Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования интерактивной доски
Авторы: Якушева Светлана Алексеевна, Кондакова Наталья Дмитриевна, Пономаренко Юлия Георгиевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 05.04.2020
Статья просмотрена: 525 раз
Библиографическое описание:
Якушева, С. А. Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования интерактивной доски / С. А. Якушева, Н. Д. Кондакова, Ю. Г. Пономаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5108/ (дата обращения: 17.12.2024).
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Применение интерактивной доски как одного из средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в творческом развитии дошкольников становится все более актуальным, так как ее технические возможности позволяют полнее и ярче, в наиболее доступной, привлекательной игровой форме развивать различные психофизические функции детей, усилить творческую составляющую учебного процесса, используя возможности, предоставляемые сетевыми ресурсами.
Готовые мультимедийные ресурсы, как правило, рассчитаны на индивидуальные занятия с ребенком, а интерактивная доска — инструмент групповой работы.
Вышеуказанные возможности позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Основная цель использования интерактивной доски для развития творческих способностей старших дошкольников заключается в том, что интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.
По нашему мнению, интерактивная доска как средство обучения призвана вдохновить и призвать дошкольников к стремлению овладеть новыми знаниями. Применение технологических возможностей интерактивной доски (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды в различных видах деятельности дошкольников.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы для интерактивных досок, активизируют познавательную, творческую деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
В процессе обучения используем интерактивную доску:
– как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
– как интерактивный инструмент — работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность образования дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие графо-моторных навыков, мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Благодаря интерактивной доске повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления (понятие-суждение-умозаключение).
Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдая за действиями партнера по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации воспитанникам и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
В своей работе на протяжении последних лет нами создавались собственные дидактические и развивающие материалы с использованием персонального компьютера, интернет — ресурсов для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Со временем мы отметили, что возникла необходимость повышения качества развития творческих способностей старших дошкольников с использованием более современных информационных технологий.
Таким новым, инновационным ресурсом и стала интерактивная доска, приобретенная нашим дошкольным учреждением.
Для развития творческих способностей старших дошкольников на занятиях по ФЭМП проводились игры «Строим дом мечты», целью которой было: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие творческого потенциала. Дети выбирали и передвигали на доске фигуры, создавая из них неповторимые постройки. В результате воспитанники проявляли творчество в работе, умение соотносить размеры элементов построек. Детям предлагалось отгадать загадку, а затем из предложенных элементов собрать отгадку (елочку), кто-то делал елочку высокой и стройную, кто-то из детей создавал маленькую и пышную, тем самым внося собственные элементы творчества в процесс.
С помощью геометрических элементов игры «Семья геометриков» дошкольники стремились создать членов семьи из страны Математики, в этой игре решались задачи по конструированию из отдельных элементов, создание коллективной работы, умению работать в команде. По такому же принципу дети развивали свои творческие способности в играх «Составь узор», «Укрась платок» и др.; элементы для творчества выбирали сами, раскрашивая их и меняя очертания по собственному усмотрению с помощью цветных маркеров интерактивной доски.
В реализации задач по развитию творческих способностей у старших дошкольников много времени посвящалось работе с доской на занятиях по художественно-эстетическому развитию. Дети учились рисовать подснежник, опираясь на схему, предложенную на доске, прорисовывали элементы, ориентируясь на образец.
На занятии по рисованию «Волшебные крылья бабочек» дети проявляли свое творчество, фантазию, воображение в создании узора на крыльях бабочек с помощью элементов программы интерактивной доски.
Самыми впечатляющими для детей стали задания на раскрашивание контуров предметов, животных, растений. Выбирая на панели справа цвет, ребенок переносил его как кистью на изображение, картина буквально оживала на глазах. Дошкольники активно использовали доску в качестве мольберта, но вместо кисти в их руках был стилус с неограниченными возможностями. Рисование на доске специальными маркерами закрепляло умение детей располагать рисунок на всей поверхности, соблюдая масштабы элементов, проявляя свое творчество.
На занятиях по аппликации дети имели возможность самостоятельно создавать на доске из набора заготовок будущий образец для выполнения работы по теме «Космос», предположить, куда и с какой целью полетит космический корабль, описать особенности внешнего вида его пилотов, тем самым развивая фантазию, творческое воображение.
Игры «Что спрятал художник?», «Дорисуй фигуру» также способствовали развитию творческих способностей дошкольников.
На занятиях по ознакомлению с миром природы воспитанникам была предложена игра «Времена года». На экране располагались картинки с приметами времен года, которые дети должны были обоснованно сгруппировать. При условии, если задание было выполнено правильно, раздавалась веселая мелодия, если ребенок ошибался, звучала грустная. В результате на экране доски появлялась картина времени года, которую «сконструировал» ребенок. Творческий подход заключался в том, что с помощью отдельных элементов дети создавали свою, авторскую картину, имея возможность дополнять ее элементами, доступными в библиотеке изображений на панели инструментов. Это пособие стало универсальным, помогло решить множество задач в данном направлении.
На занятиях по ознакомлению с предметным и социальным окружением дети с помощью интерактивной доски изучали правила дорожного движения, а затем создавали картину «Безопасный город», тем самым применяя свои знания практически и развивая творчество. При знакомстве детей с профессиями взрослых дети пробовали себя в качестве портных, дизайнеров одежды, создавая свои уникальные костюмы для нарисованных моделей.
На занятиях по развитию речи мною использовались игры на словотворчество, составление рассказов из опыта, по сюжету, как реальному, так и фантастическому. Например, в игре «Что находится за…?» дети должны были представить, что может находиться за картинкой, рассказать об этом максимально подробно. Затем картинка по касанию маркера «оживала».
Аналогично, по картинке с изображением различных персонажей дети составляли рассказ, сказку, дополняли из копилки изображений свой текст новыми персонажами, вводя их в сюжет.
Речевые игры с использованием интерактивной доски с применением звуковых элементов позволяло развивать фонематический слух, при этом развивая фантазию, творчество, воображение воспитанников. Одной из таких игр является игра «Отгадай на слух», где на экране за скрытыми изображениями, путем нажатия картинка начинала говорить или издавать различные звуки. Дети догадывались или придумывали, кто это или что и описывали скрытый предмет.
При проведении занятий интерактивная доска использовалась мною для решения задач по здоровьесбережению дошкольников. Проводились динамические паузы, физминутки, гимнастика для глаз. Дети с удовольствием повторяли упражнения за героями в формате 3D.
Уникальная особенность интерактивной доски совмещать сразу несколько компьютерных ресурсов позволяет значительно сократить время при проведении занятий на переключение, закрытие программ, что выгодно отличает ее от других технологических ресурсов, ранее используемых в дошкольных учреждениях. Тем самым у педагога остается достаточно времени для подгрупповой, индивидуальной работы с воспитанниками, закрепления пройденного материала.
Для проведения индивидуальной работы по развитию творческих способностей мы использовали интерактивную доску в свободное от занятий время, тем самым закрепляя навыки рисования, составления узоров по образцу и из предложенных элементов, умению правильно подбирать цветовую гамму; развивать фантазию, творческое воображение при составлении рассказов и сказочных историй.
Работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски дала возможность качественней оценивать, анализировать детьми полученный результат, ведь ее технические возможности позволяют сохранять файлы как в первозданном, так уже и в измененном виде, что дает возможность сравнить результат «до» и «после».