Изобразительное искусство Узбекистана: традиции, инновации и их роль в развитии творческих способностей учащихся
Автор: Матрасулов Алишер Камилович
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 05.02.2014
Статья просмотрена: 667 раз
Библиографическое описание:
Матрасулов, А. К. Изобразительное искусство Узбекистана: традиции, инновации и их роль в развитии творческих способностей учащихся / А. К. Матрасулов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5055/ (дата обращения: 19.11.2024).
Школу живописи Узбекистана признают не только у нас в стране, но и во всем мире. Истоки восточной школы живописи уходят в глубокую древность.
Восточные мастера всегда славились своим особым художественным талантом, который в полной мере проявился в отделке и украшениях величественных дворцов, мавзолеев и других культовых зданий. Как правило, основные мотивы узбекского творчества — это орнамент, узор и каллиграфия. Исламские традиции запрещают изображение людей и животных, поэтому мастера принялись развивать более абстрактные направления, доведя их практически до совершенства. Позже появляется новый вид изобразительного узбекского искусства — миниатюра — маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов.
В XIV-XV веках — эпоху правления Тимуридов — во всеобщем культурном подъеме пережило свой небывалый расцвет и узбекское изобразительное искусство. В самаркандских мавзолеях сохранились детали изумительных пейзажных росписей. Некоторые дворцы Амира Темура украшались живописными панно с портретами самого правителя, его жен, сыновей и сподвижников, с богатыми, пиршественными сценами. В это время рождается творчество Камолиддина Бехзода — величайшего художника средневековья, непревзойденного мастера восточной миниатюры.
О стремлении народов Средней Азии к художественному отображению действительности говорит и тот факт, что еще на Туркестанской выставке 1886 года житель Ташкента Тохта-Садык Ходжаев показал скульптурные изображения лошади и оленя, собственноручно вырезанные им из алебастра без помощи каких либо скульптурных инструментов и резцов простым ножичком. На этой же выставке были показаны выполненные ташкентскими кустарями модели домов: европейского, двухэтажного, сделанного из ганча, и двух узбекских домов, сделанных очень искусно и схоже с действительностью.
Кардинальные социально-политические и экономические трансформации, начавшиеся в 1991 г., открыли новую страницу в истории художественной культуры Узбекистана. С первых лет независимости культурная политика Узбекистана была нацелена на становление и совершенствование духовной сферы — изучение и пропаганду исторических, нравственно-религиозных и культурных ценностей. Одновременно с выходом Закона об образовании, в том же 1997 году, на основании Указа Президента Республики Узбекистан «Об образовании Академии Художеств Узбекистана» был организован и Национальный институт художеств и дизайна, что послужила объединению и созданию инноваций в области изобразительного искусства.
Институту, созданному на базе Ташкентского Государственного института искусств при Академии Художеств Узбекистана было присвоено имя выдающегося мастера восточной миниатюры Камалиддина Бехзода. В последние годы активизировалась работа института и по укреплению международных связей в области искусства и художественного образования с высшими художественными учебными заведениями Германии (Дортмундский Университет, филиал института Гёте в Ташкенте), Японии (Университет Сока Гаккай Интернейшнл), Украины (Национальная Академия изобразительного искусства и архитектуры), Казахстана (Национальная Академия искусств им. Т. К.Жургенова), а так же с целым рядом Университетов Кореи- университетами Кеимюнг, Индок, Тегу Хани, Кёнг Хи и университета Гачон.
Развитие творческих способностей актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности. Решение этих проблем, на наш взгляд, во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое создает условия для развития уникальности личности, ее творческих способностей
Самое важное условие раскрытия творческих способностей учащихся — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности. Программа занятий по истории и современности изобразительного искусство Узбекистана развивает творческое воображение, которое последующим будут необходимы на индивидуальных занятиях.
Медиум знания — интернет искусство также необходимы в развитии творческой личности. Следующие сайты способствуют обогащению творческих навыков учащихся разных поколений. tunion.uz — это сайт творческого объединение художников Узбекистана В объединении — свыше 1000 членов. На важном для страны историческом этапе миссия Творческого объединения художеств заключается в создании условий для расцвета национального искусства, в поддержке ярких творческих инициатив художников и их социальной защите. В персональных сайтах Tokhir-karimov.uz, Zukhra.uz, Uzart.uz, kozokov.com можно ознакомиться с трудами и деятельностью художников как Каримова Тохира Абдувахидовича, Абдусаттаровой Зухры, Ортикали Козокова, Нугманова Сардора и др. На сайтах представлены картины в стиле авангард, натюрморт, пейзаж. Параллельно с творчеством они активно участвовают в республиканских и международных выставках Например, работы Нугматова Сардора находятся в частных коллекциях в Ташкенте, России, Украине, Венгрии, Турции, Казахстане, США, Германии, Франции, Тунисе. Также многие из них как напр. Зухра Абдусаттарова совмещают дизайн интерьера, аксессуаров для дома, живопись и поэзию, что тоже может послужить ярким примером универсальной воображении личности.
Воображение — великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, обогащения духовного мира, традиционых и инновационных знаний.
Литература:
1. Боровик О. В. Развитие воображения. — М., 2002. — 235 с.
2. Чегодаев А.Д Всеобщая история искусств, Том 2. Книга 2. -М.1961.
3. Б. Я. Ставиский Искусство Средней Азии.–М.1974
4. Искусство нового Узбекистана //Сборник статей. –Т.1998