Задумывались ли вы когда-нибудь, какие вещи нас окружают в быту? Одежда, обувь, посуда, ковры, одеяла и покрывала? Редко кто из нас вдумчиво и скрупулезно подходит к выбору вещей. Сегодня в век тотальной занятости, почти все мы склонны к минимализму, главный приоритет — удобство. И как хорошо, что сегодня все делается для того, что бы возродить истинно народное искусство.
Узбекистан — страна с необыкновенно талантливым народом, а талант и мастерство, умноженные на многие века славной истории и дают в итоге, те шедевры народного творчества, которые не дадут позабыть о своих корнях, своей культуре и своем неповторимом этносе.
В нашей стране великое множество замечательных мастеров и сотни ремесел, но сегодня хочется рассказать о тех, что снискали для своей родины мировую славу. В течение веков в узбекском народе сложилась любовь к красивым узорчатым вышивкам. Творцами художественных изделий являются преимущественно женщины. От матери к дочери передавались старинные узоры, приемы шитья. Девочек с детства обучали вышивальному искусству, стараясь сделать из них хороших мастериц. Каждая семья своими силами изготовляла для себя декоративные вышивки. Для сюзане, например, требовалось полтора-два года работы. Мать начинала вышивать приданое для своей дочери, когда та была еще маленькой. А если семья не успевала своими силами выполнить все вышивки, необходимые к свадьбе, то она прибегала к помощи родственниц и соседей.
Испокон веков вышитые панно — сюзане украшали дома узбеков, их древние узоры имели сакральное значение и по поверьям помогали охранять дом от злых духов, приносили в семью мир и достаток.
К свадьбе в семьях готовили для невест целый набор предметов украшенных вышивкой, здесь и вышивка для украшения стен — «сюзане», «гулькурпа», «паляк», и занавеси, скрывающие стенные ниши — «кирпеч», «джойпуш», и молитвенные коврики — «джойнамаз», и свадебные простыни — «руиджо». По традиционной вышивке «сюзане» можно было безошибочно узнать, из какого края невеста. Ташкент, Джизак, Самарканд или Сурхандарья — многие районы Узбекистана имеют свой самобытный, непохожий на другие рисунок.
Нуратинская вышивка. В конце девятнадцатого века в Нурате возник оригинальный стиль вышивки: цветы, вышитые на белом фоне ткани стали визитной карточкой нуратинских рукодельниц. С точки зрения богатства и разнообразия мотивов цветные модели заняли ведущее место в художественной вышивке Узбекистана. Часто растительный орнамент сопровождался фоновым изображением птиц, а также стилизованными изображениями животных и людей. Наиболее распространенным изображением была восьмиконечная звезда в середине и четыре большие ветви в углах. Еще один вид декоративной композиции — это тонкие ромбовидные листья в виде решетки — «тоба-дони». Клетки этой вышивки заполнялись вышитой россыпью цветов, розеток, птиц и животных.
Бухарская вышивка. Вышивка в Бухаре является одной из самых интересных в Центральной Азии. Типичный бухарский дизайн являет собой цветы на тонких ветвях, равномерно распределенных по поверхности ткани, или круглые розетки, обрамленные длинными стеблями. В цветовой гамме используется гармоничное сочетание голубого, серого и светло-желтого с красным, малинового и зеленого цветов.
Самаркандская вышивка. Вышивка Самарканда отличается от работ из Нураты и Бухары значительно упрощенной конструкцией, состоящей из розеток в окружении лиственных кругов и ограниченной палитрой с преобладанием сиреневого цвета.
Сурхандарьинская вышивка. Для современной сурхандарьинской вышивки характерно многообразие самобытных, удивительно красочных и ярких орнаментов, наделённых древним магическим смыслом. Сурхандарьинский стиль вышивки богат растительными орнаментами со всевозможными цветочными вариациями: эгизгуль, лолагуль, пахтагуль, ойгуль и многие другие. Мастерицы Сурхандарьи сумели сохранить практически все виды традиционных мотивов в оформлении всевозможных изделий таких как: байсунские тюбетейки (выполненные в технике «пильта-дузи»), бельбоги (поясные платки), ойна-хальта (мешочки для зеркал), сюзане (настенные матерчатые перегородки), бугджома (покрывала для хранения вещей).
Шахрисабзкая вышивка. В орнаменте вышивки Шахрисабза, как и Самарканда, центральное место занимает большая розетка с разноцветными деталями, обрамленными синими лиственными гирляндами. Иногда — это растительные мотивы с рамкой в виде больших орнаментов и кругов. В Шахрисабзе также были созданы несколько разновидностей тюбетейки. Цветная палитра вышивки основывается на нескольких основных тонах: малиновом, зеленом и красном.
Ташкентская вышивка. В Ташкенте существует два вида больших декоративных вышивок типа сюзане — палак (от слова «фалак», что означает «небесный свод») и гулькурпа. Вся поверхность ташкентской вышивки палак покрыта сплошными вышитыми символами и темно-красными кругами. Композиция гулькурпы выстроена в виде центральной звезды или круга с цветочными ветками, оставляя видимой большую площадь чистой ткани.
Ферганская вышивка. Вышивки из Ферганской долины отличаются тонким графическим дизайном веточек и концентрическими кольцами с большими свободными площадями фона. Работы ферганских мастериц выполнены на цветном фоне. В основном производятся руиджо и тюбетейки. Большие вышивки, такие как гулькурпа и сюзане, встречаются реже. Декоративная ферганская вышивка с ее тонкими, элегантными линиями, напоминает тюбетейки. В их окраске используется контраст светлых и темных тонов. Над дизайном вышивки работали женщины-художники (калам коши) Их искусство уважали, знания часто переходили от матери к дочери. В зависимости от выбранного изделия, калам коши выбирали форму, размер и состав вышивки.
Кашкадарьинская вышивка. Традиционная кашкадарьинская школа вышивки — это оригинальное переплетение местных, самаркандских и сурхандарьинских школ оформления орнаментов. В декоре кашкадарьинских сюзане в основном используются два типа орнаментов: розеточные и свободно размещенные узоры с цветочными (доирагуль, арчагуль, калампир гуль, райхон гуль, олвали) мотивами. Относительно новое веяние, возникшее в советский период — это изображения животных: птиц (каптарой сюзане) или скорпионов. В данное время эти мотивы практически не используются. Иногда для тканевой основы используют белый сатин или голубой шёлк, которые потом украшают красивейшими узорами из цветочных орнаментов, изображений граната со всевозможными витиеватыми элементами.
Традиционными для узбекской вышивки являются зооморфный и растительный орнаменты. Растительная тема представлена распустившимися кустарниками и цветами, отдельными бутонами на тонких стеблях, вязью из лиственных побегов. В растительный узор нередко вплетались изображения диковинных животных и птиц в ярких оперениях.
Вышивка выполнялась шелковыми или шерстяными нитками, выкрашенными растительными красителями на домотканых материях или готовой одежде.
Особенно интересны, в этой связи, наряды каракалпачек и сурхандарьинок.
Все художественные средства мастериц — построение орнамента и его декоративная трактовка, цветовое решение, фактура материала и техника шитья неразрывно между собой связаны. Они дополняют, усиливают друг друга и служат созданию единого гармоничного декоративного художественного произведения.
Узбекская вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества. Древние мифологические символы орнаментов сюзане, одухотворенные фантазией мастериц, олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа.
Литература:
1. Этнографические очерки «Народы Средней Азии и Казахстана» изд-во АН СССР, Москва, 1962–1963
2. Фахретдинова Д. А. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана XVIII — XIX веков. Узбекистан, Ташкент, 2000