В статье рассматриваются схемы новой парадигмы высшего профессионального образования, на основе комплексной информационно-образовательной базе, обеспечивающей широкий спектр фундаментальных, профессионально-направленных и информационных знаний по циклам дисциплин инженерных специальностей.
Ключевые слова: инновации, информационные технологии, интерактивное обучение, интеграция, образование.
Отличительной чертой квалифицированного специалиста является умение грамотно и профессионально решать поставленные задачи. Задачи научно-технического прогресса требуют коренного улучшения, на основе информационных технологий, фундаментальной и профессиональной подготовки студентов вузов. В этой связи все значительнее становится роль науки, как непосредственной производительной силы общества, которая воздействует на все отрасли материального производства, и прежде всего, на развитие таких отраслей, как энергетика и машиностроение. В настоящее время научно-технический прогресс реализуется в производстве методом внедрения компьютеризации и автоматизации, для которых необходима информационная культура специалистов адекватная современному уровню и перспективам развития информационных систем и процессов. [2]
Для решения вышеперечисленных задач на современном уровне необходима интегрированная взаимосвязь естественнонаучного, общетехнического и специального циклов дисциплин на информационной основе. Это допустимо только на основе обучении студентов технических специальностей на базе комплексной информационно-образовательной системы. [5] Полученные фундаментальные и профессионально-направленные знания, умения и навыки, позволят на современном уровне и в полном объеме, выполнить требования предъявляемые в стандарте к выпускникам втузов:
- умение работать в области научно-технической деятельности по автоматизированному проектированию, информационному обеспечению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- эффективно использовать материалы и энергию;
- квалифицированно осуществлять сбор, анализ, обработку и систематизацию научно-технической информации по направлению профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий;
- грамотно разрабатывать методические и нормативные материалы, техническую документацию;
- проводить комплексный технико-экономический анализ для обоснованного принятия инженерных и управленческих решений, научно обосновывать возможность выполнения цикла рутинных работ средствами информационных технологий, содействовать их внедрению в процесс обеспечения необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием, средствами автоматизации, информационным обеспечением;
- разрабатывать проекты и программы, выполнять необходимые мероприятия, связанных с испытаниями и отладкой технологий изготовления изделий, оборудования и внедрением их в производство, осуществлять работы по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования, различной технической документации;
- выполнять анализ необходимой информации, технических данных, показателей, результатов работы, обобщение и систематизация результатов решений;
- осуществлять взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке алгоритмического и программного обеспечения технологических систем, систем автоматизации и управления, математических моделей объектов и процессов различной физической природы, в проектно-конструкторской деятельности и научных исследованиях;
- оказывать, при реализации проектов, методическую и практическую помощь;
- выполнять экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием технологических процессов и эксплуатацией оборудования, средств компьютерного оснащения и автоматизации производства;
- использовать современные методы управления и организации работы;
- проводить организацию на научной основе своего труда, работы по повышению информационно-технических знаний работников;
- содействовать развитию творческой инициативы, изобретательства, рационализации, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, а также использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу учреждения, организации, предприятия.
В существующих требованиях к квалификационным характеристикам инженерных специальностей недостаточно учитываются возможности обучения циклам дисциплин на информационной основе, методического инструментария, учитывающего интеграцию фундаментальности и профессиональной направленности на специальность. Поэтому, высокие требования к специалисту, представленные в Госстандарте, входят в противоречия с информационно-образовательными достижениями с уже сложившейся структурой учебного процесса во втузах и требуют:
1. Создания единой системы высшего технического образования на основе комплексной информационно-образовательной базы позволяющей готовить специалистов международного уровня.
2. Слияние образования, науки и производства. Новая информационно-образовательная парадигма ориентирована на реальную интеграцию образования, науки и производства на информационной основе. Учитывая совокупность этих ориентиров, при создании единой системы высшего технического образования, возможно только на основе комплексной информационно-образовательной базы. Причём, главными составляющими такой интеграции на должны стать непрерывность информационно-профессиональной подготовки и взаимосвязь фундаментальности и профессиональной направленности знаний.
3. Усиления роли вузовской науки. Это будет достигнуто при создании учебно-научно-производственных комплексов (УНПК) на основе комплексной информационно-образовательной базы, что позволит сформировать учебные планы, рабочие программы, соответствующие информационно-техническим потребностям современных специалистов, с учетом конкретного производства, научная составляющая УНПК закладывает фундаментальность знаний на примерах конкретного оборудования и технологий производства.
4. Индивидуальной и дифференцированной подготовки студентов. Развитие творческих способностей специалиста через усиление индивидуального и дифференцированного подходов, наиболее эффективно реализуется на основе комплексной информационно-образовательной базы, в которой формируется глубокая фундаментальная теоретическая база, направленная на конкретную инженерную профессию. Индивидуальная и дифференцированнаяподготовка студентов на основе комплексной информационно-образовательной базы предусматривает усиление фундаментальной научно-технической направленности курсов естественнонаучных и общетехнических дисциплин, освоение которых невозможно без фундаментальной естественнонаучной базы, а сам выбор этих курсов обусловлен целевой профессиональной направленностью на специальность. [1] Комплексная информационно-образовательная база позволяет усилить фундаментальную научно-техническую направленность курсов естественнонаучных и общетехнических дисциплин в университетах, где преподавание строится на фундаментализации знаний, или в политехнических вузах, которые обладают широким набором различных специальностей, т. е. обладают основательным профессионализмом. Следовательно, индивидуальную и дифференцированную подготовку студентов на основе комплексной информационно-образовательной базы целесообразно проводить там, где имеются две составляющие — фундаментальность и профессиональность. [6]
5. Целевой подготовки. Решение проблемы совершенствования подготовки инженерных кадров по общетехническим дисциплинам на основе комплексной информационно-образовательной базы, требует пересмотра целевой программы обучения, предусматривающей интеграцию информационных, фундаментальных и прикладных знаний по циклам дисциплин, разработку методов, форм и средств проведения занятий с учетом информационных составляющих.
6. Непрерывность информационно-профессионального обучения. Выделение информационных составляющих дисциплин учебного плана специальности с целью подготовки специалиста способного быстро освоить новые наукоемкие профессиональные технологии на основе информационных.
7. Модульной подготовки. При обучении студентов втузов, благодаря иерархическому построению тематического программного обеспечения по циклам дисциплин в комплексной информационно-образовательной базе, принципы модульной подготовки учащихся значительно усиливаются.
8. Рабочие планы, учебники, программно-методическое обеспечение. Для преподавания студентам втузов циклов дисциплин на основе комплексной информационно-образовательной базы с учетом интеграции принципов фундаментальности и профессиональной направленности требуется соответствующая переработка рабочих планов,программно-методического сопровождения естественнонаучных, общетехнических и специальных дисциплин, которые в обязательном порядке должны иметь междисциплинарные связи в компьютерно-ориентированной профессиональной среде.
9. Стандарты и качество подготовки. Подготовка студентов на основании комплексной информационно-образовательной базы обеспечит современный уровень квалификационных характеристик выпускника вуза, требуемый современной информационно-технологичной промышленности.
Следовательно, ядром функциональной схемы новой парадигмы высшего профессионального образования по нашему мнению должна быть комплексная информационно-образовательная база, обеспечивающая широкий спектр фундаментальных, профессионально-направленных и информационных знаний по циклам дисциплин инженерных специальностей. Всё это даёт предпосылки к созданию эффективной системы обучения инженерных кадров и совершенствованию ее основных образовательных компонент. [4]
Литература:
1. Жужжалов В. Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики Монография //Рос.акад.образования, Ин-т содерж. и методов обучения Москва 2004, С.127
2. Жужжалов В. Е., Баранова О. А. Системный анализ процесса информатизации инженерного образования в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2010. № 1. С. 44–46
3. Жужжалов В. Е., Баранова О. А. Система подготовки и обучения информатике студентов в высшей школе // Научные исследования в образовании. 2010. № 2. С. 23–25
4. Жужжалов В. Е., Баранова О. А. Специфика обучения в условиях информатизации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2009. № 18. С.58–60
5. Жужжалов В. Е. Образовательная среда — как объект управления, мониторинга и повышения качества подготовки специалиста // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 (31). С.34
6. Баранова О. А. Инновационные подходы к методологии обучения специалистов экономического профиля // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 (31). С.32