Восточная миниатюра — одна из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира. До XVI в. миниатюра, как правило, являлась составной частью книги, а иными словами — книжной иллюстрацией, но позже все чаще встречаются и миниатюры на отдельных листах. Поэтому своим ярким проявлением она обязана рукописи, так как органично вписалась в неё, часто иллюстрируя художественные произведения. Помимо качества декоративного оформления ценность рукописи определялась именно наличием миниатюр. Можно сказать что, миниатюра, иллюстрировавшая текст являлась украшением рукописной книги. Искусство оформления рукописной книги на Востоке всегда отличалась своим эстетическим изяществом, гармонией цветов, а также богатством символико-смыслового содержания.
Восточная рукопись — это прежде всего мастерство каллиграфов, разработавших на протяжении веков на основе арабской письменности варианты разнообразных почерков. В слитной или раздельной системе начертания букв и слов геометризованного куфи и гибкой вязи почерков насх, сульс, дивани, насталик вырабатывалась «красота письма». [1, с. 5] Считалось, что для овладения им необходимо нравственное совершенство. Как говорил величайший каллиграф XV века Султан Али Мешхеди: «Красивое письмо — украшает человека”.
Как особый вид изобразительного искусства миниатюра развивалась под влиянием классической восточной поэзии. Первоначально миниатюра иллюстрировала книги исключительно светского содержания: естественнонаучные трактаты по медицине, ботанике, астрономии и математике, исторические сочинения, произведения художественной поэзии и прозы. Несмотря на богатство и разнообразие восточной средневековой литературы, иллюстрировались не все произведения, существовал определенный отбор. Неувядаемые, прославленные в веках произведения классиков восточной литературы — Абулкасыма Фирдоуси, Низами Гянджеви, Абдурахмана Джами, Алишера Навои — явились неисчерпаемым источником вдохновения художников, обогатили их творчество высокими гуманистическими идеями, бессмертными образами. [2, с.26] Иллюстрировались произведения Рудаки и Омара Хайяма. Ряд же произведений классической литературы постоянно привлекался для иллюстраций, отдельные сюжеты были даже обязательными, и на их основе отрабатывались композиции, ставшие каноническими. Самыми популярными и часто иллюстрируемыми произведениями были «Шахнаме» Фирдоуси (героический эпос давал художнику неисчерпаемый материал самых разнообразных сюжетов из деяний царей и героев), а также «Хамса» Низами, состоящая из пяти поэм: “Сокровищница тайн”, “Хосров и Ширин”, “Семь красавиц”, “Лейли и Меджнун” и “Искандер-наме”. Причем, иллюстрировали как всю «Хамса», так и отдельные поэмы, распространяемые в самостоятельных списках. Со временем стали иллюстрировать «Бустан» и «Гулистан» Саади, «Диван» Хафиза. Восточная поэзия не только определила гуманистическое содержание и идейную направленность миниатюрной живописи, но и наложила определенный отпечаток на развитие ее художественной формы. Возвышенный мир поэтических образов, изысканный, расцвеченный метафоричностью язык, ритмика, музыкальность помогли художникам создать глубоко созвучный поэзии условно-декоративный стиль, романтически приподнятый, опоэтизированный образный строй. [2, с.26]
Письменные источники дают свидетельства о высоком подъеме изобразительного искусства на Востоке в конце XIV — первой половине XV века. Развитие его протекало в двух руслах — живописи монументальной и миниатюрной. Первая связана была с архитектурой, с оформлением интерьера, с плоскостью стены. Вторая — с искусством книги, художественным оформлением рукописи, с плоскостью листа.
Образование государства Темуридов в XVв. положило начало самому блестящему периоду в развитии школ миниатюрной живописи Мавераннахра и Ирана. В эту пору высокой просвещенности и расцвета искусства рукописной книги миниатюра представляет собой не только завершающий элемент художественного оформления богатого манускрипта, но и самостоятельное произведение искусства. Это была эпоха грандиозных геополитических перемен, расцвета интеллектуальной жизни и духовных исканий, взаимодействия и взаимообогащения традиций различных народов. В этот период были созданы условия для активизации ранее (до XIV в.) ограниченного взаимообмена опытом и достижений прославленных школ (Тебриз, Багдад, Шираз, Самарканд). Традиции изобразительной стенописи, сложившиеся при Темуре, были продолжены и при внуке Темура Улугбеке. Но ко второй половине XV века клерикальная реакция, охватившая Мавераннахр, прервала развитие монументальной живописи в Средней Азии. Однако в иных областях традиции, некогда исходившие из Самарканда во времена Темура и Улугбека, продолжали развиваться. В этот период книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает большое значение в общей системе оформления рукописи. Миниатюрная живопись этого времени отличалась своим мастерством, уверенностью в изображение фигур людей и сложностью композиции. Художники Герата обращали основное внимание на прорисовку людей, делая окружающую их сцену простым сопровождением. Благоуханная природа, полная ярких красок и гибких линий, весенний сад с цветущими деревьями, архитектура, изукрашенная геометрическим орнаментом — все это образует эстетически декоративный фон, на котором разворачивается основное действие. К примеру, в гератском дворце Тараб-хана при Абу-Саиде были найдены росписи, прославляющие его победоносные походы, в тебризском дворце Хашт-Бехишт венецианские послы видели на стенах сцены баталий, приемы посольств, конных охот, изображения людей и животных.
Наивысшего расцвета темуридская миниатюра достигла в блестящее правление в Герате Султана Хусейна Байкары (1469–1506гг.) и его визиря, выдающегося государственного деятеля, великого поэта, гуманиста и мыслителя, создателя литературы на староузбекском языке «тюрки» Алишера Навои. В дворцовой библиотеке трудились выдающиеся мастера того времени — талантливый каллиграф и известный миниатюрист, глава канцелярии Мирак Наккаш, а также Мухаммад Наккаш, Шах-Музаффар, Касим Али и «чудо века», великий Бехзад. Камалиддин Бехзад (1455- 1535) был основателем художественного стиля гератской школы. Он развил искусство живописи, рисовал портреты, различные иллюстрации к художественным книгам. В его гениальном творчестве миниатюра достигла вершин возможного совершенства, идеального воплощения своих художественных и эстетических принципов.
Самый большой вклад Бехзад внёс в развитии книжной иллюстрации, которой он придавал особенную выразительность. На ряду с этим он был первым художником на Востоке, поднявшим на высшую ступень портретное дело, превратив его в самостоятельное искусство, отдельное от книжной иллюстрации. Вклад Бехзада в восточную живопись был огромным, его творчество стало подлинной школой для молодых художников. Работы Камаледдина Бехзада отличаются тонким выразительным рисунком, богатством цветовой гаммы, живостью поз и жестов изображенных людей. Не смотря на отдельные отступления, его произведения продолжают поражать художников мира.
В творчестве Бехзада получают развитие новые тенденции. Перед Бехзадом стояла трудная задача — сохраняя верность значимым формулам средневековой традиции, одновременно расширить и усовершенствовать ее изобразительно-смысловой потенциал. Бехзад продемонстрировал необычайно широкий взгляд на жизнь и глубокое восприятие ее в различных проявлениях. Используя сложную архитектонику (схемы круга, спирали, диагонального построения и пр.), художник достиг пространственности, воздушности композиции. Раздвинув рамки изображаемого мира, активизировав эмоциональную сторону композиции, заострив драматургию сюжетных ходов, он добился более выразительной интерпретации сюжетов, с массой эмоционально-психологических подробностей, более глубокого и объемного осмысления жизни. Если в ранних миниатюрах художники ограничивались показом главного действия рассказа, то в дальнейшем, особенно у Бехзада, более гибкий и полнокровный персонаж предстает в разнообразной, богатой явлениями обстановке. Окружающее пространство строится относительно фигуры человека, превращаясь в естественную среду обитания, где действие представляется незаконченным, длящимся во времени. Творчество Бехзада, опиравшееся на традиции высокого наследия, вобрав все лучшее и синтезировав опыт лучших школ, предстало зрелой кульминацией всей мировоззренческой и художественной системы на Востоке. Гений Бехзада, художника разностороннего, работавшего и в бытовом, и в лирическом жанрах, положившего начало «живописным хроникам» и индивидуальному портрету, решительно повлиял на всех мастеров гератской школы, придав ей стилистическое единство [1, с.7]. Исполненные Бехзадом миниатюры дошли до нас в циклах списков «Зафар-наме» Шарафиддин Али Яздий, ок. 1480г., «Гулистан» Саади, ок. 1480г., «Мантик-ат-тайр» Фариддудин Аттара 1483г., «Бустан» Саади, 1488–89гг., в двух списках «Хамса» Низами от 1442г., миниатюры 1490-х гг. XV в.
«Портрет Шейбани-хана». Миниатюра, 1507 г.
Именно Камалиддину Бехзаду Хусейн Мирза поручает принять вызов со стороны Оттоманского султана: в итоге художник создает необычную для миниатюрной живописи серию портретов, в которых ощущается манера европейской живописи XV-XVI вв. Среди них изумительная работа «Дервиш из Багдада», оригинал которой хранится в альбоме Беллини в библиотеке музея Капы в Стамбуле и датируется 1500 годом [3, р.106]. К.Бехзад умел создавать удивительно тонкий психологический образ, тем самым подтверждая мысль о высоком профессионализме мастеров-миниатюристов, знании ими академической традиции рисунка и живописи.
На Востоке орнамент широко использовался в украшении рукописных книг, заполняя пространство вокруг миниатюр, фрагменты архитектурных сооружений внутри композиций, или играл самостоятельную роль в виде орнаментальных медальонов. Эстетика орнаментального стиля, блистательно выраженная во многих работах Бехзада, была оригинально интерпретирована во многих произведениях европейских художников XIX-XX веков. Бехзад также использовал орнамент в качестве украшающего элемента, но как истинный мастер не ограничивался функцией узора и вводил его в ткань основных изображений. Примером блистательного синтеза фигуративного и орнаментального начал может служить изысканная композиция «Девушка среди цветущих ветвей», созданная в 1480 г. На золотисто-желтом фоне будто бы парит фигура грациозно изгибающейся луноликой девушки в черном халате, на котором отчетливо и выразительно смотрятся узоры в виде широколистных ветвей. Фигура словно сливается с орнаментом, образую некую яркую пластическую метафору, поэтически воспевающую торжество жизни и красоты. Этот прием слияния орнамента и фигуры человека стал широко использоваться в последующем в искусстве XX в. (в частности, ярко проявился в современном искусстве Узбекистана).
Миниатюрная живопись Востока дает сконцентрированный образ мировосприятия и мироощущения народа, так как в живых образах воспроизводит саму жизненную реальность, историческую и религиозную самобытность народа. Художники Востока в своих произведениях призывали людей к познанию природы и всего прекрасного. Но наряду с этим они отдавали дань времени и изображали также роскошную жизнь представителей аристократической знати. Круг изображаемых образов не особенно широк — это музыканты, дервиши, влюбленные, гости на пиру, воины, погонщики верблюдов. Но более пристальному взгляду открывается иное: художники по сути отображают Вселенную, где каждое дерево, каждый цветок, травинка хранят воплощение тайн. А внутри этой Вселенной мир не менее сложный, прекрасный и таинственный — это мир Человека. Основная черта работ — созерцательность и философские раздумья, когда от суеты хочется уйти в мир красоты, причем красоты особой, овеянной экзотикой Востока, национальными обычаями народа, его религиозным мировосприятием, бытовыми подробностями, красотой типажей, костюмов, среды. [2,с.8]
В итоге можно сказать что, миниатюра являясь одной из эстетических форм рациональности, на Востоке этот вид искусства был широко развит. Яркая красота восточной миниатюры, разлитая в линиях, формах и красках всегда доступна взору и чувству каждого зрителя. Её образы изумительно праздничны, полны радости и очарования жизни, а реальность, вымысел и символика как бы сливаются в ней в единое целое. Своеобразной чертой восточной миниатюры является то, что какой бы исторической давности не были изображенные на ней события, они передаются в современной художнику среде и обстановке. Костюмы героев, архитектура, бытовые детали сопутствуют времени и месту сотворения миниатюр. Исследователям это всегда помогает в установлении страны создания самой миниатюры, к постижению разного рода реалий соответствующего времени и места. Миниатюрная живопись Востока и по сей день щедро дарит свою красоту и хранит свое очарование.
Литература:
- Пугаченкова Г. А., Галеркина О. И. Миниатюры Средней Азии. В избранных образцах. –М.: Изобразительное искусство, 1979 г.
- Ш.Шоякубов. Современная миниатюра Узбекистана. -Т.: Узбекистан, 2006г.
- E.Bahari. Bihzad, 1997г.