Введение
В настоящее время в высших учебных заведениях Российской Федерации изучается дисциплина «Философия науки», изучение которой опирается на ранее полученные знания. Потребность в изучении данной дисциплины обусловлена тем, что развитие различных наук опирается на определенные философские основы. Под наукой понимают систему научного знания и социальный институт, который объединяет научных сотрудников (ученых). Различают фундаментальные науки и прикладные науки. В пособиях по философии науки пока недостаточно внимания уделяется вопросам прикладной науки, т. е. вопросам практического применения достижений науки в практической деятельности людей, хотя имеется общественная потребность в рассмотрении данных вопросов. Важным каналом влияния науки на развитие общества является система образования. В пособиях по философии пока недостаточно внимания уделяется вопросам философии практики. В одном из учебных пособий по философии вопросам философии науки посвящается глава, а вопросы философии практики рассматриваются в одном из пунктов главы [11]. Для обозначения философского учения о практике используется термин праксиология (чаще пишут праксеология). В другом учебном пособии по вопросам философии науки описанию взаимосвязи науки и практики посвящен только один из тридцати параграфов [12]. Важнейшими формами практики считается материальное производство, преобразование общественного бытия посредством социального действия и эксперимент. Эксперимент можно рассматривать как промежуточную форму взаимосвязи научного познания и практики. Практика рассматривается как основа и как движущая сила развития научного знания. Практика считается критерием истины научного знания. В современной философской литературе недостаточно внимания уделяется рассмотрению вопросов практической философии, хотя на значение практической философии обращали внимание еще древнегреческий философ Аристотель, а также другие философы. В связи с этим представляется актуальным изучить более подробно вопросы философии науки во взаимосвязи с вопросами философии практики.
Некоторые представления о положениях философии науки формируются в процессе преподавания дисциплины «Окружающий мир» в системе среднего образования Российской Федерации, которое нуждается в философском осмыслении положений естествознания и обществознания. Министерство образования Российской Федерации в конце 90-х годов прошлого столетия включило в содержание дисциплины «Окружающий мир» положения естествознания и обществознания, которые изучаются при получении начального образования учащиеся. В дальнейшем старшеклассники и студенты получают дополнительные сведения по дисциплине «Концепции современного естествознания» и при изучении отдельных естественных наук, технических наук и общественных наук. Эти сведения необходимы студентам для их профориентации и подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности. В настоящее время ученые для изучения дисциплины «Окружающий мир» предлагают использовать универсальные философские понятия [16]. Изучение дисциплины «Окружающий мир» имеет мировоззренческое, методологическое, познавательное и практическое значение. Познанием окружающего мира занимается философия, т. к. объектом философии является мир в целом и место человека в нем. В процессе философского познания мира возникает вопрос о применении критериев научности к самой философии, высказывается мысль о делении философии на научную философию и ненаучную философию [8]. Пишут о противоборстве сторонников научной философии и сторонников ненаучной философии, например, позитивистов и антипозитивистов, марксистов и антимарксистов. Человек на протяжении всей своей жизни опосредовано взаимодействует с окружающим миром через взаимодействие с окружающей средой, опираясь на имеющиеся у него знания.
Изучение философских основ дисциплины «Окружающий мир» необходимо для того, чтобы учащиеся средних школ и студенты вузов могли усвоить важные положения науки: обществознания (обществоведения), естествознания и технознания в системе образования. В нашей стране термин обществознание и термин обществоведение могут рассматриваться как синонимы или наоборот современное обществознание может противопоставляться советскому обществоведению. Однако термин обществоведение используют не только для обозначения советского обществоведения, но и для обозначения зарубежного обществоведения. Термин обществознание и термин обществоведение рассматриваются как синонимы на основании того, что они обозначают сходный перечень общественных наук. Науки подразделяют на фундаментальные науки и прикладные науки, соответственно различают фундаментальное обществознание (обществоведение) и прикладное обществознание (обществоведение), фундаментальное естествознание и прикладное естествознание, фундаментальное технознание и прикладное технознание. Изучение вышеуказанных наук позволяет учащимся и студентам знакомятся с научной картиной мира. Для анализа вышеуказанных наук целесообразно опираться на положения философии. Под философией понимается учение о мире в целом и месте человека в нем. Философия выполняет следующие функции: мировоззренческую функцию, методологическую функцию, гносеологическую функцию, праксеологическую функцию, аксиологическую функцию и другие функции. Философское мировоззрение соотносится с научным мировоззрением (научной картиной мира), художественным мировоззрением (художественной картиной мира) и религиозным мировоззрением (религиозной картиной мира). Научное мировоззрение опирается на данные науки при описании окружающего нас мира. Наука должна обеспечивать познание истины и выполнять функцию описания, объяснения и предсказания явлений. Для описания, объяснения и предсказания явлений используется звуковая и визуальная форма языка. Научное мировоззрение ориентируется на объективное описание окружающего нас мира субъектом познания, а субъективные отклонения от такого описания рассматривает как ошибки и заблуждения. В художественном описании окружающего нас мира проявляется субъективность художественного мировосприятия, которая допускает проявления воображения и фантазии, допускающие отрыв описания от объективной реальности. Мера отрыва от объективной реальности может быть большой, например, в абстрактном искусстве, или небольшой в мере в реалистическом искусстве. В научном описании отрыв от объективной реальности осуждается, а в художественном описании допускается как способ выражения своего отношения к миру. Современные технические средства аудиозаписи и видеозаписи позволяют довольно точно и объективно описывать различные явления, что позволяет их использовать в научных исследованиях, например, в криминалистических исследованиях, но вмешательство субъекта функционирование объективных средств фиксации явлений строго контролируется во избежание искажения объективной реальности [22]. Искусство репортажа журналистов, которое также использует аудиозаписи и видеозаписи, к сожалению, допускает искаженное описание объективной реальности посредством инсценировок событий, ложных суждений. Поэтому многие репортажи журналистов называют ложными новостями (фейковыми новостями). В основе религиозного мировоззрения лежит представление о сверхъестественном. Считается, что сверхъестественное лежит за пределами научного познания объективной реальности и художественного описания окружающего нас мира.
Объектом изучения обществознания является общество, а объектом изучения естествознания является природа. У общества есть потребность в разработке положений естествознания, т. к. природные ресурсы нужны для удовлетворения естественных потребностей людей и для понимания природы людей, т. к. люди возникают в результате эволюции живой природы. Разработка положений обществознания необходима обществу для самопознания. Понятие «обществознания» соотносится с понятием «общество знание». Понятие «общество знания» описывает определенный уровень и направление развития знаний в данном обществе. В докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» различается многообразие обществ знания в мировом сообществе, обособлению которых способствует соблюдение режима секретности в хранении научной информации [10]. Разработана систематика обществ знания в пространственном и временном измерении с точки зрения различных концепций развития общества. В марксистской концепции развития общества многообразие обществ знания рассматривается во временном измерении, выделяя рабовладельческое общество знания, феодальное общество знания, буржуазное общество знания коммунистическое (социалистическое) общество знания. В пространственном измерении общества знаний к многих стран мира относятся к буржуазным обществам знания, а к социалистическому обществу знания относят, например, общество в Китае, Вьетнаме и на Кубе. В концепциях технологического развития общества во временном измерении различают три стадии развития общества знания: доиндустриальное общество знания, индустриальное общество знания и постиндустриальное общество знания. В пространственном измерении к постиндустриальным обществам знания относят, например, общества в США и странах западной Европы. К индустриальным обществам знания относят, например, общества в Китае, Индии, Бразилии, Аргентине и других странах. К доиндустриальным обществам знания относят, например, многие общества в Африке и Латинской Америке. Считается, что цивилизованные общества знания возникли в глубокой древности и далее их преобразования описываются в цивилизационных концепциях развития общества. Цивилизованные общества знания могут подразделяться, например, континентальному признаку (африканское цивилизационное общество знания, латиноамериканское цивилизационное общество знания) или религиозному признаку (исламское цивилизационное общество знания, православное цивилизационное общество знания, индуистское цивилизационное общество знания). Обобщение достижений различных обществ знания позволяет сформулировать положения современного естествознания, технознания и обществознания.
Взаимодействие между обществом и природой происходит с помощью средств труда в ходе производственной деятельности. Средства труда (орудия и машины, технологии) изучает технознание (технические науки), а кроме этого технознание изучает способы предметно-преобразовательной деятельности (навыки, умения) людей. В системе технических наук важное место занимает теория машин и механизмов, которая опирается на положения естествознания. Таким образом, технознание способствует осмысления взаимосвязи между положениями обществознания (общественных наук) и положениями естествознания (естественных наук). Описание роли различных элементов производства (предмета труда, средством труда и рабочей силы) в процессе взаимодействия между природой и обществом содержится в марксистской концепции развития общества, цивилизационных концепциях развития общества и концепциях технологического развития общества. Разработка данных концепций опирается на определенные философские положения для того, чтобы соотнести между собой различные области знания: естествознание (естественные науки), обществознание (общественные науки) и технознание (технические науки).
В практическом отношении важным способом взаимодействия человека с миром является труд. Во взаимодействии человека с миром различают умственный труд (интеллектуальный труд) и физический труд, всеобщий научный труд и специальные виды труда [19]. Существует сходство и отличие понятия труда понятия работы. Под работой понимают затрату определенной энергии для преодоления какого-то сопротивления человеком, органическими или неорганическими предметами, а под трудом понимают практическую и познавательную деятельность людей. Под практической деятельностью понимается предметно-преобразовательная деятельность человека. Различают практическую деятельность в виде взаимодействия людей и природы, а также в виде взаимодействия между людьми (социальная практика). В практической деятельности важную роль играют специальные виды труда. Под познавательной деятельностью понимается осознание действительности, развитие человека от незнания к знанию. Познавательная деятельность людей осуществляется посредством всеобщего научного труда, а также посредством знакомства с достижениями науки в системе образования. В системе образования различают школьное и внешкольное образование (например, домашнее образование, образование посредством использования средств массовых коммуникаций). В результате трудовой деятельности происходит преобразование внешней естественной окружающей среды (например, природной среды) в искусственную окружающую среду (например, техническую среду, художественную среду). Предметно-преобразовательная деятельность преобразует также самого человека. В результате предметно-преобразовательной деятельности, по мнению Т.Гоббса, наряду с естественной личностью формируется искусственная личность. Под естественной личностью понимается человек, чьи слова и действия определяются им самим. Под искусственной личностью понимается человек, чьи слова и действия определяются другими людьми. Создание мирового рынка способствует формированию космополитических воззрений наряду с патриотическими и националистическими воззрениями [6]. Мир в целом описывается в философии в виде набора различных форм бытия: бытия природы, бытия общества, бытия очеловеченной природы (техники), бытия человека, бытия сознания, которые диалектически взаимосвязаны между собой [3].
При описании взаимодействия человека и мира опираются на законы диалектики. Содержание законов диалектики разработал Г.Гегель, а формулировку этих законов предложил Ф.Энгельс. Различают следующие законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные изменения и обратно, закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей утверждает, что во всяком предмете противоположные стороны взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. В качестве примеров наличие противоположностей в окружающем нас мире указывают на то, что вещество состоит из положительно заряженных частиц и отрицательно заряженных частиц, общество состоит из представителей противоположного пола. Закон перехода количественных изменений в качественные изменения и обратно утверждает, что при достижении определенной меры количественных изменений возникают качественные изменения, а при достижении определенной меры качественных изменений возникают количественные изменения. Качество характеризуется совокупностью существенных свойств. Под качеством понимается определенность предмета, в силу которой он отличается от другого предмета. Под количеством понимается определенность качественно однородных предметов. Закон отрицания отрицания утверждает, что в процессе развития могут быть восстановлены элементы предмета, которые были подвергнуты отрицанию (были устранены) на предыдущем этапе развития предмета. Человек стремится к благу, но ученые предлагают учитывать диалектику взаимодействия частного блага и общего блага [9]. Стремление к частному благу может сочетаться со стремлением навредить общему благу, а социальное неблагополучие может негативно повлиять на частное благополучие. Философский анализ социального благополучия, а также соотношения благополучия и неблагополучия содержится в сочинении Н. А. Грика [7]. Стремление к поддержанию общего благополучия способствует преодолению частных случаев неблагополучия. Поэтому следует также учитывать диалектику взаимодействия благополучия и неблагополучия. Платон называл стремление к благу проявлением любви человека. Это могут быть проявления любви к благоприятной природной среде, благоприятной технической среде, благоприятной социальной среде (например, социальной среде). Различают более благоприятную среду и менее благоприятную среду. Человек стремиться поддерживать и сохранять пребывание в более благоприятной среде, а из менее благоприятной среды человек стремится уйти. Когда более благоприятная среда в одном месте соотносятся с менее благоприятной средой в другом месте, более благоприятная среда в одно время соотносятся с менее благоприятной средой в другое время, то возникает противоречие, которое людям приходится разрешать. Частным проявлением любви человека является проявление любви к представителю противоположного пола. Половая любовь способствует формированию семьи, но не гарантирует поддержания семейного благополучия. Различают благополучные семьи и неблагополучные семьи. Различают внутренние и внешние факторы возникновения неблагополучных семей. К внешним факторам, которые способствуют возникновению неблагополучных семей, можно отнести экономические факторы, например наличие безработицы в обществе, к внутренним факторам можно отнести, например, инвалидность [20]. Взаимодействие человека с миром описывается посредством категорий диалектики [13].
Г.Гегель рассматривал диалектическое взаимодействие человека и мира как процесс опредмечивания сущностных сил человека и отчуждение, а под распредмечиванием понимается снятие отчуждения. С этой точки зрения он рассматривает трудовую деятельность, опираясь на сочинения А.Смита. Отмечается вклад последнего в разработку этических и праксеологических основ экономического общества [6]. Слово праксеология (иногда пишут слово праксиология) является словосочетанием двух греческих слов, слова πράξις, которое в переводе на русский язык означает практику, действие и слова λογος, которое в переводе на русский язык означает учение. Таким образом, слово праксеология в переводе на русский язык означает учение о практической деятельности. В практической деятельности важную роль играет знание или незнание истины. Под истиной в философии понимают соответствие знаний и представлений предмету познания (объективной реальности). Социальная практика может способствовать или не способствовать познанию истины. Неумышленное заблуждение и искажение истины называют ошибкой. Сознательное искажение истины называют ложью. Сознание, которое руководствуется ложными идеями, называют ложным сознанием. Ложные действия и лживые слова используются для того, чтобы ввести человека или группу людей в заблуждение. В случае конфликта между людьми одна сторона конфликта может сознательно использоваться ложь по отношению к противоположной стороне конфликта для того, чтобы препятствовать успешной деятельности оппонентов. Одна сторона конфликта, например, военного конфликта может морально оправдывать использование лжи по отношению к противоположной стороне конфликта, а противоположная сторона конфликта будет морально осуждать использование лжи со стоны оппонентов. Существуют лживые суждения отдельного человека и групповая ложь. Борьба с проявлениями лжи протекает на всех этапах развития человечества. На исследования А.Смита повлияла нравственная философия Ф.Хатчесона, который сформулировал закон вычисления моральности действий людей. В соответствии с этим законом оценка моральности действий людей должна учитывать моменты добра и моменты зла. Кроме морального добра и зла различается также естественное добро и зло. При рассмотрении этических и праксеологических вопросов А.Смит критически оценивает идею Ф.Хатчесона о природной склонности людей к добродетели [18]. Его исследование вопросов профессиональной этики тесно связаны с политико-экономическими исследованиями профессиональной деятельности людей. Очень важной и актуальной задачей в отношении человека к миру является выбор профессии в трудовой деятельности. В политической экономии трудовая деятельность описывается с точки зрения закона разделения труда и закона перемены труда. Первым проявлением действия закона разделения труда стало естественное разделение труда между мужчиной и женщиной, которое повлияло на особенности развития мужчин и женщин. Особенности мужчин и женщин порождают проблемы, которые разрешаются тем или иным образом в ходе их супружеской жизни. В соответствии с законом разделения труда люди приобщаются к определенным видам профессиональной деятельности и приобретают определенные знания, ограниченные предметной областью их деятельности. Перечень профессий имеется в Общероссийском классификаторе профессий и должностей, однако, по мнению авторов Аналитического доклада «Формирование модели политического образования в условиях трансформации рынка политических профессий», данный перечень не является полным, например, не включает в себя перечень политических профессий [1]. Е. А. Климов разработал систематику профессий, в который различает типы, классы, отделы и группы профессий в соответствии с факторами, которые обуславливают профессиональную деятельность [14]. К числу таких факторов он относит объекты, средства, условия и цели профессиональной деятельности. В соответствии с различными видами объектов, на которые направлен труд, различаются следующие типы профессиональной деятельности в виде взаимодействия человека с живой природой, человека с техникой и неживой природой, человека с человеком, человека со знаковой системой, человека с художественным образом. По признаку средств труда различаются следующие отделы профессий: профессии ручного труда, профессии машинно-ручного труда, профессии с применением автоматизированных систем производства. По признаку условий труда различаются следующие группы профессий: профессионалы, работающие в помещениях (например, комнатах, цехах); профессионалы, работающие на открытом воздухе; профессионалы, работающие в необычных условиях (например, под водой, под землей); профессионалы, работающие в условиях повышенной моральной ответственности (например, следователь). По признаку цели трудовой деятельности различаются следующие классы профессий: гностические профессии (например, эксперт), преобразующие профессии (например, токарь), изыскательские профессии (например, инженер-конструктор).
В процессе жизнедеятельности человек может приобщиться к одной или нескольким профессиям в соответствии с действием закона перемены труда. Для описания последовательности различных этапов развития человека в основных сферах жизни и профессиональной деятельности используется понятие карьеры [15]. Различают вертикальную и горизонтальную карьеру. Под горизонтальной карьерой понимается перемещение человека в другую функциональную сферу без изменения положения в социальной иерархии, а вертикальной карьерой понимается изменение положения человека в социальной иерархии. В процессе обучения и практической деятельности у человека формируются увлечения, которые могут удовлетворяться в определенной мере посредством профессиональной деятельности. Если профессиональная деятельность не удовлетворяет потребности человека в определенной мере, то человек способен увлекаться любительской деятельностью (хобби). Профессиональная деятельность способна не только позитивно влиять на развитие человека, но иметь негативные последствия, например, в проявлении профессиональной узости. Профессиональная узость препятствует успешной деятельности людей за пределами их профессии. Е. А. Климов описывает развитие человека и его профессиональную деятельность с точки зрения диалектики посредством выявления противоречий, возникающих на жизненном пути, и изучения способов их разрешения. Освоение человеком нескольких профессий, дополнительное образование и самообразование способствуют преодолению профессиональной узости. Человек может совмещать работу одновременно по нескольким профессиям. О разносторонне развитых людях говорят, что они мастера на все руки. На процесс приобщения к профессии влияет научная подготовка человека, которая позволяет сформировать объективную картину мира (научное мировоззрение), а также субъективная картина мира профессий, в которой формируется представление о соотношении своей и чужих профессий, субъективная картина жизненного пути. Формирование человека происходит в результате взаимодействия с окружающей средой. На начальном этапе формирования субъективной картины жизненного пути возникает картина детско-родительских отношений, а затем возникает картина производственных отношений. Объективная картина мира показывает имеющиеся возможности по разрешению проблем, возникающих в различных сферах жизни общества. В описании объективной картины мира предлагается опираться на теорию формирования порядка из хаоса, которую разработал И. Р. Пригожин. Освоение профессии способствует формированию профессионального мировоззрения. Приобщение человека к различным профессиям способствует расширению его кругозора и обнаружению ограниченности узко профессиональных схем мышления (гештальтов). Вопрос о соотношении объективной реальности (материи) и субъективной реальности (сознания) называют основным вопросом философии. К материалистам относятся люди, которые признают первичность материи и вторичность сознания, а к идеалистам относятся люди, которые признают первичность сознания и вторичность материи. Атрибутом, т. е. неотъемлемым свойством материи называют движение. Различают следующие формы существования материи: пространство и время.
Аксиологией называют учение о ценностях. Под ценностями понимается определение положительной или отрицательной роли материальных или идеальных предметов (действий) в жизнедеятельности человека или общества. Г.Риккерт различает положительные и отрицательные ценности. К положительным ценностям он относит добро, истину и красоту, а к отрицательным ценностям относятся зло, ложь и безобразное. В своей жизнедеятельности человек сталкивается с проявлениями добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и лжи, а также по-своему реагирует на эти проявления. Таким образом, жизненный путь человека можно описать в виде безразличного отношения к вышеуказанным проявлениям, либо в виде поддержки положительных или отрицательных ценностей. Человек может реагировать посредством слов или посредством практических предметно-преобразовательных действий. Действия человека могут быть последовательными или непоследовательными. Самопознание человека опирается на осознание обоснованности тех или иных своих действий в различных ситуациях. Совесть человека оправдывает обоснованные действия и осуждает необоснованные действия. Различают трудовую жизнедеятельность и праздную жизнедеятельность. Т.Веблен полагает, что праздная жизнедеятельность является привилегией господствующего класса, а подчиненному классу доступен в основном лишь подставная (фальшивая) праздная жизнедеятельность [5]. Иной точки зрения придерживается М. М. Бахтин, который не отрицает влияния господствующего класса на праздную жизнедеятельность общества, но вместе с тем указывает на народные истоки праздной жизнедеятельности [4].
Появление праздной жизнедеятельности Т.Веблен связывает с формированием господствующего класса на этапе варварства в развитии общества. На этом этапе варварства происходит обособление воинствующего господствующего класса от миролюбивого подчиненного класса. К числу возвышенных видов деятельности господствующего класса относят экономическую, военную, управленческую, спортивную и духовную деятельность. Война рассматривается как почетное занятие и вызывает боевой энтузиазм. Экономическое соперничество в борьбе за обладание материальными ценностями рассматривается как важнейшее средство достижения господствующего положения в обществе, а остальные виды деятельности способствуют укреплению этого господствующего положения в обществе. Постоянное стремление к укреплению своего господствующего положения может рассматриваться как проявление слабости. Поэтому демонстрация праздного образа жизни может свидетельствовать о прочности господствующего положения человека в обществе. Для демонстрации праздного образа жизни используется демонстративное потребление, проведение праздничных мероприятий. В демонстрации праздного образа жизни господствующий класс использует дорогие товары, которые не способен приобрести и использовать подчиненный класс. Для обеспечения праздного образа жизни создается целая индустрия развлечений и сервиса. М. М. Бахтин рассматривает праздный образ жизни народа как вторую жизнь народа после трудового образа жизни. По его мнению, праздный образ жизни народа выполняет не только роль отдыха от труда, но и в своем проявлении выявляет высшие цели человеческого существования. Существенным свойством праздного образа жизни считается веселье, связь со смеховой культурой общества. В рамках смеховой культуры наука может рассматриваться в качестве веселой науки. Народные праздники в карнавально-игровой форме обеспечивают свободное проявление мыслей и чувств людей. Атмосфера народного веселья создавалась посредством высмеивания глупости и дурости в обыденной жизни. Попытки проведения праздничных мероприятий в серьезной форме искажали подлинную сущность праздника. Праздничный смех амбивалентен, т. к. он одновременно высмеивает и ликует, уничтожает и утверждает. В качестве примера народных праздников рассматриваются праздники дураков, которые получили распространения в Европе и в которых демонстрировалось переворачивание высших и низших ценностей. Народ не имеет материальных возможностей длительное время вести праздный образ жизни и быстро переходит от праздной жизнедеятельности и трудовой жизнедеятельности.
Соотношение науки с искусством и религией можно рассматривать с точки зрения гносеологии и с точки зрения праксеологии. С точки зрения гносеологии наука описывает мир посредством форм научного познания, а искусство описывает мир посредством художественных образов. Научным изучением искусства занимается искусствознание. К формам научного познания относят парадигмы, теории, законы, принципы, гипотезы, модели, факты. Наука стремится к познанию истины. Под истиной понимается соответствие знаний и представлений предмету познания. В искусстве также допускается определенная мера соответствия художественного образа действительности посредством подражания, но допускается также отрыв художественного образа от действительности посредством воображения [17]. Имеется определенное отличие религии от магии. Дж.Фрэзер под магией понимает определенный способ воздействия на явления окружающего мира без познания причин возникновения этих явлений, а в религии возникновение явлений объясняют воздействием сверхъестественной причины [21]. Для обособления научной формы познания от ненаучных форм познания в Российской академии наук создана Комиссия по борьбе с лженаукой и Комиссия по противодействию фальсификации научных исследований. Наука и искусство связаны определенным образом с практической деятельностью людей. Поэтому различают фундаментальные науки и прикладные науки, изящные искусства и прикладные искусства, религиозное вероучение и религиозные обряды (ритуалы). Соотношение науки, искусства и религии с практической деятельностью людей описывается в праксеологии науки, праксеологии искусства и праксеологии религии.
Литература:
- Аналитический доклад. Формирование модели политического образования в условиях трансформации рынка политических профессий / Под рук. к.ф.н. О. В. Морозова. — М.: ЦОППиК, 2017.
- Артановский С. Н. Патриоты, космополиты, националисты: историческая эволюция терминов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4(17). С. 101–105.
- Балакшин А. С., Владимиров А. А. Краткий курс лекций по философии. Учебно-методическое пособие. — Н.Новгород: ВГАВТ, 2006.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесассанса. — М.: Художественная литература, 1990.
- Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984.
- Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: История и современность. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
- Грик Н. А. Социальное благополучие человека и общества. Учебное пособие для бакалавров. — Томск: ТУСУР, 2018.
- Губанов Н. И. Является ли философия наукой? / Философия и общество. 2008. № 1. С. 196–202.
- Духовное измерение современной политики / Отв. ред. В. Н. Шевченко. — М.: ИФ РАН, 2003.
- К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. — Париж: ЮНЕСКО, 2005.
- Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2002.
- Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Категории диалектики (теоретико-методологические проблемы): Цикл лекций / Под общ. ред. И. Я. Лойфмана. — Екатеринбург: УрГУ, 2003.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М: Академия, 2004.
- Лачугина Ю. Н. Карьера сотрудника в организации: Методические указания к проведению занятий по дисциплине «Управление персоналом». — Ульяновск: УлГТУ, 2010.
- Миронов А. В. Теория и технология преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019.
- Никитина И. П. Философия искусства: Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2010.
- Смит А. Теория нравственных чувств. — М.: Республика, 1997.
- Социология труда: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред. Р. В. Карапетяна. — М.: Юрайт, 2016.
- Филатова О. В. Факторы и тенденции формирования неблагополучных семей // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 230–232.
- Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М.: Политиздат, 1989.
- Чернова Д. А. Криминалистическая аудио- и видеозапись как вид криминалистической техники, применяемой для объективного и полного расследования преступных деяний (бездействий) // Таврический научный обозреватель. 2015. № 2. С. 161–162.