, однако, считают своим делом уяснение их природы. Решая эту задачу, философия выступает синтезом всей духовной культуры, трансформируя ее содержание в знания об основных ценностях бытия человека. Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования. Поскольку круг этих ценностей определяется конкретными людьми, то единства мнений по их поводу нет. Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие — постижение сущности человека, третьи — познание Бога и путей к нему. Так, немецкий философ И. Кант считал, что делом философии является поиск ответов на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Проблемы, возникающие при решении указанных вопросов, многосторонни: это и мера доверия мышлению и органам чувств, и выявление природы нормативного знания, и вопрос о смысле жизни. Ф. Энгельс считал основным вопросом философии решение проблемы определяющего начала в мире, полагая, что число этих начал можно свести к двум: материи и духу. Французский философ-писатель А. Камю сделал основной темой своих философских размышлений ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования.

Такие различия в определении круга исследуемых философией проблем и способов их решения породили сотни философских учений. Большинство философских учений представляют собой определенную систему взглядов, но философия, взятая в целом как часть духовной культуры человечества, не является системой или стройным целостным учением. Это связано с тем, что она есть совокупность различных, в том числе, и противоречивых учений. Как нет математики вообще, а есть арифметика, геометрия, алгебра и т. д., так нет и философии вообще, а есть герменевтика, феноменология, философия жизни, позитивизм и т. д. Но, несмотря на различные формулировки вопросов в разных философских учениях, предметом каждого из них, в конечном счете, является постижение природы нашего существования, тех вещей, которые наиболее значимы для нашего бытия.

Характер философских взглядов человека, в силу их значимости для него, сильно влияет на круг задач, которые он ставит перед собой и пытается решить. История философии и науки показывает, что изменение философских ориентаций человека в корне меняет его понимание тех или иных положений науки, морали, политики, искусства. К примеру, представители философии лингвистического анализа многие мировоззренческие проблемы рассматривают как языковые и предлагают решать их через анализ применяемых в них терминов. Философы-экзистенциалисты считают, что все мировоззренческие вопросы должны решаться через призму переживания человеком конечности своего бытия, сопряженности этого бытия с бытием других людей и окружающих человека вещей. Такая философская установка окрашивает в тона чувственности, эмоционального напряжения все компоненты мировоззрения, глубоко пронизывая их идеей уникальности жизни каждого индивида. Своеобразную окраску политическим, эстетическим, нравственным проблемам, решаемым человеком, придают идеи религиозной философии.

Почему же философий так много? Дело в том, что мы отличаемся друг от друга не только цветом глаз, ростом, весом, но и условиями своего бытия. На жизнь каждого из нас влияют и доходы семьи, и качество жилья, состояние здоровья, возраст, профессия, круг друзей, книги, которые мы читаем, фильмы, которые мы смотрим. И еще многое другое. Некоторые из этих факторов случайны и преходящи, другие же могут влиять на нас очень долго и сильно, как, например хроническая болезнь или бедность. Последняя группа факторов и формирует то, что философы и социологи называют образом жизни человека. У каждого человека свой образ жизни, обусловленный экономическими, политическими, физиологическими, демографическими и другими условиями его существования. У части людей эти условия очень похожи и под их влиянием у них складывается тождественный образ жизни. Люди, ведущие тождественный образ жизни, чтят одни те же ценности, придерживаются одинаковых политических взглядов, иногда такое единство проявляется даже во внешнем виде, как, например, у рокеров или членов некоторых религиозных сект. Философские взгляды таких групп людей также в основном совпадают: одинаковые условия жизни ставят перед ними одинаковые мировоззренческие вопросы и, решая их в тождественных условиях и тождественными средствами, они получают тождественные результаты. И критиковать философские взгляды других людей равноценно критике их пола, возраста или профессии. Убеждения человека формируются в течение его жизни, и так как у людей разная жизнь, у них разные убеждения. Это касается и философских взглядов личности. По этой причине философских учений много и они не всегда совпадают.

Таким образом, философий много, и совокупное философское знание состоит из различных, нередко даже противоположных, течений. Некоторые из них неотличимы от науки, полностью ориентируются на ее стандарты и отвечают всем критериям научности. Таковой, например, является философия логического позитивизма. А другие (религиозная философия, философия жизни, экзистенциализм и др.) считают, что философия и по предмету, и по методам представляет собой отличный от науки феномен. Обобщая многочисленные споры на эту тему, выскажем свою точку зрения: понятия «философия» и «наука» находятся в логическом отношении перекрещивания, т. е. их объемы частично совпадают. Тогда можно все философские учения разделить на две группы: научные и вненаучные. А совокупное философское знание можно характеризовать как научное, так и вненаучное. И никакого противоречия в этом нет: если система состоит из множества разнородных элементов, то нельзя её характеризовать только через свойства одной из составляющих.

Литература:

1.         Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1992. 462 с.

2.         Никифоров А. Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6. С. 52–62.

3.         Рахматуллин Р. Ю. Философия: Курс лекций. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. 310 с.

4.         Рахматуллин Р. Ю., Исаев А. А., Янбухтин Р. М., Сухоплюев П. А. Основы философии: Учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006. 175 с.

5.         Рахматуллин Р. Ю., Исаев А. А., Янбухтин Р. М., Сухоплюев П. А. Основы философии: Учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2012. 217 с.

6.         Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.

Основные термины (генерируются автоматически): философия, наука, тип мировоззрения, друг, религиозная философия, философское знание, ценность, человеческое существование, духовная культура, совокупное философское знание.


Задать вопрос