В статье кратко рассмотрена связь миниатюры Ближнего Востока и Средней Азии средневековья до наших дней.
Миниатюра Востока… Уникальное явление в истории мирового искусcтва, привлекающее своим особым видением мира прекрасного,вобравшее художественный опыт многих поколений и народов Среднего и Ближнего Востока, Средней Азии. Исследователи видят истоки миниатюрной живописи в сказочно-мифологических образах книг, монументальной «стенописи». Современные художники черпают в произведениях миниатюр вдохновение. Для историков и этнографов — это бесценные документы прошедших эпох, свидетельства культурно-материального уклада жизни людей в период средневековья. Старинные рецепты лакокрасочных материалов изучают химики…
Миниатюра как своеобразное явление восточной живописи неразрывно связана с развитием литературы средневековья.
У миниатюры свой, выработанный столетиями эволюции выразительный язык живописи… Перспективу и связанные с нею пространственные планы восточный мастер передает условно, как бы с «птичьего полёта», что позволяет показывать на небольшой плоскости многофигурные композиции, включать одновременно и архитектурный декор экстерьера и интерьера, то есть создавать целый микромир.
В своей эволюции восточная миниатюра прошла долгий и сложный путь от скромных, сдержанных форм 12–13 веков до богатейших живописных традиций миниатюрной живописи I5–17 веков. В эти периоды и определились основные центры миниатюрного искусства: ши-разская, тебризская, гератская, среднеазиатская, исфаханская школы, миниатюрная живопись Великих Моголов (государства на севере Индии).
Гератский центр миниатюры, пожалуй, наиболее полно изучен в историко — этнографическом и, собственно, искусствоведческом плане. Этот период блестящего расцвета литературы, исторических хроник, изобразительного и прикладного исскусств, архитектуры освещён в фундаментальных трудах Г.Пугаченковой, Л.Ремпеля, Л.Долинской, О.Галеркиной, М.Ашрафи и др.
Гератская школа живописи по своей географической роли в 15–16 веках выходит за обычные территориалные рамки одного государства. Богатейшим культурным наследием гератского художественного центра по праву гордятся Иран, Афганистан, Средняя Азия, Азербайджан и могольская (мусульманская) Индия. Все народы этих стран являются культурными наследниками замечательных достижений одного из центров цивилизаций 14–16 веков. В эпоху правления династии Тимуридов Герат считался второй после Самарканда столицей огромной империи Тимурланга.
Герат второй половины 15 века был средоточием культурной жизни Востока. Здесь процветали наука, литература, искусство, возводились великолепные здания.
Творчество гениального миниатюриста Камал ад-Дина Бехзада знаменует высочайщую вершину в развитии искусства Востока. Уже при жизни слава его широко распостранилась по всему Ближнему и Среднему Востоку.
С конца 16 века наибольшую известность получает исфаханская школа живописи Ирана. Но уже в 17 веке европейское искусство оказывает серьёзное воздействие на мастеров исфаханской школы миниатюр.
В 18 веке в Средней Азии воцаряется власть Аштарханидов. В начале века, особенно в первой половине, искусство и наука еще процветают. Таким образом, после высокого искусства живописи Герата, Тебриза, Бухары, Исфахана, могольской школы Империи Бабуридов, в 18–19 веках миниатюра постепенно приобретает с одной стороны черты европейской живописи и с другой — в ней появляется лубочный стиль. Многоплановость, праздничная декоративность с ювелирной точностью изображения деталей, гармония цветов и ритма уступают место более живому, непосредственному воспроизведению жизни.
Итоги анализа эволюции миниатюрной живописи в Средней Азии дают основание сказать, что миниатюра 15–17 веков позволяет осознать эстетические идеалы народов Средней Азии того периода, их видение окружающей действительности. И главное — дают основу для творческого применения их в обучении современных художников миниатюристов приобщения к «секретам» древнего живописного ремесла, творческого применения приёмов миниатюры в самых различных отраслях изобразительного и декоративно — прикладного искусства. Технология миниатюрной живописи Востока — это сложное, многогранное искусство; его рецепты и методы передавались из поколения к поколению, тщательно оберегались. Мастера древности придавали огромное значение качеству художественных материалов, справедливо считая, что от этого зависит очень многое. На основе наработанных приёмов и изобразительных средств, мастера кисти средневекового Востока создали неповторимый по синтезу условного и реального стиль, идеально отвечающий поэтике и прозе классической литературы и исторической хроники Востока.
На сегоднящный день художники-миниатюристы стараются также сохранить особую неторопливость старины, спокойное достоинство мастеров — художников прошлых столетий, не склонных оскорблять свою работу спешкой и изображающих мир сосредоточено и благовейно. И когда мы, сталкиваясь по воле мастеров миниатюры с новой композиционной «структурой», сравниваем изображенные ими персонажи с самими предметами, на которые они нанесены, это графически отвлеченная ритмическая «живость» изображения и певучест локальных цветовых пятен помогают нам яснее почуствовать стилистическую законченность и свободу их произведений. Ритм наглядно выступаеть формообразующим элементом стиля, а связи между предметами усиливают воздействие этих предметов на наше восприятие, насыщая окружающую среду «духовным» напряжением. Вырабатывается определенная система приемов, выражающих и закрепляющих вкус народа, его представления о жизненных ценностях, красоте — это то общественно-художественная основа, среда, которая формирует личность художника. Отсюда высокая значимость приема, духовная содержательность формы в произведениях органичного стиля.
Работы узбекских художников-миниатюристов-это пример сложения стилевого единства при развитом «личностном», индивидуальном начале, чем и объясняется эмоциональная насыщенность и цельность их произведений. Характерно, что стилизация под «псевдонародные искусство» здесь почти не встречается, ибо уроки подлинно народного искусства вошли вплоть и кровь современного художественного мышления мастеров. Возникает как бы новый, небывалый тип современного искусства, где эмоционально-психологический склад личности-народа-находит, как в музыке, непосредственное выражение в самом строе, сложно-гармоническом складе произведений.
Знакомство с восточной миниатюрой — это не только радость встречи с прекрасным, это необходимость осознания истоков современного искусства Востока.
Литература:
1. Ашрафи М. М. Бехзад и развитие бухарской школы миниатюры 16 в. Под ред. Н. Н. Негматова, Н. И. Пригорина. Душанбе: Дониш, АН Тадж.ССР, 1987.
2. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. Древность и средневековье. М., изд-во «Искусство»1982.