В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.
Ключевые слова: старшие дошкольники, формирование элементарных математических представлений, интерактивная доска, ИКТ.
Использование в практике современного дошкольного образования информационных технологий в настоящее время достаточно актуально, поскольку благодаря им педагоги могут расширить свои возможности и эффективно воздействовать на различные стороны развития дошкольников. К тому же, современные дети практически с самого рождения попадают в насыщенную информационную среду, учась ориентироваться в различных гаджетах — компьютерах, планшетах, видео- и фотокамерах [3].
Создание цифровой среды — одна из основных задач модернизации современного дошкольного образования. Интерактивная доска на сегодняшний день является одним из самых распространённых цифровых устройств, используемых в образовательной работе с дошкольниками. Несмотря на это, исследования, позволяющие говорить об эффективности её применения в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста, встречаются крайне редко, и возможности и риски её использования до сих пор не определены [2].
Методика исследования
Цель исследования состояла в изучении возможностей использования интерактивной доски в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В нём приняли участие 50 старших дошкольников 6–7 лет и 20 воспитателей. Проводилось оно на базе Школы № 2115, в дошкольном отделении № 5 и состояло из двух этапов. Сначала был разработан опросник для воспитателей, направленный на определение отношения воспитателей к использованию интерактивной доски в образовательном процессе. Далее для проведения педагогического эксперимента были разработаны занятия по ФЭМП, направленные на развитие таких знаний, умений и навыков, как:
– умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал, трапеция);
– умение выделять основные признаки геометрических фигур;
– умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур (то есть соотносить форму предмета с геометрической фигурой).
Результаты исследования
Результаты опросника показали, что только половина из опрошенных воспитателей использует в работе с детьми интерактивную доску. Большинство воспитателей считает, что подготовка к занятию с использованием интерактивной доски требует большего количества времени, чем подготовка к традиционному занятию без её использования.
Причины, по которой воспитатели в своей работе используют интерактивную доску, можно разделить на две группы. Первая связанна с направленностью на создание более благоприятных условия для освоения ребенком образовательного содержания (сюда входят скорость усвоения материала и интерес со стороны детей). Вторая — с интересами и обстоятельства педагога, которые связаны с прохождением соответствующих курсов, удобством использования, уменьшением времени на подготовку, доступностью материалов в сети Интернет, а также увеличением объёма материала для показа.
Основные причины, по которым воспитатели не используют интерактивную доску, связаны с отсутствием навыков использования, отсутствием соответствующей доски в учреждении, а также с личным непринятием.
Плюсы использования интерактивной доски воспитатели, как правило, видят в том, что она позволяет создать благоприятные условия для развития ребенка. Минусы, как правило, связывают со своими возможностями и особенностями ситуации уровень владения доской, количество времени, отводящееся на подготовку к занятию, временные ограничения в её использовании, а также материальная составляющая.
Целесообразнее всего, по мнению воспитателей, использовать интерактивную доску во время групповых занятий, знакомства с новой темой, а также тогда, когда воспитатель умеет ей пользоваться. Отсутствие навыков владения ИД делает процесс ее использования неэффективным, так же неэффективно ее использование на протяжении всего занятия или дня, т. к. приводит к переутомлению детей.
Для выявления влияния принципа интерактивности на эффективность ФЭМП был проведен педагогический эксперимент.
Для исследования была выбрана тема «Признаки геометрических фигур». На этапе констатирующей диагностики детям были предложены три задания, направленные на умение соотносить изображение с эталоном, ориентироваться в признаках фигур и их названиях. Всего было проведено 6 занятий по представленной теме. Занятия проводились в первой половине дня в течение месяца. Задачи этих занятий состояли в развитии умения различать, называть и выделять основные признаки геометрических фигур, соотносить форму предмета с геометрической фигурой. В контрольной группе занятия проводились в традиционной форме, а в экспериментальной — с использованием интерактивной доски. Специфика занятий с использованием интерактивной доски заключается в том, что проецируемый на экране доски материал нагляден, ярок и красочен, что привлекает внимание детей. Благодаря использованию интерактивной доски повышается темп занятия, становится возможным варьирование форм взаимодействия участников образовательного процесса.
На этапе контрольной диагностики использовались те же задания, что предлагались детям и на констатирующем этапе. Также анализировались результаты включённого наблюдения, во время проведения занятий.
В результате констатирующей диагностики у каждого ребёнка определялся уровень развития умения различать, называть, выделять основные признаки геометрических фигур, а также соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Низкий уровень ставился ребёнку, который делал большое количество ошибок (от двух и более в каждом из заданий), средний — если совершал небольшое количество ошибок (не больше одной в каждом задании) и с помощью взрослого исправлял их; высокий уровень — если выполнял задания без ошибок. Диагностика показала, что обе группы практически однородны по тем уровням развития ЗУНов, которые показали дети.
Контрольная диагностика, проведённая после работы по формированию соответствующих ЗУНов, показала, что результаты стали значимо различаться. Также было определено, что в экспериментальной группе не осталось ни одного ребёнка, у которого бы имелся низкий уровень развития исследуемых ЗУНов, в отличие от контрольной группы.
Далее были выявлены дети с положительной динамикой ЗУНов — с низкого на средний уровень и со среднего на высокий уровень, результаты получились следующими:
1) среди дошкольников из контрольной группы уровень развития ЗУНов поменялся только у 16 % испытуемых (у 8 % с низкого на средний, у 8 % — со среднего на высокий);
2) среди дошкольников из экспериментальной группы уровень развития ЗУНов поменялся у 64 % испытуемых (у 16 % испытуемых — с низкого на средний уровень, у 48 % испытуемых — со среднего на высокий).
Применение критерия Фишера показало значимые различия в уровнях развития ЗУНов детей ЭГ и КГ. Результаты включённого наблюдения показали, что дети из экспериментальной группы, где использовалась интерактивная доска, были намного активнее, вовлечённее и более организованно работали на занятиях. Эти дети были более внимательны и сосредоточены. Ребята же из контрольной группы часто отвлекались, были не внимательные, практически сразу теряли интерес, проявляли мало активности, в этой группе практически отсутствовали совместные обсуждения детей по теме занятия.
Таким образом, результаты исследования показали, что:
– к настоящему моменту у воспитателей отсутствует единое мнение относительно вопросов использования интерактивной доски в образовательной работе с детьми дошкольного возраста;
– воспитатели отмечают как положительные, так и отрицательные моменты, касающиеся использования интерактивной доски;
– использование интерактивной доски позволяет более эффективно строить образовательный процесс. Становится возможным увеличить темп занятия, более продуктивно организовывать взаимодействие детей друг с другом, а также более длительное время удерживать внимание и интерес детей [1].
Таким образом, результаты проведённого педагогического эксперимента показали, что использование интерактивной доски способствует значительно лучшему усвоению материала, направленного на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Но, к сожалению, современным воспитателям в силу ряда причин зачастую не доступно использование в дошкольной образовательной организации такой доски, чаще всего это связано с её отсутствием и отсутствием навыков работы с ней.
Литература:
- Абибуллаева С. С. Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 545–547.
- Атемскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. — СПБ.: ООО «Издат-во «Детсво-Пресс». — 2012.
- Беликова Ю. В. Формирование элементарных математических и цифровых навыков у детей дошкольного возраста как база перехода к цифровому обществу и экономике: постановка проблемы / Ю. В. Беликова, С. Е. Кармазина, Н. А. Еськова // Политика, экономика и инновации. — 2021. — № 3 (38). — С. 1–12.