Актуальность:Ребенок чаще всего не имеет хорошо развитого воображения, в том числе творческого воображения. Однако, использование на уроках изобразительной деятельности природного материала поможет детям увидеть окружающий мир по- новому. Использование и сочетание новых для детей приемов и способов изображения сделают уроки более занимательными, оригинальными. Сами дети будут в главной роли, а радостные ощущения от создания необычной работы оставят незабываемые впечатления в душе ребенка, что будет являться важной предпосылкой для развития образного восприятия окружающего мира.
Воображения не возникает спонтанно, а при условии влияния взрослых и окружающей среды. Влияние должно уточнять восприятие ребенка об окружающем мире, а не давать ему готовый материал. Ребенку нужно помогать знакомиться с образами, чтобы создавались новые. Если даже эту работу с ними не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии, к началу школьного обучения ребенок может оказаться неготовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. Развитие творческого воображения при помощи изобразительного искусства вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Изучением этой проблемы занимались многие психологи и педагоги, такие как Т.В Беда, Л. С Выготский, И. М. Конышева, В. С. Кузин. Эти ученые с разных сторон рассматривали проблему развития творческого воображения.
Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Воображение — форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов, и вместе с тем, занимающее промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Основная его задача- представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации.
Воображение бывает по степени контроля: произвольное и непроизвольное, а также по способам создания образов: воссоздающее и творческое. В основе выделения пассивного и активного воображения лежит степень выраженности намеренности, сознательности субъекта.
При пассивном воображении еще нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо, желаниям человека.
При активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом поставленной цели. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение направлено на создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Этот вид воображения является базой всего процесса обучения, играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим.
Воображение — это источник идей и для бизнеса, и для любви, и для творчества. Поэтому воображение — это то, без чего жить невозможно.
Итак, творческое воображение — это психический процесс, выражающийся:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;
3) в продуцировании образов, которые не программируются, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. В развитии творческого воображения активную роль играет активность детей, совершенствование наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Дети рисуют то, о чем они думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему. Рисование- это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, осязательные анализаторы. Процесс рисования тесно связан с тончайшим механизмом зрительной координации. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Занятия рисование развивает память, внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать, анализировать, сочинять и воображать.
Использованием природного материала — один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. Природный материал сам по себе — кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно «оживить», дать как бы вторую жизнь. Изготовление рисунков из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования природных материалов в деятельности ребенка обращал внимание еще А. С. Макаренко. Он указывал, что они «...ближе всего к нормальной человеческой деятельности...», что в них «...есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Изготовление рисунка требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это очень важно в данном виде деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики— согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий.Изобразительное искусство с природным материалом оказывает большое влияние не только на воображение, но и на развитие мышления и внимания, на умственное развитие учащихся в целом. Труд по изготовлению рисунков из природного материала способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Следовательно, процесс творения из природного материала стимулирует напряжение и сосредоточение всех умственных и физических возможностей человека, в данном случае младшего школьника. При систематических занятиях данным видом деятельности, происходит неизбежное развитие не только определенных физических навыков и умственных процессов в целом, но и развитие всех видов воображения, в частности. В наибольшей степени это относится именно к творческому воображению.
Итак, использование природного материала в ходе обучения детей изобразительному искусству помогает учителю сделать процесс обучения более творческим и увлекательным. Знакомясь с разнообразными приемами использования природного материала повышается творческая активность детей.
По согласованию с профессором Веретенниковой Л.К, секция начального образования.
Литература:
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2012.298 с.
- Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
- Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Составители: Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. — М., Академия, 2001–231 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. -3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка.- М.: Смысл, Эксмо, 2004.-512с.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1999 — № 6 — С.52–59.
- Орлова Л. В. Искусство детям.-М.: Мозаика-Синтез, 2003.-16 с.
- Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1–4 кл. — Пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
- Павлик К. В. Изобразительное искусство в начальной школе. — Наука, Флинта, 1999.
- Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовский, С. И. Розум., 2002. — 345 с.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. / Л. Ю. Субботина. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240с., ил. — /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
- Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России, 1998.